Украине понадобится 170 лет на ремонт дорог, несмотря на прорывной 2016-й год
Как сказано в публикации, 2016 год действительно стал для киевских и в целом для украинских автомобилистов знаменательным. Впервые за два десятилетия разом отремонтировали в десятки раз больше городских улиц как в столице, так и в областных центрах.
По словам экспертов, это стало возможным благодаря децентрализации, развернувшей денежные потоки в местные бюджеты, и поступлениям акцизов - 5 % с продаж АЗС. В итоге казна населенных пунктов наполнилась, и средства пошли на масштабные дорожные работы. Так, если в Киеве в 2013 году выделили на ремонт улиц 171 млн грн, то в 2016-м - 1,5 млрд грн.
Увеличились и бюджетные фонды Укравтодора, который обслуживает трассы между населенными пунктами и дороги общего пользования. Итог - за 2016-й отремонтировано 700 км шоссе госзначения. Годом ранее модернизировали лишь 300 км.
Дальше - еще оптимистичней: 16 ноября Верховная Рада приняла закон о создании Дорожного фонда (ДФ), который позволит аккумулировать на ремонтные работы поступления с акцизных сборов на топливо и автомобильные запчасти. Ежегодно в Украине собирается по этим статьям около 50 млрд грн, но лишь десятая их часть шла на новый асфальт. Из ДФ на него пойдет все.
Подобного решения страна ждала давно. Сергей Вовк, директор центра транспортных стратегий, уверяет: на сегодня качество отечественных дорог - одно из самых худших в мире. В ежегодном рейтинге международной организации Всемирный экономический форум по этому показателю Украина занимает 134 е место из 138 возможных. Хуже ситуация лишь в Мавритании, Парагвае, Конго и на Мадагаскаре.
Поэтому отечественным дорогам деньги нужны давно и срочно. Поляк Славомир Новак, новый глава Укравтодора, сравнивает доставшееся ему хозяйство с тем, что было на его родине 20 лет назад.
"Поэтому создание Дорожного фонда - это грандиозный прорыв, который может кардинально изменить ситуацию с дорогами",- говорит Вовк.
Однако, по оценке Александра Кавы, советника министра инфраструктуры, 97 % дорог в стране имеют просрочку по текущему и капитальному ремонту. И даже увеличившийся в 2016-м финансовый поток на этом фоне кажется скромным ручейком, неспособным быстро переломить ситуацию.
За 11 месяцев в Киеве отремонтировали и реконструировали рекордные 2,1 млн кв. м дорожного покрытия, причем половина - капитально. Чиновник уточняет: это рекорд. Даже в благополучном 2013-м цифры были скромнее - всего 257,4 тыс. кв. м.
По оценке Романа Хмиля, бывшего директора департамента стратегического развития дорожного хозяйства Мининфраструктуры, в 2016 м благодаря децентрализации в местные бюджеты поступило дополнительно около 10 млрд грн. Это и позволило региональным администрациям направить значительные суммы на латание улиц.

А Укравтодор отрапортовал, что на текущий средний ремонт городских автодорог общего пользования в корпорации потратили еще 4,5 млрд грн из своего 27 миллиардного бюджета - на 1,1 млрд грн больше, чем годом ранее.
Деньгами в виде кредитов Укравтодору помогли и международные финансовые организации. Капитальный ремонт трассы Киев-Одесса на участке от столицы до Белой Церкви и отрезка от Киева до Обухова (Киев-Знаменка) финансируется за средства Европейского банка реконструкции и развития и Европейского инвестиционного банка.
Некоторые работы стали возможны благодаря нововведению - отчислениям с таможни. Так было на Одесчине, по словам Георгия Зубко, экс-куратора Одесской ОГА по реконструкции трассы Одесса-Рени. Он рассказывает: от таможенников они получили 92 млн грн и потратили половину этой суммы.
Материал об украинских дорогах читайте в свежем номере журнала Новое Время - №44 от 25 ноября 2016 года