IT-образование: нужна эко-система

0 комментировать
Luxoft – глобальная компания, предоставляющая услуги разработки програмного обеспечения и инновационных IT-решений для международных компаний

Большинство наших клиентов – это транснациональные корпорации. Мы работаем в 19 странах, у нас 35 центров разработки, расположенных в Западной и Восточной Европе, Северной Америке, Азии, Южной Африке. Неудивительно, что мы очень четко видим изменения структуры глобального рынка труда.

Прежде всего, благодаря интеграции цифровых технологий в повседневную жизнь, которую принято называть диджитализацией, современные специалисты могут работать из любой точки мира. Стираются географические границы, классическая форма трудоустройства изживает себя. Многие работодатели уже давно не фиксируют опоздания на работу, позволяют сотруднику работать вне офиса. В отдельных компаниях ушло в прошлое ограниченное количество дней отпуска – сотрудник сам решает, сколько ему отдыхать и работать. Диджитализация создает новые договорные формы взаимодействия между работодателем и сотрудником, выводя их на уровень партнерства.

В то же время возможность работы из любой точки мира приводит к выходу конкуренции на рынке труда на глобальный уровень. А это значит, что требования к образованию, знаниям, профессиональным и личностным качествам становятся все выше.

Еще один тренд – это роботизация и автоматизация, которая уже заменяет низкоквалифицированный труд. До 2020 года 5 млн рабочих мест будут заменены механизмами. В зоне риска, прежде всего, – сотрудники колл-центров, многие профессии в аграрной сфере, кассиры, водители такси и грузовиков, переводчики.

Тренд и ощутимая проблема для экономически высокоразвитых стран – это стареющее население. К примеру, 10 стран Европейского Союза имеют 30-35% населения, возраст которых свыше 60 лет. Это означает большую налоговою нагрузку, а также сложности в обучении и переобучении данной категории населения.

С изменениями рынка труда меняются и требования к специалистам. Например, в IT-индустрии все чаще нужны специалисты на стыке профессий: медик-программист или геолог-тестировщик. В итоге нам приходится подобных специалистов дообучать или переобучать. Текущая система образования не отвечает потребностям рынка, не успевает отвечать на запросы бизнеса.

Более того, все чаще в дополнение к профессиональным навыкам требуются определенные личностные характеристики: креативность, умение принимать решения в высокодинамичной среде, навыки управления персоналом.

Украина не находится в стороне от вышеупомянутых трендов. Отечественная ІТ-индустрия, которая очень быстро и динамично растет, уже в полной мере ощущает их на себе. При этом мы сталкиваемся с рядом проблем, решение которых является краеугольным для дальнейшего развития индустрии.

Если раньше нам приходилось бороться за новых клиентов, то теперь не менее активно компании-работодатели ведут борьбу за таланты. В год украинскому IT рынку нужно до 20 тыс. IT-специалистов. При этом спрос и предложение на рынке труда не сбалансированы. Университеты готовят не тех, кто необходим, или не в том качестве. Среди причин такой ситуации - устаревшая материально-техническая база университетов, отсутствие практики и часто – неактуальные данные. Существующие программы обучения не дают молодым специалистам понимания требований бизнеса и зачастую просто отбивают желание учиться. Рынку при этом нужны специалисты, которые работают на краю инновационных решений, умеют думать, созидать и создавать сложные креативные решения. И при этом жить в Украине, конкурировать на глобальном рынке, сотрудничать с глобальными компаниями или корпорациями.

Качественное преподавание теории фундаментальных наук в украинских университетах чаще всего не подкреплено развитием личностных качеств, так называемых soft-skills. Ведь для того, чтобы быть хорошим специалистом в своей области, на сегодняшний день нужно обладать еше рядом навыков. Это умение вести переговоры, работать в команде, управлять людьми и командами, работать с возражениями.

Если мы посмотрим на западные вузы, то большая часть работы у них проектная. То есть выполняя не индивидуальную, а проектную работу, студенты уже в учебной среде нарабатывают эти компетенции. Украинским учебным заведениям еще предстоит внедрить эти практики.

Есть и хорошие новости - на сегодняшний день наша страна занимает 26 место по показателю human capital согласно данных, представленных на Давоском экономическом форуме. За этой цифрой -  огромный человеческий потенциал Украины.

Если говорить о Luxoft, то наша компания каждый год растет в среднем на 15-20%. Большой рынок со значительным количеством высококвалифицированных сотрудников в Украине является неотъемлемой составляющей этого роста. Украинские команды создают решения для наших клиентов без преувеличения мирового уровня, а это возможно только благодаря их высокому уровню технических знаний и креативности.

Но чтобы в полной мере воспользоваться этими преимуществами, нам стоит позаимствовать опыт других стран. Во многих локациях, где мы работаем, очень четко прослеживается построение эко-системы IT-образования. В ней есть следующие участники: государство, университеты, отраслевые ассоциации, бизнес. Они понимают, к чему, когда и как готовить будущих специалистов. При этом все участники эко-системы помогают друг другу. Я думаю, это как раз то, к чему мы должны стремиться.


Читайте срочные новости и самые интересные истории в Viber и Telegram Нового Времени.

Комментарии

1000

Правила комментирования
Показать больше комментариев
Если Вы хотите вести свой блог на сайте Новое время Бизнес, напишите, пожалуйста, письмо по адресу: kolonka@nv.ua

Эксперты ТОП-10

Читайте на НВ style

Последние новости

опрос

Погода
Погода в Киеве

влажность:

давление:

ветер: