В Борисполе простаивает цех бортового питания с нарушениями, присвоенный компанией из орбиты Коломойского - расследование
Об этом говорится в расследовании программы Схемы, совместного проекта Радио Свобода и UA:Первого канала.
Как отмечают журналисты, цех не работает уже второй год, хотя мог бы обеспечивать обедами миллионы пассажиров авиалиний. Государство могло бы получать прибыль, эффективно используя инфраструктуру для приготовления пищи, которую потребляют во время перелетов.
Согласно результатам конкурса по приватизации, который мог быть организован с нарушениями, цех передали арендатору, никогда не готовившему еду.
Перед проведением конкурса Фонд госимущества провел конкурс среди оценщиков, которые должны были оценить стоимость цеха. Для участия в нем компании-участники должны были до 24 мая 2014 года подать пакет документов в заклеенном конверте. Среди документов должен быть сертификат субъекта оценочной деятельности. Победителем объявили ООО Консалтинг центр, которое, по данным реестра оценщиков, получило сертификат только 28 мая.
"Они не имели права заключать договор в принципе с предприятием, которое не имело права проводить такую деятельность", - отмечает Ольга Веретильник, юрист общественной организации Центр противодействия коррупции.
В расследовании отмечают, что замечания есть и к сумме, в которую оценили цех (44 565 050 гривен). Оценку этого госимущества провели еще 31 мая 2014 года, а результаты конкурса на определение арендатора назначили аж на 17 января 2015 года. За 8 месяцев курс гривни к доллару существенно снизился (с 11,7 до 20,5), из-за чего в долларовом эквиваленте цена цеха упала на 1,7 миллиона.
"В методике оценки объектов аренды, утвержденной Кабинетом министров, речь идет о том, что результаты независимой оценки являются действующими в течение 6 месяцев - то есть оценку, согласно правил, должны были переделать, потому что сроки истекли", - отмечается в программе.
После проведения оценки Министерство инфраструктуры объявило конкурс на определение арендатора, который был бы реальным производителем питания для пассажиров. Однако впоследствии требования конкурса неожиданно изменили, допустив к участию в нем посредников. Так, тендерное требование о наличии не менее 5 лет опыта работы на рынке Украины в формате производства и разгрузки бортового питания изменили на "наличие заключенных предварительных договоров с авиакомпаниями, которые осуществляют рейсы". Таким образом, у компаний-посредников, которые никогда не занимались производством пищи, но получили предварительный договор на поставку бортового питания с одной из авиалиний, появилась возможность получить цех.
Эксперты говорят, что таким образом заказчик установил ограничительные условия, которые должны были отсеять всех нежелательных участников. Единственный реальный производитель бортового питания - Ду энд Ко Киев, подавший документы на конкурс, и был отсеян, поскольку компания не имела предварительные договоры, а только реально действующие.
В результате цех бортового питания достался компании с названием ООО Рапекс 1, которая никогда не занималась производством продуктов питания, а предоставляет в аренду помещения. По данным реестра юридических лиц, право подписи в этой компании имеет Инна Евгеньевна Бойко, которая также входит в ревизионную комиссию ПАО Харьковский жировой комбинат и наблюдательный совет ПАО Днепронефтепродукт, владельцем которой является Игорь Коломойский. По сообщениям СМИ, именно Рапекс 1 принимал участие в судебной волоките с Аэросвитом в пользу Коломойского.

- Читайте также: Как семья главы МВД Арсена Авакова зарабатывает на газе и "оптимизации" налогов — расследование в новом номере НВ
"Мы хотели, чтобы компания, которая победила, была реальным производителем бортового питания. Но на этапе согласования мы не согласовываем арендатора. Так устроен государственный механизм", - пояснил Юрий Гвоздев, директор департамента управления объектами государственной собственности.
Почти год - с момента подписания договора - цех по производству бортового питания не работает. По месту регистрации, под одной крышей с Международными авиалиниями Украины Коломойского, фирмы нет. В телефонном комментарии руководитель фирмы Рапекс 1 Сергей Корчмарь заявил, что ищет рынки сбыта. Однако не признался, где именно находится.
Журналисты отмечают, что после победы на конкурсе Рапекс 1 получила еще один весомый бонус: срок аренды цеха продлили на 10 лет с арендной ставкой 15% от той же "просроченной" оценки 2014 года. При этом в условиях конкурса речь шла о 2 года 11 месяцев, на которые должны предоставлять цех в аренду. В результате ежемесячно предприятие платит за аренду квадратного метра самого цеха и прилегающей территории всего 155 гривен. Теоретически компания может предоставлять помещения в субаренду реальному производителю по более высокой цене и более десяти лет зарабатывать деньги на государственном имуществе. Вместе с тем, согласно закону Украины "Об аренде государственного и коммунального имущества", срок действия договора аренды не может быть продлен до его окончания.
Заместитель министра инфраструктуры Владимир Омельян, который подписал письмо о продлении аренды, утверждает, что это решение принимал Фонд госимущества. В то же время представители фонда перекладывают вину на чиновников министерства.
"Определение сроков, на которые передается имущество в аренду, - это вопрос исключительно министерства. Мы заключаем договоры с учетом точки зрения министерства по тому или иному вопросу", - отмечает начальник регионального отделения Фонда госимущества Украины в Киевской области Евгений Литвинов.
Напомним, ранее сотрудники службы безопасности Украины разоблачили коррупционную схему хищения средств должностными лицами коммунального предприятия Киевпастранс.