Приватизация в Украине: как опровергнуть экономический кризис

15 апреля 2021, 11:00

Почти 1 млрд грн за первые три месяца. Объем приватизационных поступлений в Государственный бюджет подтверждает тезис, что кризис — не помеха для инвестиций.

Сторонники теории, что пандемия и вызванный ею экономический кризис — не время для активной работы, а вместо этого надо забиться в пещеру и ждать лучших времен, сейчас окажутся в очень неудобном положении. Не буду кривить душой, что сочувствую им.

Видео дня

Показатели приватизации в Украине за 2020 год и за первый квартал 2021-го полностью опровергают любимый популистами тезис о том, что во время коронакризиса инвестиционная активность находится на нуле, а за объекты госсобственности невозможно выручить хоть сколько-нибудь значительную сумму.

И уже за первые три месяца текущего года объем приватизационных поступлений в Государственный бюджет составил почти 1 млрд грн. Важно учесть, что этот показатель был сгенерирован продажей объектов исключительно малой приватизации, а также с поправкой на то, что из-за количества праздничных и выходных дней экономическая активность в январе действительно чуть ниже среднегодовой.

Соотношение почти миллиард за квартал — объективно впечатляет, особенно если уважаемые критики вспомнят, что за весь благополучный 2018 год Госбюджет получил от приватизации 300 млн, а за доковидный 2019 — 500 млн грн.

В целом, за период пандемии в Украине было привлечено 4 млрд гривен, из них 3 млрд — в прошлом году. Эта сумма является показательной, поскольку она — не результат разовой сверхмасштабной сделки, а сформирована в процессе проведения около 2 тыс. торгов за объекты разного масштаба и профиля: и гаражи, и коровники, и недостроенные здания в регионах, и отель в центре столицы. И вот можно констатировать после года этой работы: на любой, даже самый безнадежный объект есть благодарный покупатель, нужно только поставить себе цель его найти.

Турбулентность, пристегните ремни

2020 год, особенно первая его половина — период, когда мир находился в шоке, а потом начал учиться жить и работать в новых условиях.

Локдауны, нестабильность финансовых рынков, экономические кризисы, разорванные логистические цепочки были неизменными спутниками этого процесса.

Нас в Фонде госимущества коронавирусный форс-мажор догнал в момент если не взлета, то как минимум присоединения стартового модуля, который должен был вывести приватизацию на новый уровень. Из-за нестабильности на финансовых рынках парламент принял решение о приостановлении Большой приватизации. Не буду скрывать, что мы переживали вынужденную паузу очень болезненно — из-за того, что у украинских госпредприятий осталось не так уж много времени для перезапуска.

poster
Дайджест главных новостей
Бесплатная email-рассылка только лучших материалов от редакторов NV
Рассылка отправляется с понедельника по пятницу

Пандемия обусловила новые приоритеты для государства. В это время ФГИУ в своей зоне ответственности мог противопоставить нарастающему кризису профессионализм, скрупулезное выполнение обязательств, открытость и четкость приватизационных процедур, нулевую толерантность к коррупции.

Это сработало. Не призываю верить мне на слово, но язык цифр, надеюсь, достаточно объективен. Именно сухие показатели отражают реальные намерения инвесторов и демонстрируют уровень заинтересованности в украинских государственных активах.

Итак:

  • Рост цены на аукционах в благополучном доковидном 2019 году составлял 37%.
  • В без преувеличения сложном нестабильном 2020 — 191%.
  • Среднее количество участников торгов в 2020 году, вопреки закрытым границам и ограничениям на перемещение между странами, возросло до 3,1. В 2019 году, когда мир был открыт, показатель составил 2,2.
  • Деньги, как бы цинично это не звучало — честное мерило. В 2019 государство получило за свои активы 561 млн гривен. В 2020 году — 3 млрд гривен, или в 5,3 раза больше.

Эти показатели прироста показывают, что со стороны инвесторов украинские приватизационные сделки — это не снисходительное «купил по дешевке», а наоборот — ожесточенная конкурентная борьба. Бизнес готов предлагать рыночную цену и бороться за активы.

А объекты даже малой приватизации при надлежащей их подготовке и усилиях по поиску инвесторов могут генерировать высокий результат.

Содержание и форма

Одного лишь факта наличия перспективного актива мало, чтобы обеспечить приток иностранных инвесторов — как минимум таких, которых мы хотим видеть в Украине. То есть не временных спекулянтов, а предпринимателей, которые готовы надолго связать свою жизнь с нашей страной.

Позиция, что «если у тебя есть условная „Криворожсталь“, то все и так со всего мира сбегутся» не соответствует действительности. Форма, в которой реализуется политика приватизации, и те принципы, на которых она базируется, не менее важны, чем ее содержание.

Так же и текущие экономические макропоказатели не определяют инвестиционную привлекательность страны, а лишь задают ее координаты. Куда важнее для инвестора — четкость правил игры в этих координатах.

И именно в части принципов и подходов к приватизации произошли наиболее принципиальные изменения, которые позволили нивелировать или частично нивелировать ущерб, нанесенный энтузиазму потенциальных инвесторов коронакризисом.

Приведу несколько сравнений.

Еще относительно недавно информацию о приватизации государственных объектов можно было получить только из одного источника — газеты «Вестник приватизации», тираж которой составлял 400 экземпляров. В результате торги трудно было назвать аукционом, поскольку иногда они проводились исключительно для «своих». Но даже если удавалось узнать о таком аукционе и принять в нем участие, то это была игра вслепую, поскольку информацией о состоянии объектов и предприятий, выставлявшихся на продажу, владел так же ограниченный круг лиц. При этом цена такого загадочного объекта могла не соответствовать не только реальности, но даже логике.

Кто пойдет на таких условиях вкладываться в госсектор? При наличии здравого смысла — никто, разве что скрытый бенефициар существующей системы.

В 2020 году форма приватизации в Украине изменилась — и эти изменения, я уверен, необратимы. Для их воплощения понадобились политическая воля, консолидация усилий стейкхолдеров, а со стороны команды ФГИУ — профессионализм, проактивность и крепкие нервы, чтобы игнорировать попытки запугивания и подкупа.

Результат стал заметен почти сразу.

Как только отпала необходимость вылавливать «Вестник приватизации», а появилась возможность зайти на маркетплейс privatization.gov.ua, оказалось, что украинскими активами интересуется огромное количество инвесторов.

Как только появилась опция поиска по профилю, региону, стартовой цене — оказалось, что и за пределами «голубых фишек» нам есть что предложить, и на условный гараж в Казатине тоже есть спрос.

Затем инвестор получил доступ ко всей документации по объекту, который его интересует: финансовая отчетность, материальное обеспечение и техническое состояние. Доступ к этим данным происходит без участия чиновника, поэтому исключает коррупционную составляющую. Огромный шаг для сектора, ключом к которому годами был дефицитный лист бумаги. Публичность финотчетности дает возможность подсчитать прибыль, оценить будущие затраты на модернизацию, фонд заработной платы — то есть вести игру с открытыми глазами. По нашим подсчетам, на модернизацию объектов приходятся суммы, в 4−6 раз больше, чем конечная цена покупки самого объекта.

Непосредственно торги проводятся в системе Прозорро.Продажи — субъективный фактор исключен и здесь. ФГИУ очень нелюбопытный партнер. Мы, так сказать, не лезем в душу инвестору. До завершения онлайн-аукциона никто, включая Фонд госимущества, не знает количества участников, названия юридических или фамилий физических лиц, их ценовые предложения. Каждому участнику электронная система назначает порядковый номер — идентификация происходит только после завершения торгов и определения победителя. Анонимность конкурентов делает невозможным внешнее влияние на результат торгов, все определяет динамика ставок.

За год последовательной реформы доверие к украинским госинституциям существенно укрепилось. Интерес к украинским активам тоже никуда не делся и только увеличивается по мере того, как мир с каждой уколотой дозой вакцины приближается к нормальной жизни.

Сочетание этих факторов не дает нам права медлить с приватизацией, поскольку любая отсрочка означает продолжение коррупционных схем, истощение производств и увеличение социальных и налоговых обязательств.

Украинская приватизация — это не распродажа государственного имущества. Это процесс привлечения наиболее заинтересованного, состоятельного и рационального инвестора. Нам удалось наладить этот процесс даже во время пандемии, провести высококонкурентные аукционы и перезапустить ряд «спящих» активов, выведя их в рыночный оборот. Убежден, что в 2021 году нас ждут еще больше успешных кейсов и качественных инвестиций — показатель «миллиард за квартал» не оставляет для этого никаких сомнений.

Показать ещё новости
Радіо NV
X