Потеряна связь с реальностью. Что не так со стоимостью обжалования тендеров в АМКУ
Для того, чтобы приостановить проведение закупок дизеля на 2 миллиарда гривен, нужно заплатить 30 000 гривен
Недавно заголовки новостей содержали информацию о том, что снова Укрзализныця может остаться без дизеля, поскольку проведение закупок обжаловали в АМКУ и тендеры приостановлены.
Очередная закупка дизеля — это лакмус того, что происходит в закупках. Что это — плохая организация процедуры, злоупотребления участников или несовершенно выстроенный процесс обжалования?
Давайте разберемся.
30 мая 2019 УЗ объявила 6 тендеров на закупку дизельного топлива, общей ожидаемой стоимостью 2091220 800,00 гривен.
По пяти тендерам подали свои предложения четыре участника:
ООО «АВИНТРЕЙД», ООО «Торговый дом Сокар Украина», ООО «ТОРУМ», ООО «ОККО Контракт».
И в шестом тендере было подано пять предложений: те же и еще ООО «ГАЗТРИМ».
Все эти тендеры были обжалованы двумя участниками, подали свои жалобы 30 июля 2019 ООО «Торговый дом Сокар Украина» и ООО «ТОРУМ». Стоимость подачи одной жалобы для каждого участника составляла 5000 гривен, в целом по 30000 гривен с каждого заявителя. Итак, для того, чтобы приостановить проведение закупок дизеля на 2 миллиарда гривен, сейчас нужно 30 000 гривен.
Имеют ли право субъекты на обжалование по закону? Да.
Что будет делать УЗ? Как было объявлено руководителем — проводить переговорную процедуру и срочно покупать дизель. Может она также быть обжалована? Да.
А что тогда будет дальше? Это риторический вопрос, на мой взгляд.
Нужно найти баланс между интересами государства и представителями бизнеса в части стоимости обжалования тендеров и ответственностью заказчиков, и это нужно делать как можно быстрее.
Итак, оплата за рассмотрение жалоб.
На сегодняшний день размер оплаты за рассмотрение жалоб, который поступает в Государственный бюджет Украины, составляет 5 и 15 000 гривен, за товары/услуги и работы соответственно.
Указанный размер оплаты устанавливался еще в 2010 году и уже давно потерял связь с реальностью хотя бы на уровень инфляции. На примере, который я привела выше, считаю, что нужно проанализировать целесообразность установления размера оплаты за рассмотрение жалобы в привязке к ожидаемой стоимости закупки для крупных тендеров.
Для понимания как это отражается на количестве жалоб ежегодно, поступающих в АМКУ как органа обжалования, привожу статистику.
В Антимонопольный комитет Украины поступило:
В 2017 году — 5706 жалоб.
В 2018 году — 7786 жалоб.
За 6 месяцев 2019 — около 7000 жалоб. Что будет на конец года?
Конечно мы можем говорить только о росте доверия к органу обжалования — коллегии АМКУ, но, по моему мнению, это общий сбой в процессах в виде утраченного баланса между интересами государства и бизнеса. Наряду с изменением подхода к установлению оплаты за рассмотрение жалобы обязательно нужно предусматривать возможность возврата уплаченных средств за рассмотрение жалобы в случае ее удовлетворения.
Большая часть жалоб — это невнимательность участников во время приготовления ими своих предложений — забытые страницы паспорта, договора, приложений или, например, ошибки в гарантии. Эта ошибочность сейчас не может быть отнесена к формальности, а следовательно, приводит к обжалованию и негативным последствиям для тендера (например, отмены процедуры закупки). В случае установления возможности это заменить на законодательном уровне — это уберет половину жалоб, на мой взгляд. Для этого необходимо вносить изменения в Закон Украины «О публичных закупках», которым предусмотреть такой же принцип возможности устранения недостатков в тендерных предложениях участников в течение 24 часов, как это установлено для закупок для нужд обороны, с совершенствованием указанной процедуры. Опыт применения принципа «устранение ошибок в течение 24 часов» уже давно успешно применяется в закупках для нужд обороны, его можно усовершенствовать (выделить что можно исправлять в предложении, а что нет) и транслировать на все закупки.
Эти действия позволят навести порядок в публичных закупках и распоряжении государственными средствами и сбалансировать интересы участников тендеров и государства.
Присоединяйтесь к нам в соцсетях Facebook, Telegram и Instagram.