В чем Антонов только не обвиняли – вплоть до измены Родине – президент ГП Антонов о скандалах вокруг производителя

9 сентября 2016, 11:52
2097
Цей матеріал також доступний українською
В чем Антонов только не обвиняли – вплоть до измены Родине – президент ГП Антонов о скандалах вокруг производителя - фото

Президент ГП Антонов Александр Коцюба говорит, что на серийном заводе "Антонов" с 2009 по 2016 год было построено 16 серийных самолетов, причем основным заказчиком и финансовым источником была российская компания

В последнее время руководство государственного предприятия Антонов сделало много заявлений. Одним из самых громких стало заявление о подписание контракта с КНР по завершения строительства модернизированного самолета Ан-225 Мрия грузоподъемностью 250 тонн

Сумма строительства по оценке экспертов может быть больше $300 млн.

ГП Антонов – это самое крупное самолетостроительное предприятие страны, которое было основано в 2009 году в результате присоединения к АНТК им. О.К. Антонова Киевского авиационного завода Авиант (Серийный завод Антонов).

Также в компанию входят Авиалинии Антонова, на которые приходится около 70% совокупной выручки ГП Антонов. В свою очередь предприятие является одним из крупнейших налогоплательщиков государства, перечисляя в бюджет порядка 600 млн гривен ежегодно.

О том, с какими проблемами столкнулся Антонов, почему на предприятие намерены разорвать отношения с Россией и кого видят новым партнером НВ Бизнес рассказал президент ГП «Антонов» Александр Коцюба.

Вы никогда в жизни до этого не работали в авиационной отрасли, как вам управлять предприятием, которое совершенно из другой сферы?

– В прессе меня укоряют, что, не имея профильного образования, руковожу авиационным предприятием. Тогда у меня встречный вопрос – предприятие находится далеко не в лучшем состоянии. А ведь последние годы им руководили специалисты с авиационными дипломами и большим опытом работы в этой сфере. Значит, дело не только в дипломе? Понимание процессов, умение организовать работу специалистов, оперативность в принятии решений – условия для успешной работы управленца.

– Что изменилось у ГП Антонов за прошедший год, удалось ли добиться каких-либо заказов?

– Прошедший год было достаточно тяжелым ввиду того, что были практически приостановлены и разорваны все традиционные кооперационные связи с Россией. А ведь все предыдущие годы политика была выстроена именно так, что основным партнером для "Антонов" и других предприятий авиационной отрасли Украины были компании РФ. Поэтому, когда начал разрушаться этот фундамент, на котором все держалось, многие процессы замедлились или остановились. То есть, были определенные провалы в управленческих решениях, прежде всего не проводилась диверсификация рынка сбыта. Работа с потенциальными заказчиками самолетов из других стран практически не проводилась.

Нашими основными партнерами традиционно остаются рынки стран Азии, Латинской Америки и Востока. Там любят и очень ценят "антоновские" самолеты - они неприхотливы к условиям эксплуатации, обслуживания

Сегодня ситуация такова. На серийном заводе, который был присоединен к "Антонов" в 2009 году, за этот промежуток времени (2009-2016 гг.) построено 16 серийных самолетов, причем основным заказчиком и финансовым источником была российская компания Ильюшин Финанс, через которую эти самолеты продавались. Сейчас на cерийном заводе "Антонов" – устаревший станочный парк, который необходимо модернизировать. Иначе себестоимость производства самолетов будет очень высока, и наша продукция станет неконкурентоспособной на авиарынке.

– Если говорить о поисках рынка сбыта, понятно, что с Россией у нас все будет постепенно затухать или вообще прекращаться. Где мы можем найти новых партнеров?

– Нашими основными партнерами традиционно остаются рынки стран Азии, Латинской Америки и Востока. Там любят и очень ценят "антоновские" самолеты – они неприхотливы к условиям эксплуатации, обслуживания. Работают на аэродромах с различным качеством взлетно-посадочных полос, в том числе на грунте, не требуют дополнительного аэродромного оборудования, отличаются хорошими взлетно-посадочными характеристиками. Например, еще во времена Союза, Индия купила 118 самолетов АН-32, 104 из них они до сих пор в строю, мы работаем над их модернизацией.

– Расскажите о последнем контракте, который у всех на устах по поставке самолета Мрия в Китай, что собственно произошло?

– Не успели высохнуть чернила на подписанном нами меморандуме о начале сотрудничества по проекту Ан-225, а тема уже обросла различными кривотолками и домыслами. В чем "Антонов" только не обвиняли – вплоть до измены Родине.

На самом деле с китайской компанией AICC мы подписали рамочное соглашение. По сути - протокол о намерениях. Две стороны изъявляют добрую волю участвовать в проекте по достройке второго модернизированного экземпляра самолета Ан-225, (Мрии номер 2).

В документе четко прописан алгоритм взаимодействия и механизм подписания договоров - начиная от разработки конструкторской документации и заканчивая поставкой нового самолета в Китай.

– За прошлый год финансовые показатели ГП Антонов были довольно приличными, был рост прибыли. С чем это связано, за счет чего этого удалось добиться?

