40 миллиардов — в тень. Чем отмена упрощенных закупок в Prozorro поможет территориальным общинам?

30 ноября 2021, 08:12

Законопроект 5289, отправленный сейчас на повторное первое чтение, — не первая и, похоже, не последняя попытка вывести какую-то часть закупок вне Prozorro.

Мы уже видели, как из-под действия закона «О публичных закупках» вывели закупки ко Дню Независимости (5,5 млрд грн) и строительство Большой кольцевой дороги вокруг Киева (85 млрд грн). Итого это около 10% годового бюджета на закупки. Теперь же в Верховной Раде будет рассматриваться возможность отменить обязательные упрощенные закупки от 50 тыс. грн. И это приведет к тому, что на закупках объемом 40 млрд гривен в год фактически исчезнет конкуренция — их можно будет отдавать «своим» поставщикам напрямую.

Видео дня

Что такое упрощенные закупки?

Упрощенные закупки — это некий мини-тендер. И с апреля 2020 года проводить его стало обязательно от 50 тыс. до пороговой суммы (200 тыс. грн для товаров и услуг и 1,5 млн грн для работ). Такая закупка предполагает минимальный набор документов от потенциального поставщика и проходит гораздо быстрее открытых торгов. Если участников приходит двое и более, происходит аукцион. Но даже если один, с ним можно заключить договор. Прозрачный отбор поставщиков позволяет государству экономить денежные средства.

Раньше заказчики имели возможность заключать на эти суммы прямые соглашения. Достаточно было договориться с поставщиком и опубликовать в системе отчет о заключенном договоре. Что мы видели в результате?

Завышенные цены. Например, государственное предприятие «Селидвугилля» сотнями заключало договоры по 199 тыс. грн, чтобы не проводить тендер. И суммы там доходили до абсурда. Шахта покупала минеральную воду по 222 грн за одну бутылку и мясо по 4 тыс. грн за килограмм.

Дробление крупных закупок на суммы до 200 тыс. грн. Это была одна из самых распространенных коррупционных практик. Если стоимость нужного товара или услуги превышала порог, заказчики производили несколько одинаковых закупок на допороговую сумму. Так, в Ирпене, чтобы не проводить тендер, разбили закупку скульптуры на несколько прямых соглашений. Хрестоматийным был случай из Тернопольской области, где одну дорогу делили на отрезки по 40 метров, чтобы заключить с избранным поставщиком сотни прямых сделок.

Аномальный всплеск закупок в конце года или «декабрьская жатва». Государственные учреждения пытались освоить остаток выделенных им средств до конца года и неконкурентные закупки подходили для этого лучше всего. На их эффективность и законность порой смотрели уже в последнюю очередь. Типичны были случаи, когда деньги подрядчикам перечислялись еще до того, как были проведены работы или была оказана услуга.

Снижение порога существенно снизило объем таких злоупотреблений. Дробить закупки стало сложнее. Отдать закупки своим стало труднее, ведь весь процесс отбора на виду.

На закупках объемом 40 млрд гривен в год фактически исчезнет конкуренция — их можно будет отдавать «своим» поставщикам напрямую

Конечно же, проведение пусть более простых, но все же тендеров требует больше времени и определенной квалификации у закупщиков. Но, согласитесь, хорошие вещи в жизни в общем-то требуют от нас прилагать усилия. Вести здоровый образ жизни сложнее, чем нездоровый. Проводить конкурентные закупки сложнее, чем просто отдавать подряды напрямую. Но вопрос опять же в мотивации — есть ли государственном и местных бюджетах достаточно средств, чтобы лишний раз не задумываться о том, как сэкономить средства.

poster
Дайджест главных новостей
Бесплатная email-рассылка только лучших материалов от редакторов NV
Рассылка отправляется с понедельника по пятницу

С момента введения упрощенных закупок государство планировало потратить на них около 43 млрд гривен. Однако 4,2 млрд (почти 10%) удалось сэкономить именно благодаря конкуренции поставщиков на онлайн-аукционах в Prozorro. Для сравнения, в 2021 году на закупки кислородных концентраторов по всей Украине было израсходовано практически в 5 раз меньше средств — 783 млн грн.

Действительно ли есть проблемы с упрощенными закупками?

Официально инициаторы закона не агитируют за отмену упрощенных. Они декларируют «срочную потребность устранить препятствия» для территориальных общин, чтобы те могли обеспечить бесперебойную поставку жизненно необходимых услуг. И одна из поправок законопроекта действительно предлагает разрешить органам местного самоуправления закупать некоторые товары и услуги — пищевые продукты, электроэнергию, газ, отдельные товары для здравоохранения и образования — без проведения упрощенных закупок. Но в то же время другой поправкой законодатели пытаются сделать проведение упрощенных закупок необязательным вообще, чем, кажется, демонстрируют свои истинные намерения.

Но вернемся в органы местного самоуправления.

Авторы изменений в закон объясняют его тем, что заказчикам из местных общин сложно купить качественный товар или услугу через тендер. Мол, это нужно составлять документацию, процедура занимает время, у малых заказчиков не хватает ресурсов и квалификации для их проведения, поэтому закупки часто приходится отменять и проводить заново, тратя еще больше времени.

При этом большинство органов местного самоуправления (ОМС) — это сельские или небольшие городские ОТГ, большинство закупок которых легко вписывается в 50 тысяч гривен. Статистика не обманывает — на упрощение приходится всего 6% всех закупок ОМС. Кроме того, чтобы облегчить и ускорить проведение закупок для заказчиков, был создан электронный каталог Prozorro Market. Каталог начал работать в полную силу в начале этого года и почти 4 тысячи заказчиков уже воспользовались им. В несколько кликов там можно приобрести необходимые товары широкого потребления — в частности, те же продукты школьного питания а с недавних пор и электроэнергию. Вскоре в Prozorro Market будет и природный газ.

Вместо упростить жизнь небольшим заказчикам законопроект 5289 фактически выводит в тень 40 миллиардов гривен налогоплательщиков. Ведь там, где нет конкуренции, нет экономии. А также эффективность и прозрачность, основные принципы реформы государственных закупок. Вместо конкурентного отбора поставщиков мы снова будем иметь прямые соглашения со «своими» по завышенным ценам. Без аукционов заказчик просто заплатит столько, сколько есть в бюджете.

Так как поможет выведение в тень закупок на 40 млрд грн небольшим территориальным общинам — вопрос риторический.

Законопроект 5289 не поддержали Минэкономики, Минфин и НАПК, в частности отметив риски неэффективного использования публичных средств и коррупционных действий. Свои замечания по законопроекту высказали Главное научно-экспертное управление Аппарата Верховной Рады Украины и Государственная аудиторская служба Украины. Не голосовать за эту инициативу уже призывали в Transparency International Ukraine.

Показать ещё новости
Радіо NV
X