Лекарство от КИК: безналоговая ликвидация
14 июля Рада приняла новые изменения в Налоговый кодекс и подарила любителям офшоров амнистию капиталов. После закона о контролируемых иностранных компаниях, для многих это стало хорошей новостью.
Безналоговая ликвидация офшоров
Норму о безналоговой ликвидации иностранных компаний ждали как манны небесной. Заплатить НДФЛ 18%, или даже 9% и военный сбор 1,5%, или только 1,5% военный сбор с накопленных и, часто незадекларированных, доходов — разница существенная.
Многие скажут, что это несправедливо — те, кто хранил деньги в офшорах на зарубежных счетах, выводя их из-под украинского налогообложения, снова получают преференции. С другой стороны, как иначе стимулировать состоятельных украинцев открыть перед государством информацию о своем финансовом состоянии? Возможно, эта норма и есть та обещанная президентом амнистия капиталов, хотя и не с нулевой ставкой.
Объективно, проект амнистии, озвученный правительством со ставками 18−9−5−2,5%, не будет приемлем здравомыслящими бизнесменами. Если останется хоть минимальная возможность законно не заплатить налоги вообще — ею обязательно воспользуются и капиталы снова останутся «в тени». А это все еще возможно. К сожалению, ни к финансовой, ни к правовой системе Украины нет доверия. Обещания освободить от уголовной и административной ответственности и финансовых санкций недостаточно убедительны. Отсюда и нежелание переводить средства в украинские банки, тем более с уплатой 5% налога.
Другое дело — прямая норма закона с временным разрешением не включать доходы от ликвидации иностранной компании в состав общего налогооблагаемого дохода, полученного за 2020−2021 год.
Чтобы воспользоваться нормой, необходимо выполнить два условия:
1. процедура ликвидации иностранной компании должна быть реализована в период
2. налогоплательщик, будучи акционером, участником, партнером или контролером ликвидированной компании, обязан подать в налоговую заявление об освобождении таких доходов, указав детали компании и полученного в результате ликвидации имущества и доходов.
Если иностранная (офшорная) компания была создана исключительно для накоплений и сохранения активов вне поля зрения украинских контролирующих органов, не выполняет других существенных функций, и собственник психологически готов задекларировать свое состояние, но не готов платить налоги, то самое время ликвидировать эту офшорную компанию и получить в актив декларацию о доходах с уплатой небольшой суммы налога — 1,5% военный сбор.
На первый взгляд — идеальное решение, если не учитывать риски. А они есть. И каждый бизнесмен должен их оценивать исходя из своей конкретной ситуации.

Риски безналоговой ликвидации
Риск отмены. Учитывая скорость и частоту внесения изменений в Налоговый кодекс, есть риск, что эта норма будет нивелирована в любой момент и налогоплательщик не успеет ею воспользоваться. Компанию ликвидирует, а доход не успеет задекларировать. В итоге полученный доход будет подлежать НДФЛ по ставке 18%. Снизить вероятность риска можно только затянув процесс ликвидации и завершить его в канун нового года, когда изменения уже не могут быть приняты. И в новом году как можно раньше подать декларацию.
Риск конфликта правовых норм. Пункт 170.131 статьи 170 также предусматривает возможность безналоговой ликвидации и освобождение от налогообложения дохода, полученного в результате ликвидации. Только условия для этого немного другие — решение о ликвидации должно быть принято до 1 июля 2020 года, ликвидация завершена до 31 декабря 2020 года, и доход от ликвидации получен не ранее 2021 года (поскольку сама норма вступает в силу только с 2021 года). Ожидаем, что законодатель все же откорректирует этот пункт, поскольку он слегка противоречит здравому смыслу: норма вступает в силу в будущем, но имеет отношение к событиям в прошлом.
Если же обе нормы сохранят свою силу, то не обойтись без двоякого трактования, правовой коллизии, и как результат — судебных споров. Вариант нивелирования риска — обеспечить ликвидацию и распределение дохода в такие сроки, которые удовлетворяют обеим нормам.
Риск расследований и возбуждения дел. Поскольку вместе с заявлением необходимо раскрыть детали иностранной компании и характеристики имущества и активов, контролирующий орган получит в свое распоряжение массу данных, которые могут быть использованы при расследовании других правонарушений.
К примеру, если окажется, что ликвидируемая иностранная компания получала доход от украинских компаний, то в отношении последних могут возникнуть подозрения в нарушении законодательства о трансфертном ценообразовании или норм международных конвенций об избежании двойного налогообложения. Следовательно, вопросы и доначисления затронут эти украинские компании.
Если, например, доход иностранной компании имеет сомнительное происхождение или получен от виртуальных активов, то под подозрение в финансировании терроризма попадет и сам налогоплательщик в рамках ст. 209 Уголовного кодекса Украины. Кроме этого, со стороны АМКУ могут возникнуть вопросы к декларанту, если он участвовал в процедурах получения разрешений на концентрацию или отсутствии концентрации в рамках ст. 24 ЗУ «О защите экономической конкуренции», о процедуре приобретения акций, корпоративных прав такой иностранной компании: была ли получена лицензия на инвестирование, оформлено дарение или они получены другим законным способом.
«Безналоговая ликвидация» — лекарство не для всех и имеет побочные действия. Важно правильно поставить диагноз, исходя из общей картины, и выбрать наиболее эффективный способ выхода из КИК, оценив возможные риски, их вероятность и последствия.