Чем грозит рынку логистики закон о почтовой связи

0 комментировать

Проект закона О почтовой связи в том виде, в котором мы наблюдаем его с момента инициирования, имеет главную цель – введение регулятора рынка.

По сути, речь идет о возвращении лицензирования почтовой связи. В случае принятия закона, Национальная комиссия, которая сегодня осуществляет государственное регулирование в сфере связи и информатизации (НКРСИ), будет принимать заявки от субъектов хозяйствования или предпринимателей, и решать, могут ли те оказывать почтовые услуги. Кроме этого, комиссия получит свободный доступ к информации о бенефициарных владельцах и управляющих лицах.

Указанные полномочия НКРСИ нарушают основные принципы государственной регуляторной политики, а именно – адекватность, целесообразность, эффективность. Кроме того, регулятору предоставляются беспрецедентные для отрасли права наказывать (штрафовать) участников рынка почтовых услуг, а также через суд полностью запрещать заниматься деятельностью по оказанию почтовых услуг, которые являются вопиющим фактом нарушения права любого субъекта на свободу законной предпринимательской и хозяйственной деятельности.

Кроме того, проект закона предусматривает ввести обучение и повышение квалификации для сотрудников почтовых служб через государственного регулятора. Возможно, сама по себе, идея и имеет хорошие намерения, однако, в современном порядке ведения предпринимательской деятельности она утопична, поскольку неизвестно, чему могут научить государственные структуры, которые очень далеки от рынка почтовых перевозок.

Чиновники, в лице государственного регулятора, собираются определять, что такое качественная почтовая услуга. Понятно, что не потребители будут решать, насколько качественно их обслуживали, а НКРСИ. Это настолько далеко от задекларированной необходимости в проекте закона – развитие конкурентного рынка почтовых услуг, сразу становится очевидным, что предлагаемый проект пишется для чиновников и по запросу чиновников, но никак не защищает ни пользователей почтовых услуг, ни участников рынка!

Разработчики законопроекта ссылаются на европейский опыт, где наличие регулятора в почтовой сфере имеет место быть, однако с украинскими реалиями и проектом закона О почтовой связи европейского регулятора мало что объединяет. Например, в большинстве европейских стран регулятор регламентирует деятельность исключительно назначенного оператора (или нескольких назначенных операторов, если такие существуют), и обязывает последнего предоставлять частным операторам доступ к своей сети отделений. Регулятор никоим образом не вмешивается в деятельность частных почтовых операторов, чья конкуренция базируется исключительно на величине тарифов и качестве сервисов. Объясняются эти полномочия очень просто. С одной стороны, цель европейского регулятора – отменить монополию государственной почты, имеет поддержку от государства в виде субвенций, а также наиболее проникающую сеть отделений.

С другой стороны – обеспечить прозрачные равные условия для всего рынка, выполняя в некотором роде антимонопольную функцию.

В случае принятия проекта закона О почтовой связи в Украине регулятор возьмет на себя функции тотального контроля с возможными коррупционными составляющими, а не построения рынка равных возможностей. Так, регулятор начнет дублировать функции других регуляторных служб – Государственной инспекции Украины по вопросам защиты прав потребителей, налоговой службы и Антимонопольного комитета. Вряд ли это будет иметь положительный эффект для почтового рынка, почтовых служб, потребителей и самого государства, однако однозначно станет еще одним прецедентом для блокирования полноценной работы компании не менее, чем на 10 дней.

Кроме введения регулятора и наблюдателя на рынке новый проект закона приведет к установлению монополии на некоторые виды услуг (как то, отправка корреспонденции и посылок до 10 кг) назначенным в Украине национальным оператором. Никакие монополии никогда не защитят рынок, и, тем более, не улучшат сервис и качество предоставляемых почтовых услуг!

В Украине сегодня назначен только один почтовый оператор и он участвует в разработке законопроекта О почтовой связи. Складывается устойчивое впечатление, что рынок пытаются "продавить", выдвинув одинаковые требования ко всем почтовым операторам – там, где изначально речь не идет о равных возможностях назначенного оператора и частных почтовых служб.

Например, назначенный почтовый оператор в Украине не допускает другие почтовые службы к использованию собственных представительств или сети, хотя неоднократно подчеркивает убыточность большого количества представительных точек. Проект закона О почтовой связи также не предусматривает возможность обязать назначенного оператора предоставить такой доступ. Еще один яркий пример – выплаты компенсаций по ущербу, нанесенному посылке: в случае с частным оператором выплаты осуществляются в полном размере (на основании задекларированной оценочной стоимости груза) из собственных активов. При этом, назначенный оператор в Украине выплачивает убытки в четко определенном размере, привлекая активы государства.

Проект закона О почтовой связи в том виде, какой он есть сегодня, не может быть реализован. Наличие регулятора рынка недопустимо и даже "злокачественно". Регулятор не должен вмешиваться в хозяйственную деятельность предприятий, а должен регулировать исключительно назначенного(ных) оператора. При этом, у государства есть возможность дать второе дыхание как рынку, так и потребителю, законодательно отменив запрет на пересылку лекарственных средств и позволив украинцам получать медикаменты доступно и своевременно.

Во-первых, полномочия регулятора должны распространяться только на назначенных почтовых операторов, а во-вторых такие полномочия должны иметь ограниченный характер и не должны дублировать функции правоохранительных или других регулирующих органов.

Подводя итоги, можно отметить, что предложенная редакция проекта закона О почтовой связи не соответствует требованиям действующего законодательства Украины о дерегуляции и прямо противоречит некоторым нормам украинского законодательства. Его принятие в такой редакции нанесет непоправимый ущерб почтовой отрасли, которая развивалась только благодаря отсутствию предлагаемого "регулирования" со стороны государства, хотя контроллеров хозяйственной деятельности почтовых операторов и так очень много!

«Диалоги о будущем»

Новое Время представляет: «Диалоги о будущем» с Уильямом Тейлором, Павлом Шереметой и Дмитрием Кулебой.

Киев-Вашингтон-Брюссель
Какое место занимает Украина в этом треугольнике? Какой нашу страну видят в Европе и США?

Прийти на лекцию
Ukraine-2020

Читайте срочные новости и самые интересные истории в Viber и Telegram Нового Времени.

Комментарии

1000

Правила комментирования
Показать больше комментариев
Если Вы хотите вести свой блог на сайте Новое время Бизнес, напишите, пожалуйста, письмо по адресу: kolonka@nv.ua

Эксперты ТОП-10

Читайте на НВ style

Последние новости

опрос

Погода
Погода в Киеве

влажность:

давление:

ветер: