В чем Антонов только не обвиняли – вплоть до измены Родине – президент ГП Антонов о скандалах вокруг производителя
Сумма строительства по оценке экспертов может быть больше $300 млн.
ГП Антонов – это самое крупное самолетостроительное предприятие страны, которое было основано в 2009 году в результате присоединения к АНТК им. О.К. Антонова Киевского авиационного завода Авиант (Серийный завод Антонов).
Также в компанию входят Авиалинии Антонова, на которые приходится около 70% совокупной выручки ГП Антонов. В свою очередь предприятие является одним из крупнейших налогоплательщиков государства, перечисляя в бюджет порядка 600 млн гривен ежегодно.
О том, с какими проблемами столкнулся Антонов, почему на предприятие намерены разорвать отношения с Россией и кого видят новым партнером НВ Бизнес рассказал президент ГП «Антонов» Александр Коцюба.
– Вы никогда в жизни до этого не работали в авиационной отрасли, как вам управлять предприятием, которое совершенно из другой сферы?
– В прессе меня укоряют, что, не имея профильного образования, руковожу авиационным предприятием. Тогда у меня встречный вопрос – предприятие находится далеко не в лучшем состоянии. А ведь последние годы им руководили специалисты с авиационными дипломами и большим опытом работы в этой сфере. Значит, дело не только в дипломе? Понимание процессов, умение организовать работу специалистов, оперативность в принятии решений – условия для успешной работы управленца.
– Что изменилось у ГП Антонов за прошедший год, удалось ли добиться каких-либо заказов?
– Прошедший год было достаточно тяжелым ввиду того, что были практически приостановлены и разорваны все традиционные кооперационные связи с Россией. А ведь все предыдущие годы политика была выстроена именно так, что основным партнером для "Антонов" и других предприятий авиационной отрасли Украины были компании РФ. Поэтому, когда начал разрушаться этот фундамент, на котором все держалось, многие процессы замедлились или остановились. То есть, были определенные провалы в управленческих решениях, прежде всего не проводилась диверсификация рынка сбыта. Работа с потенциальными заказчиками самолетов из других стран практически не проводилась.
Нашими основными партнерами традиционно остаются рынки стран Азии, Латинской Америки и Востока. Там любят и очень ценят "антоновские" самолеты - они неприхотливы к условиям эксплуатации, обслуживания
Сегодня ситуация такова. На серийном заводе, который был присоединен к "Антонов" в 2009 году, за этот промежуток времени (2009-2016 гг.) построено 16 серийных самолетов, причем основным заказчиком и финансовым источником была российская компания Ильюшин Финанс, через которую эти самолеты продавались. Сейчас на cерийном заводе "Антонов" – устаревший станочный парк, который необходимо модернизировать. Иначе себестоимость производства самолетов будет очень высока, и наша продукция станет неконкурентоспособной на авиарынке.

– Если говорить о поисках рынка сбыта, понятно, что с Россией у нас все будет постепенно затухать или вообще прекращаться. Где мы можем найти новых партнеров?
– Нашими основными партнерами традиционно остаются рынки стран Азии, Латинской Америки и Востока. Там любят и очень ценят "антоновские" самолеты – они неприхотливы к условиям эксплуатации, обслуживания. Работают на аэродромах с различным качеством взлетно-посадочных полос, в том числе на грунте, не требуют дополнительного аэродромного оборудования, отличаются хорошими взлетно-посадочными характеристиками. Например, еще во времена Союза, Индия купила 118 самолетов АН-32, 104 из них они до сих пор в строю, мы работаем над их модернизацией.
– Расскажите о последнем контракте, который у всех на устах по поставке самолета Мрия в Китай, что собственно произошло?
– Не успели высохнуть чернила на подписанном нами меморандуме о начале сотрудничества по проекту Ан-225, а тема уже обросла различными кривотолками и домыслами. В чем "Антонов" только не обвиняли – вплоть до измены Родине.
На самом деле с китайской компанией AICC мы подписали рамочное соглашение. По сути - протокол о намерениях. Две стороны изъявляют добрую волю участвовать в проекте по достройке второго модернизированного экземпляра самолета Ан-225, (Мрии номер 2).
В документе четко прописан алгоритм взаимодействия и механизм подписания договоров - начиная от разработки конструкторской документации и заканчивая поставкой нового самолета в Китай.