– Авиационный бизнес – удовольствие дорогое. И продажа, и обслуживание порой исчисляются цифрами с многими нулями. Мы ориентированы на экспорт, то есть на валютные поступления. С учетом повышения валютного курса в Украине, в гривневом эквиваленте получаются большие суммы.

– Как это все устроено за рубежом? Такие компании, как Boeing и Airbus получают финансирование или преференции?

– В качестве примера приведу известную программу европейского транспортного самолета Airbus-А400М, который был фактически скопирован с нашего АН-70. По приблизительным оценкам, странам-участникам проекта он обошелся в 15 миллиардов евро. И это только одна программа! О таких суммах мы можем только мечтать!

– А что государство может сделать для того, чтобы облегчить работу ГП Антонов, какие должны быть законодательные акты?

– Мы ждем от государства получения заказов. До настоящего времени заключен контракт на поставку трех самолетов семейства Ан-148 Минобороны Украины, которые мы готовы построить при наличии финансирования. Здесь не идет речь о прямом финансировании, мы получаем кредитные средства от одного из государственных банков под государственные гарантии.

Прошедший год было достаточно тяжелым ввиду того, что были практически приостановлены и разорваны все традиционные кооперационные связи с Россией

Мы хотим преференций в налогообложении, снижения таможенных пошлин, налогов на ввоз продукции, которую мы импортируем для производства самолетов и преференции в части возможности эксплуатации наших самолетов отечественными авиакомпаниями. Законопроекты по этим направлениям поданы в Верховную Раду.

Ни для кого не секрет, что сейчас украинским авиаперевозчикам гораздо проще покупать на условиях временного ввоза импортные самолеты. Эксплуатировать их. И при этом, из-за нюансов налогообложения, они получаются гораздо дешевле, чем наши самолеты.

Кроме того, все самолеты в мире продаются через лизинговые компании. Это не роскошь, а необходимость - иметь лизинговую компанию в Украине.

В России - это Ильюшин Финанс. У нас – это Антонов Финанс, но она не наполнена финансами, поэтому от нее сейчас нет никакой пользы.

– По поводу ситуации с компанией Волга-Днепр, вы разрываете с ними контракт. Почему так произошло? Сможет ли ГП Антонов обойтись без них?

– Политика взаимоотношений с российской компанией Волга-Днепр продиктована общим политическим курсом страны. Ни по юридическим, ни по моральным соображениям не больше не можем работать с российской компанией, тем более по военным программам. Это, как минимум, неэтично.

За все годы работы с «Волга-Днепр», наши родные «Авиалинии Антонов» отчасти находились в "тени" мощного партнера. Даже то, что наши самолеты АН-124 ассоциировались в мире с Россией, говорит не в нашу пользу. Сейчас мы хотим исправить эту ситуацию.

– Как вы видите компанию Антонов через 4-5 лет? Каким предприятие может стать в идеале?

– Первое, что я вижу - это будет мощнейшее интеллектуальное конструкторское бюро, которое будет генерировать идеи и успешно продавать их во всем мире.

Второе - это серийное производство на модернизированный мощностях, с максимальной автоматизацией всех процессов, в том числе и управленческих.

– Где можно найти средства на реализацию?

– Инвестиции и кооперация с иностранными партнерами. Один из поданных нами законопроектов, - принят Верховной Радой и подписан президентом Украины. Это закон о возможности создания государственными компаниями авиапромышленной отрасли Украины совместных предприятий с иностранными партнерами.

Все самолеты в мире продаются через лизинговые компании. Это не роскошь, а необходимость - иметь лизинговую компанию в Украине

Раньше мы не могли этого сделать. Инвесторы опасались вкладывать деньги. Естественно, они задавались вопросами, - какие у нас риски, какие у нас гарантии, что мы получим, за что мы заплатили? Теперь иностранный партнер, инвестируя деньги, понимает, что он тоже управляет процессом.

– Существует много разговоров на счет того, что ГП Антонов располагает большим количеством земли в Киеве. Есть ли риски потерять ее?

У нас достаточно земли и в Киеве, на улице Туполева, и в Гостомеле. Но за полтора года моей работы в компании даже не было намека на то, что какой-то кусочек земли будет отчуждаться. Пока предприятие работает под моим руководством, ни один квадратный метр государственной земли отчужден не будет.

Читайте новый номер журнала НВ

Подписывайтесь на журнал НВ и читайте свежий номер прямо сейчас. Все подписчики также получают доступ к архивным выпускам журнала. Стоимость подписки на три месяца всего 59 гривен.

Подписаться и читать журнал

Выбор редакции

Финансы

21 мая, 18:35

thumb img
Коломойский окончательно проиграл суды Нацбанку по залоговому имуществу на 2,6 млрд грн
thumb img
Смена стратегии. Сеть Фуршет закроет каждый пятый магазин
thumb img
Успешный опыт заразителен. Как Фонд госимущества намерен регулировать работу риелторов

Стань автором

Если Вы хотите публиковать свои колонки на НВ Бизнес, пишите по адресу:

kolonka@nv.ua