Аптечный рынок во время пандемии: взлет, падение и крах консерватизма

4 ноября 2020, 15:35

Что происходит на аптечном рынке сегодня, и стоит ли завидовать его игрокам?

В начале карантина, в условиях неопределенности и всеобщей паники, аптечный бизнес пережил настоящий бум. За бумом последовало беспрецедентное падение, продлившееся несколько месяцев.

Видео дня

Тот, кто думает, что в условиях карантина аптечный рынок, в отличие от остальных, процветал и зарабатывал миллионы, сильно ошибается. Да, действительно, когда началась паника, и все бросились закупать парацетамол, дезинфекторы и маски, произошел резкий скачок продаж. Люди скупали антивирусные препараты, а заодно запасались и другими лекарствами, — просто на всякий случай. Естественно, произошел прирост продаж — в середине марта он составил 100−120%. Но этот ажиотажный спрос длился всего недели две и очень быстро сошел на нет. Уже в апреле аптеки опустели, и началось существенное падение рынка — до 20%. Дальше — больше. В мае и июне падение доходило до 30%.

Карантин сыграл с аптеками злую шутку. Люди скупили кучу лекарств — нужных и ненужных, — и какое-то время обходили аптеки стороной. Да и болели на карантине меньше, поскольку меры, направленные на борьбу с коронавирусом, работали и против других его «собратьев», не столь именитых. Дети не ходили в садики и школы, офисные сотрудники работали из дома, многие вообще уехали из города на дачи или в деревню, так что массовое распространение вирусов было затруднено. И руки мы все стали мыть чаще, что тоже немаловажно. Конечно, это не касается хронических заболеваний: люди продолжали болеть, но боялись ходить к врачам, а сделанных «стратегических запасов» лекарств на какое-то время хватило. Больницы не работали на полную мощность, плановые операции выполнялись не в полном объеме, и необходимые для этих операций медикаменты не закупались.

Сказалось также падение платежеспособности: люди покупали только самое необходимое и предпочитали дорогим оригинальным препаратам дешевые дженерики. Плюс — законодательные ограничения, введенные на время карантина на ряд препаратов, не позволяли аптекам зарабатывать на самых ходовых медикаментах. В общем, это были тяжелые времена на аптечном рынке.

Однако летом рынок начал постепенно оживать, и в августе объемы продаж в денежном выражении вернулись к прошлогоднему уровню. В сентябре рост ускорился: на фоне резкого скачка случаев заболевания COVID-19, сезонного ухудшения ситуации по ОРВИ и хроническим недугам, лекарственных средств стали покупать ощутимо больше. Дальше все будет зависеть от развития эпидемиологической и экономической ситуации, и прогнозировать что-то вряд ли кто-то рискнет.

Как кризис меняет расстановку сил на аптечном рынке?

Во-первых, прекратился рост крупных сетей, они перестали открывать новые точки. В последние годы шла достаточно агрессивная экспансия: рынок был стабильным, у крупных сетей было достаточно ресурсов на расширение, и некоторые из них выросли в два-три раза. В начале карантина прибыльность резко упала, и у сетей не было свободных денег. Первое, что режется в такой ситуации, это бюджет на развитие. Многие сети закрывали наименее прибыльные точки, чтобы высвободить товарные остатки и перекинуть их в другие аптеки.

Во-вторых, мелкие сети и отдельные аптеки оказались буквально на грани выживания. Им было сложнее бороться с падением спроса: они не могли закрыть часть точек, не могли взять кредиты — никто бы их не дал. В провинции многие аптеки вообще распустили сотрудников и закрылись «на карантин». Не скажу точно, сколько таких точек закрылось, но «запас прочности» у них был очень небольшой. Вопреки бытующему мнению о сверхприбыльности аптечного бизнеса, средний уровень наценки на фармпрепараты составляет около 15%, а на товары регулярного спроса и дорогостоящие лекарства — 2−3%. Так что очевидно, что некоторые игроки просто не смогли дожить до лучших времен.

Тезис о том, что кризис — это новые возможности, у многих вызывает раздражение. Но на самом деле игрокам аптечного рынка не остается ничего другого как искать эти новые возможности, диверсифицировать свой бизнес и развивать его, четко ориентируясь на потребности клиента. Рынок стремительно меняется, меняются потребности людей. Главное — понимать клиента и предоставлять ему качественные услуги в удобном для него формате. Клиенту надо быстро найти и приобрести препарат, который ему выписал врач — и, да, желательно подешевле. При этом новые поколения буквально живут в смартфоне и давно совершают большинство покупок в интернете, а на аптечном рынке доля онлайн-продаж — всего 10%. Это огромный пробел — и огромный потенциал для развития. Аптекам пора активно заходить в интернет: подключаться к прайс-агрегаторам, развивать собственные сайты и генерировать с их помощью поток новых клиентов. Работать по старинке, как работали 20 или 50 лет назад, уже не получится. С консерватизмом придется покончить.

Показать ещё новости
Радіо НВ
X