– За прошлый год финансовые показатели ГП Антонов были довольно приличными, был рост прибыли. С чем это связано, за счет чего этого удалось добиться?
– Авиационный бизнес – удовольствие дорогое. И продажа, и обслуживание порой исчисляются цифрами с многими нулями. Мы ориентированы на экспорт, то есть на валютные поступления. С учетом повышения валютного курса в Украине, в гривневом эквиваленте получаются большие суммы.
– Как это все устроено за рубежом? Такие компании, как Boeing и Airbus получают финансирование или преференции?
– В качестве примера приведу известную программу европейского транспортного самолета Airbus-А400М, который был фактически скопирован с нашего АН-70. По приблизительным оценкам, странам-участникам проекта он обошелся в 15 миллиардов евро. И это только одна программа! О таких суммах мы можем только мечтать!
– А что государство может сделать для того, чтобы облегчить работу ГП Антонов, какие должны быть законодательные акты?
– Мы ждем от государства получения заказов. До настоящего времени заключен контракт на поставку трех самолетов семейства Ан-148 Минобороны Украины, которые мы готовы построить при наличии финансирования. Здесь не идет речь о прямом финансировании, мы получаем кредитные средства от одного из государственных банков под государственные гарантии.
Прошедший год было достаточно тяжелым ввиду того, что были практически приостановлены и разорваны все традиционные кооперационные связи с Россией
Мы хотим преференций в налогообложении, снижения таможенных пошлин, налогов на ввоз продукции, которую мы импортируем для производства самолетов и преференции в части возможности эксплуатации наших самолетов отечественными авиакомпаниями. Законопроекты по этим направлениям поданы в Верховную Раду.
Ни для кого не секрет, что сейчас украинским авиаперевозчикам гораздо проще покупать на условиях временного ввоза импортные самолеты. Эксплуатировать их. И при этом, из-за нюансов налогообложения, они получаются гораздо дешевле, чем наши самолеты.
Кроме того, все самолеты в мире продаются через лизинговые компании. Это не роскошь, а необходимость - иметь лизинговую компанию в Украине.
В России - это Ильюшин Финанс. У нас – это Антонов Финанс, но она не наполнена финансами, поэтому от нее сейчас нет никакой пользы.
– По поводу ситуации с компанией Волга-Днепр, вы разрываете с ними контракт. Почему так произошло? Сможет ли ГП Антонов обойтись без них?
– Политика взаимоотношений с российской компанией Волга-Днепр продиктована общим политическим курсом страны. Ни по юридическим, ни по моральным соображениям не больше не можем работать с российской компанией, тем более по военным программам. Это, как минимум, неэтично.
За все годы работы с «Волга-Днепр», наши родные «Авиалинии Антонов» отчасти находились в "тени" мощного партнера. Даже то, что наши самолеты АН-124 ассоциировались в мире с Россией, говорит не в нашу пользу. Сейчас мы хотим исправить эту ситуацию.
– Как вы видите компанию Антонов через 4-5 лет? Каким предприятие может стать в идеале?
– Первое, что я вижу - это будет мощнейшее интеллектуальное конструкторское бюро, которое будет генерировать идеи и успешно продавать их во всем мире.
Второе - это серийное производство на модернизированный мощностях, с максимальной автоматизацией всех процессов, в том числе и управленческих.
– Где можно найти средства на реализацию?
– Инвестиции и кооперация с иностранными партнерами. Один из поданных нами законопроектов, - принят Верховной Радой и подписан президентом Украины. Это закон о возможности создания государственными компаниями авиапромышленной отрасли Украины совместных предприятий с иностранными партнерами.
Все самолеты в мире продаются через лизинговые компании. Это не роскошь, а необходимость - иметь лизинговую компанию в Украине
Раньше мы не могли этого сделать. Инвесторы опасались вкладывать деньги. Естественно, они задавались вопросами, - какие у нас риски, какие у нас гарантии, что мы получим, за что мы заплатили? Теперь иностранный партнер, инвестируя деньги, понимает, что он тоже управляет процессом.
– Существует много разговоров на счет того, что ГП Антонов располагает большим количеством земли в Киеве. Есть ли риски потерять ее?
– У нас достаточно земли и в Киеве, на улице Туполева, и в Гостомеле. Но за полтора года моей работы в компании даже не было намека на то, что какой-то кусочек земли будет отчуждаться. Пока предприятие работает под моим руководством, ни один квадратный метр государственной земли отчужден не будет.