Что нужно улучшить в публичных закупках

0 комментировать

Публичные закупки играют важную роль в обеспечении жизнедеятельности государства. Правильная организация этого процесса – залог успеха и процветания страны.

Именно поэтому, вопрос организации и контроля совершения закупок остается очень актуальным и требующим предельного внимания.

С уверенностью можно констатировать, что с момента запуска такого важного проекта как ProZorro, проведение закупок перешло на новый уровень. Положительная тенденция была отмечена как на международном уровне, так и внутри самого государства. Однако, учитывая динамичность развития данного рынка, также стремительно растет число тех, кто хочет обойти установленные правила игры, получив наибольшую выгоду, пренебрегая интересами общества.

Именно поэтому, для сохранения позитивной динамики развития, были приняты изменения в закон Украины "О публичных закупках", которые предоставляют контролирующим органам и, что немаловажно, общественности возможность пресекать негативные тенденции на государственных закупках.

Главной идеей принятых изменений является возможность контролирующих органов действовать на опережение, устраняя возможные нарушения до момента совершения растраты бюджетных средств. Такие нововведения позволят выстроить эффективный, прямой диалог между заказчиком и контролирующим органом, который будет публиковаться в системе ProZorro. Это позволит любому гражданину наблюдать за развитием и результатами мониторинга. Предложенная система мониторинга будет играть важную превентивную роль. Наиболее позитивный эффект от этого будет заметен при проведении допороговых закупок. С момента ликвидации Комиссии по рассмотрению жалоб на нарушения, допущенные во время таких закупок, заказчики фактически оставались безнаказанными, совершая многочисленные нарушения. Поэтому, участники на допороговых закупках были лишены возможности защищать свои интересы.

Также важной особенностью изменений является введение автоматических индикаторов риска. Основываясь на опыте проведения большого количества закупок, Государственной аудиторской службой совместно с Министерством экономического развития и торговли будут разработаны критерии, которые позволят заранее определить вероятность нарушений в той или иной закупке. Разработанные индикаторы риска помогут определить недобросовестного заказчика, который намерено ограничивает конкуренцию или злоупотребляет правом на дисквалификацию тендерных предложений, чтобы оставить только определенных участников. Но об эффективности данной системы можно будет судить только спустя некоторое время, получив первые результаты такой работы.

Но, к сожалению, описанные изменения направлены на ужесточение контроля только одной стороны закупок – заказчика. Вопрос злоупотреблений и нарушений со стороны участников остался без внимания.

Анализ большого количества закупок говорит о том, что со стороны недобросовестных участников распространенной практикой является злоупотребление правами. Цель этих участников – всяческое препятствование проведению закупки. На сегодняшний день заказчик абсолютно беззащитен перед злоупотреблением участником своими правами.

Для пресечения подобных проявлений заказчику следует ввести понятие имущественного ценза для участников. Так, например, если цена закупки составляет два млн грн, то для участия необходимо предоставить справку, которая указывает, что оборот потенциального участника за последний отчетный период был не менее чем 500 тыс. грн. Важно отметить, что такие требования должны быть инициированы законодателем и закреплены в законе. Если такие требования о балансе укажет сам заказчик, это будет основанием для обращения в Антимонопольный комитет Украины с требованием отменить такие условия.

Также необходимо внести изменения в порядок подачи жалобы в АМКУ. Недобросовестные участники используют их для затягивания процедуры закупки. При этом, как правило, такие участники являются новосозданными компаниями, которые не имеют опыта и не соответствуют квалификационным критериям, установленным заказчиком. Для решения этой проблемы, можно указать, что при подаче жалобы в АМКУ, участник обязан также подать документы, которые подтверждают его соответствие квалификационным критериям заказчика. При несоответствии квалификационным критерия такие жалобы будут оставлены без рассмотрения.

В случае, если система мониторинга деятельности заказчика принесет желаемые плоды, такой положительный опыт станет эффективной базой для реализации подобной системы и для участников. Отсеивание участников, которые затягивают и блокируют проведение тендеров, позволит улучшить процесс формирования рынка публичных закупок в нашей стране.


Читайте срочные новости и самые интересные истории в Viber и Telegram Нового Времени.

Комментарии

1000

Правила комментирования
Показать больше комментариев
Если Вы хотите вести свой блог на сайте Новое время Бизнес, напишите, пожалуйста, письмо по адресу: kolonka@nv.ua

Эксперты ТОП-10

Читайте на НВ style

Последние новости

опрос

Погода
Погода в Киеве

влажность:

давление:

ветер: