Будут ли США финансировать развитие 5G-сетей в Украине?

5 июля 2021, 15:00

20 мая Voice of America принесли новость о том, что в Конгресс США внесен законопроект, который позволяет правительству предоставлять средства на развитие 5G-сетей в Восточной Европе.

Такую новость радостно приветствовала Посол Украины в Вашингтоне Оксана Маркарова. Как это принято у украинских дипломатов, она не удержалась от соблазна немного поправить американских политиков, объяснив, что именно они хотели сказать на самом деле.

Видео дня

По словам госпожи Маркаровой, проект документа с громким названием «О безопасности трансатлантических коммуникаций» (Transatlantic Telecommunications Security Act) создан ради «противодействия глобальным вызовам, в частности, со стороны России и Китая в сфере телекоммуникаций». Между тем, в пресс-релизе соавтора законопроекта Марси Каптур Россия не упоминается ни разу, зато внимание сфокусировано на противодействии Китаю. Ничего удивительного, ведь доля России на рынке телекоммуникационного оборудования равна нулю.

Прочитав об этой инициативе, я подумал, что наши стратегические партнеры наконец решили перейти от обещаний к действиям. Впервые о возможности финансирования 5G-сетей за счет Соединенных Штатов украинцы услышали в ноябре прошлого года. Тогда заместитель госсекретаря Кот Крах обещал премьеру Шмыгалю многое, в том числе денег в обмен на отказ от китайского оборудования. В свою очередь господин Денис так же обещал собеседнику многое, включая присоединение Украины к антикитайским санкциям. Как показало внимательное изучение этих договоренностей, со стороны американского чиновника имела место банальная импровизация, у которой не было и не могло быть практических последствий.

Как по мне, если бы Соединенные Штаты действительно ввели полноценную программу по возмещению украинским операторам разницы между стоимостью 5G-оборудования китайских и европейских вендоров, это было бы настоящее win-win решение.

Оно удовлетворило бы всех без исключения:

  • Украинские операторы перестали бы беспокоиться из-за возможности авральной замены большой доли имеющегося оборудования, причем без какого-либо возмещения. Они бы знали, что на существующие активы никто не будет посягать, а ограничения будут касаться только новых элементов сетей.
  • Органы власти получили бы гарантию того, что антикитайские санкции не помешают реализации амбициозных проектов, таких как развитие 900 МГц 4G-сетей.
  • Пользователи не имели бы хлопот из-за очередного и резкого ухудшения качества услуг сотовой связи, которое вызвала бы авральная замена уже установленного и настроенного оборудования.
  • Все сразу вендоры, и европейские, и китайские получили бы самое важное для них — предсказуемость деловой среды.
  • Уже имеющееся 2G, 3G и 4G оборудование обеспечило бы китайцев достаточными доходами по его поддержке.

Едва ли не единственный недостаток подобного решения заключается в невозможности избежать несложных злоупотреблений. Источником рисков является идея возмещать не полную стоимость оборудования, а только разницу между предложениями китайских и «других» поставщиков. В случае реализации такого сценария китайские вендоры смогут прибегать к элегантному троллингу дядюшки Сэма. Для этого им достаточно резко занизить стоимость своего предложения операторами. Те, соответственно, будут заявлять к возмещению неожиданно большую разницу.

В любом случае обсуждение перспектив Transatlantic Telecommunications Security Act имеет чисто теоретический характер. Как и прежде, между фактическим содержанием многочисленных инициатив правительства и Конгресса США и их отражением в СМИ и соцсетях, имеет место едва ли не пропасть. Как показывает карта законопроекта на сайте Конгресса, он был представлен еще 8 декабря 2020 года, не набрал голосов и, как метафорически выражается ресурс GovTrack, «умер».

poster
Дайджест главных новостей
Бесплатная email-рассылка только лучших материалов от редакторов NV
Рассылка отправляется с понедельника по пятницу

Итак, этот законопроект до сих пор находится на начальной стадии рассмотрения с совершенно неочевидными перспективами. Как выглядит полный цикл обсуждения законопроекта, можно посмотреть на примере JUST Act of 2017, которым занималась мощная коалиция сторонников вместе с администрацией Трампа. Это далеко не единственная инициатива такого рода, которую постиг злой рок. Аналогичный законопроект был подан на рассмотрение еще в январе 2020 года, но и сейчас его состояние такое же, то есть «подан на рассмотрение».

Низкая заинтересованность Конгресса в поддержке европейских операторов не вызывает удивления, если учесть ситуацию с операторами американскими.

Несмотря на то, что прошло уже два года с момента, когда десятки мелких операторов сотовой связи в США были вынуждены отказаться от китайского оборудования, правительство до сих пор не возместило им ущерб. На сегодняшний день целевой фонд, созданный в соответствии с еще одним официальным актом с пафосным названием Secure and Trusted Communications Networks Act, даже не определил распорядителя. При этом вместо $1,8 млрд, которых ждали операторы, Федеральная служба связи (FCC) согласовала им только $1,68 млрд, а конечный объем возмещения будет составлять лишь 1 млрд.

Знакомство с текстами обсуждаемых инициатив заставляет сделать неутешительные выводы. Бросаются в глаза многочисленные признаки того, что авторы не знакомы с вещами, которые пытаются урегулировать.

Например, они неоднократно упоминают «сommon, secure, transparent, democratic standards», на которых должны базироваться 5G-сети, чтобы обеспечить «transparency, accessibility, and competition». Между тем глобальная телеком-индустрия не первый год работает над этой задачей и уже сейчас предлагает, например, рамочный подход (framework), известный как Network Equipment Security Assurance Scheme (NESAS). Он обеспечивает разработку, создание и эксплуатацию телекоммуникационных продуктов в соответствии с вышеуказанными принципами.

Никаких других стандартов на сегодняшний день на глобальном рынке телекоммуникаций нет и не предвидится именно потому, что бизнес очень заинтересован в безопасности и прозрачности. К сожалению, обсуждаемые законопроекты изобилуют нормами, которые прямо противоречат декларируемым принципам.

Например, в Transatlantic Telecommunications Security Act безопасными предлагается считать оборудование или услуги, не содержащие элементы, которые произведены «указанными» (сovered) производителями из «указанных» государств. К таким производителям прямо отнесены Huawei Technologies, ZTE Corporation и другие компании, которые, по мнению уполномоченных правительственных агентств, контролируются тем «указанным государством», то есть КНР.

Идея считать критерием безопасности отсутствие связи с КНР и КПК вызывает здоровый смех у людей, знакомых с современными угрозами в цифровой среде. Известным является факт использования правительством США американских компаний, их продуктов и услуг для шпионской деятельности. Аналогичные примеры можно привести относительно израильских, российских, швейцарских, британских и других компаний. Таким образом, страна происхождения сама по себе не определяет степень безопасности телекоммуникационного оборудования и услуг.

США столкнулись с чрезвычайно сложной задачей подорвать позиции своего основного конкурента на глобальном рынке телекоммуникаций. Фактически, им надо наверстать почти десять лет отставания, которое США допустили из-за ошибочных решений времен Буша и Обамы. Нехватка времени и других ресурсов заставляет Вашингтон импровизировать, часто неудачным способом.

Несмотря на заоблачную цену возможных ошибок, Украине следует быть очень осторожной с предложениями присоединиться к «крестовому походу» против КНР. По меньшей мере следует тщательно изучать ситуацию вокруг американо-китайского конфликта.

Показать ещё новости
Радіо NV
X