Закон о налоговой амнистии. Ждать ли легализацию богатств состоятельных украинцев

26 сентября 2019, 15:00

Залог успешности налоговой амнистии — метод кнута и пряника. Законопроект не предусматривает никакого «кнута». А если его включат по ходу игры — это будет нечестно по отношению к декларантам

В Верховной Раде появился законопроект о налоговой амнистии. Он сразу наделал шума среди экономистов и юристов. Ведь кроме цели наполнения бюджета «свежими» деньгами из-под матрасов и из оффшорных счетов, введение новых норм приведет к ряду неудобств для обычных граждан. А вот тотальной легализации состояния состоятельных слоев, скорее всего, так и не состоится.

Видео дня

Новый законопроект определяет налоговую амнистию (режим специального декларирования) как возможность освобождения налогоплательщиков от ответственности за нарушение налогового законодательства (по сути — за неуплату налогов в полном объеме), которые имели место до 31 декабря 2018 года. Все граждане (кроме госслужащих, которые и так подают декларации и не имеют права на другие доходы, кроме бюджетных и от преподавательской деятельности) могут разово воспользоваться этим правом до 31 марта 2020 года. Если человек не воспользовался таким правом, ему «засчитывается» активов на 300 тыс. грн. «автоматически».

Кажется, все просто. Но даже на этапе детализации условий, на которых можно пройти амнистию, начинаются проблемы.

Например, «раскрыть» и амнистировать можно любые активы, имущество, денежные средства, кроме тех, что приобретены преступным путем (любые другие преступления, кроме уклонения от уплаты налогов). Однако, не совсем понятно, как контролирующие органы будут определять «преступность» происхождения этих активов. Ведь в законе прямо указано, что данные в специальных декларациях не могут быть использованы против декларантов в качестве доказательств по уголовному делу. При этом не прописано, могут ли такие данные быть предоставлены, например, следователю во исполнение решения суда о временном доступе к документам. Неопределенность в этом вопросе поставит под большое сомнение анонимность и конфиденциальность передаваемой информации, а следовательно — и желание декларантов раскрывать ее.

Невозможно будет воспользоваться амнистией в отношении активов, данные о которых недостоверно отражены в специальной декларации. При этом понятие «недостоверное отображение» не раскрывается. Имеется в виду умышленное сокрытие истинной стоимости актива, или техническая описка, например, по площади недвижимого имущества — неизвестно. Это делает передачу права решать этот вопрос на «коррупционное усмотрение» инспектора.

Несмотря на разговоры о переходе налоговых органов в режим сервисной службы и минимального влияния человеческого фактора, новый законопроект вводит еще одну точку «очного» контакта инспектора и налогоплательщика — возможность вызвать плательщика для дачи объяснений по представленной спецдекларации. И это несмотря на то, что сам же документ содержит нормы о том, что объяснять происхождение амнистируемых активов, не требуется. Нечего и говорить о стрессах и рисках, которые несут такие «контакты» для обычных граждан. Не говоря уже о том, факт, что инспектор может вынести решение о доначислении, а обжаловать его можно только в суде. Если для компании это обычное дело, то для рядовых налогоплательщиков — дополнительные затраты времени, денег и усилий, которые только в незначительном количестве случаев приведут к желаемым результатам.

Согласно законопроекту, в случае невозможности подтверждения законности происхождения амнистируемого актива, с его стоимости нужно будет уплатить налог в размере 5% от рыночной стоимости. Декларанту нужно будет самому снять оценочную компанию и провести оценку актива по текущему курсу и реальной стоимостью по состоянию на день декларирования. Не хотелось бы сглазить, но обычно после таких норм в подзаконных актах появляются специальные оценочные компании «исключительно» уполномоченные на осуществление такой оценки.

Еще больше негативных ожиданий вызывает тот факт, что инспектор налоговой, усомнившись в верности оценки, может «привлечь» альтернативную оценочную компанию. Кто будет платить за это повторную оценку — тоже неизвестно. Но если прямо не написано, что это будет происходить за счет госбюджета — это риск для декларанта растет. Это уже не говоря о том, что оценка от такого «ангажированного» оценщика может существенно отличаться от реального положения вещей.

Дополнительные риски несет документ и для будущей репутации предпринимателей. Ведь фактически, раскрывая перед налоговыми органами свои схемы, бизнес и его учредители сами себя «берут на карандаш» инспектора, демонстрируя «склонность к нарушению закона». К примеру, законопроектом предлагается освободить от ответственности налогоплательщиков, которые будут декларировать доходы/активы для амнистии, по ряду административных статей, среди которых:

нарушение законодательства о борьбе с отмыванием доходов,

незаконный обмен валюты,

ведение хозяйственной деятельности без регистрации, лицензии и тому подобное.

Также в случае, если преступление привело к обретению декларируемых для амнистии активов, предлагается «простить» гражданам и предпринимателям

служебный подлог,

фиктивное предпринимательство,

служебную халатность.

С одной стороны, в случае принятия, документ дает возможность освободить от ответственности ряд мелких мошенников, с другой — инспекторы уже знают, к кому можно прийти с дополнительной проверкой в будущем, мотивируя ее, в том числе и «прошлыми грехами».

На принудительную экспроприацию похожи положения о легализации иностранной валюты. Законопроектом предлагается, чтобы владельцы в обязательном порядке размещали ее на 365 дней на счетах в банках. Иначе легализация будет стоить им вдвое дороже, чем для других активов — 10% против 5%. Чтобы снизить ставку до 2,5%, можно приобрести государственные облигации внутреннего займа. С одной стороны, не самый плохой вариант, учитывая высокую доходность ОВГЗ сегодня, с другой — прямое нарушение права на свободное распоряжение имуществом, вполне может быть обжаловано в суд.

«Вишенкой на торте» является фактическое отсутствие ответственности за несоблюдение норм законодательства о налоговой амнистии

«Вишенка на торте» является фактическое отсутствие ответственности за несоблюдение норм законодательства о налоговой амнистии. Непредставление декларации, недекларирование доходов, представление в декларации недостоверных данных влечет за собой штраф до 340 грн, а для физлиц предпринимателей — до 3400 грн. Будет ли при этом применяться «обычный» режим привлечения к ответственности в случае выявления незадекларированных активов и доходов — открытый и дискуссионный вопрос. Если да — то какой смысл в амнистии, ведь до этого предпринимателям удавалось избежать этой ответственности. Если будет «усиленный» контроль — то каким он будет?

Как показывает опыт других государств, залогом успешности налоговой амнистии является сочетание методов «кнута и пряника». Законопроект не предусматривает никакого «кнута». Если его включат «по ходу игры» — это будет по меньшей мере нечестно по отношению к декларантам.

Зато вводится ряд «подводных камней», которые при желании можно превратить в коррупционные «ловушки», и это только снижает доверие к самому процессу. Хотя гораздо лучше было бы ввести как можно более простой и прозрачный механизм «обнуления» всех финансовых грехов по принципу «амнистируя — амнистируй, и не задавай лишних вопросов».

Также важно отметить, что эффективность «специального декларирования» является минимальной без введения всеобщего обязательного декларирования. В законопроекте об этом речь не идет. И только когда соответствующий законопроект будет представлен, можно будет полностью оценить их кумулятивный эффект.

Присоединяйтесь к нам в соцсетях Facebook, Telegram и Instagram.

Показать ещё новости
Радіо НВ
X