Аутсорсинговое будущее бухгалтерских услуг

10 апреля 2018, 12:00

В Украине термин "аутсорсинг" чаще всего ассоциируется вовсе не с ведением финансовой отчетности, а с компьютерной индустрией.

Тем не менее, рынок аутсорсинговых бухгалтерских услуг в нашей стране может стать куда более масштабным явлением, чем рынок IT.

Представители украинского бизнеса, часто бывающие за границей, с восторгом отзываются о том, что "там" компании не держат огромных бухгалтерских отделов, как заведено у нас. Мол, на западе собственник или менеджер занимается бизнесом, а не ведет бухучет и тем более, не контролирует сдачу налоговой отчетности. Многие компании, особенно мелкие или средние, обслуживаются аутсорсинговой бухгалтерской фирмой, и не знают никаких проблем. Но что интересно: когда говоришь украинским руководителям, что они могут сделать то же самое со своим предприятием, энтузиазм большинства сразу затухает.

Видео дня

Причин этому несколько, и далеко не все очевидны. У нас бизнес, даже работающий "по-белому" и ориентированный те только на Украину, но и на западные рынки, продолжает держать у себя целый отдел бухгалтеров. То ли в силу привычки, то ли по принципу "как бы чего не вышло". Ведь у предпринимателей годами вырабатывали понимание, что бухучет – это что-то невероятно сложное, запутанное, противоречивое, а налоговая только и ждет, чтобы подловить невнимательного бухгалтера и влепить ему штраф, да побольше. Кроме того, все боятся рейдеров и "маски-шоу". Конечно, в таких условиях бизнес хочет, чтобы бухгалтерский отдел находился через стенку от директора, и из него было несколько выходов. Многие после визита проверяющих органов активно перемещают свои данные в облака за рубежом.

Но главная проблема – даже не в этих объективных обстоятельствах; она в головах. В головах собственников бизнеса, самих бухгалтеров, да и всех, кто так или иначе связан с ними, например, страховщиков. Можно ли это изменить? Убеждена, что да.

Бухгалтерский аутсорсинг для бизнеса – зачем?

Постепенно бизнес-климат и правила игры у нас в стране меняются – пусть по-украински медленно, но и по-украински же неотвратимо. Антирейдерские законы, отмена десятков и сотен давно устаревших требований – это происходит. Кроме того, в этом году появилось два новых профессиональных закона - о бухучете и об аудите. Да, возможно, они и неидеальны, но благодаря им несколько упрощается ведение бухгалтерии, это факт, появляется возможность для компаний вести сразу учет по международным стандартам финансовой отчетности (МСФО), а не вести несколько параллельных учетов или делать бесконечные трансформации. Все это – наши общие объективные "перемоги", ставшие реальностью.

Профессиональное сообщество рассчитывает, что будет решен вопрос с налогообложением выведенного капитала, автоматизировано возмещение НДС, нормализирована и значительно упрощена схема начисления зарплаты, решен еще ряд проблем, которые сковывают бизнес. Каждый из этих вопросов очень важен, особенно для малых и средних компаний, традиционно стремящихся к упрощению бухучета. Ведь это позволяет собственнику сосредоточиться на бизнесе и его развитии, а значит, больше зарабатывать.

Еще одним фактором, подталкивающим развитие бухгалтерского аутсорсинга, является развитие программного обеспечения, которое становится более простым, дешевым. Этот процесс активизировался после постепенного ухода 1С после введения санкций, что дало больший простор украинским и международным альтернативным предложениям. Они будут продолжать развиваться, особенно облачные технологии, такие как SAP Business One. Ведь они помогают не только бухгалтеру, предоставляя ему балансы и нужные формы, но и собственнику, который может видеть важные для него данные в удобном и понятном формате в том числе на своих мобильных устройствах.

Чем больше представителей бизнеса будут это пробовать, тем больше будет расширяться рынок пользователей такого ПО. И тем больше компаний будет приходить к выводу, что ему не нужен весь традиционный бухгалтерский отдел - отдельное царство в сердце компании, где никто, кроме профессионалов-бухгалтеров, ничего не понимает. Нужна простота, прозрачность, мобильность и ответы на бизнес-вопросы, на которые раньше ему не мог ответить даже главбух, по крайней мере, оперативно.

Кроме того, бизнес вынужден искать способы удешевления обслуживания самого себя. От этого зависит стоимость конечного продукта и, естественно, прибыль. В сложные, переменчивые времена в бизнесе действует принцип "все лишнее – за борт". Если можно безболезненно избавиться от раздутого бухгалтерского штата, сократить расходы и ничего при этом не потерять – зачем же упускать такое конкурентное преимущество?

Кроме того, не секрет, что сейчас крайне трудно найти квалифицированного главного бухгалтера. И перед многими компаниями уже стоит дилемма – держать ли целый штат недостаточно опытных бухгалтеров, который знают бухучет только по проводкам в 1С или заплатить адекватному специалисту, на каком бы пляже он ни сидел - на Гоа или в Одессе. Думаю, ответ очевиден.

Что сегодня происходит на рынке аутсорса бухгалтерских услуг

Итак, сейчас руководители компаний медленно, но начинают приходить к пониманию, что бухучет ради бухучета нужен разве что бухгалтерам и налоговой, а никак не их бизнесу.

Объективно говоря, собственники бухучет не знают, не любят и боятся его. Я не раз наблюдала, как руководитель компании, получая годовой отчет, не может заставить себя его прочитать, а сразу смотрит на последнюю страницу. Так что, если можно будет не вникать в бухгалтерские тонкости без риска потерять много больше… Там, где это начинает осознаваться и проговариваться собственниками, недалеко и до резкого прорыва.

Среди первых компаний, которые начали постепенно отдавать ведение бухучета на аутсорсинг, оказались IT-шники. Во-первых, наши IT-шники видят успешные примеры такого подхода на Западе. Во-вторых, они не испытывают страха перед облачными технологиями и размещением в них финансовой информации.

Рано или поздно к тем же выводам придут и компании из других отраслей. Можно ожидать, через пару-тройку лет бухгалтерский аутсорс будет таким же привычным сервисом, как сейчас в соседней Польше или странах Балтии, просто потому, что это диктуют законы рынка, задающие спрос. А вот сможем ли мы превзойти наших соседей – зависит уже от нас, бухгалтеров и аудиторов, управляющих рычагами предложения.

Что может (и должно) сделать профессиональное сообщество?

Итак, финансовый аутсорсинг как сервис обречен на успех в Украине, как и во всем мире. Единственное, что его сдерживает – это недостаток обученных, квалифицированных и готовых работать на условиях аутсорсинга специалистов-бухгалтеров. С одной стороны, это ограничивает рынок, а с другой – стимулирует его. Клиенты начинают соглашаться на частичный аутсорсинг, на передачу части бухгалтерских функций, а наши коллеги – понимают, что нужно меняться и учиться.

Думаю, очень скоро на наш рынок начнут активно заходить международные аутсорсинговые фирмы, которые имеют большой опыт ведения этого бизнеса в разных странах, у которых есть ПО и специалисты. Поэтому задача профессионального сообщества и его самых прогрессивных участников – уже сейчас готовить кадры и осваивать технологии, которые смогут составить конкуренцию.

Внедрением профессионального обучения для специалистов аутсорсинговых компаний занимается целый ряд международных профессиональных организаций, например, CIMA. Кроме того, Федерация профессиональных бухгалтеров и аудиторов вводит специальную программу обучения, потому что специалист по бухгалтерскому аутсорсингу должен знать не только бухучет и налоги. Он обязан ориентироваться в бизнес-процессах, владеть ПО, причем не только и не столько 1С, где нет целого ряда аналитических функций, а более современным, например, SAP Business One.

В таком ПО – аналитика совсем другого уровня. И это, как правило, нравится собственникам бизнеса - они начинают интересоваться новыми возможностями. Думаю, скоро произойдет перелом и в сознании среднего бизнеса, которые поймут, можно получить качественные услуги, просто заплатив за абонентское обслуживание.

Поэтому я призываю коллег консолидироваться, чтобы совместными усилиями продвигать идею аутсорсинга и услуги. Речь идет не только о маркетинге. В таких странах как Канада, например, ассоциация бухгалтеров имеет возможность покупать дешевле компьютеры, ПО, потому что за счет крупных заказов может получать максимальные скидки.

Или, скажем, взаимодействие со страховыми компаниями. Представьте, что вы – бухгалтер-аутсорсер, который хочет застраховать себя от профессиональной ошибки; ведь профессиональный сервис подлежит страхованию, и бухгалтерский аутсорсинг – не исключение. Но страховая компания даже не будет знать, что с вами делать и сколько это может стоить! А если с тем же запросом обратится ассоциация, способная предложить целый пул потенциальных клиентов, поможет описать особенности деятельности, оценить риски и сформировать ряд пакетных предложений, то она может рассчитывать на адекватную ценовую политику.

Кроме того, страховку нужно предлагать клиенту, чтобы он знал: когда он заключает договор з аутсорсером, он получает не меньшую защиту, чем раньше, когда у него бухгалтер сидел в соседнем кабинете. Естественно, консолидированное профессиональное сообщество может диктовать подобные нормы и формировать предложения.

В западных странах этим обычно занимаются профессиональные организации, которые активно взаимодействуют со своими членами, куда входят, как правило, почти все представители профессии. Они, с одной стороны, помогают коллегам, а с другой – контролируют их квалификацию. Поэтому аутсорсер особенно должен быть заинтересован в консолидации профессии и членстве в профессиональной организации или хотя бы объединении во временном проекте, как у IT-шников.

В то же время, организация должна следить за квалификацией, повышать ее. Ведь сфера бухучета очень динамична, плюс постоянно меняются стандарты отчетности, аудиторские требования.

Аутсорсинг – зачем он нужен бухгалтерам?

В современных условиях профессионалы, особенно представители поколения миллениалов, просто не видят смысла в том, чтобы сидеть в офисе по 8-10 часов или ездить по пробкам на работу. И это естественно: ведь сэкономленное время, усилия, деньги можно потратить на что-то другое, более важное для конкретного человека – семью, стартап, саморазвитие, путешествия и так далее.

Для бизнеса услуги такого мобильного специалиста могут оказаться намного дешевле, чем содержание штата бухгалтеров, обеспечение их техникой, ПО, аренда и эксплуатация офиса для них где-то в центре города. А бухгалтер аутсорсер сможет заработать больше, поскольку его доход – не фиксированная установленная зарплата, а регулируемая им цифра, на которую влияет репутация, опыт, рекомендации, отношения с клиентом и время, потраченное на него.

Кроме того, важно, чтобы специалист осознавал, что профессия бухгалтера – это обучение длиною в жизнь. И если офисного работника можно принудительно отправить на переквалификацию или экзамен, то аутсорсер обязан это понимать сам. Понимать и регулярно проходить переобучение.

Рассчитываем в ближайшее время на достаточно активное развитие рынка аутсорсинговых услуг. При условии поддержки профессиональным сообществом этого объективного процесса мы станем свидетелями того, как меняется бухгалтерская профессия, принося пользу бизнесу и повышая свою ценность.

Присоединяйтесь к нам в соцсетях Facebook, Telegram и Instagram.

Показать ещё новости
Радіо НВ
X