Украина вводит спецпошлину на импорт автобусов и грузовиков из Беларуси. Какие деньги потеряет режим Лукашенко и можно ли обойти санкции

23 апреля 2021, 13:50
Сюжет

В последние годы Беларусь поставляет большую часть троллейбусов и автобусов в города Украины. Отечественные производители обвиняют Минский автомобильный завод в демпинге и жалуются, что для них белорусский рынок закрыт.

Межведомственная комиссия по международной торговле (МКМТ) Украины решила ввести специальную пошлину на импорт автобусов, грузовых и спецавтомобилей из Беларуси в размере 35% от таможенной стоимости.

Видео дня

Объявление об этом появилось в газете Урядовый курьер. Решение комиссии вступает в силу через 10 дней после публикации.

«Было установлено, что правительством Республики Беларусь созданы искусственные барьеры в отношении импортируемых из Украины колесных транспортных средств в виде утилизационного сбора и неравных условий участия в государственных закупках, в результате чего затрудняется доступ продукции украинских предприятий на рынок Республики Беларусь», — говорится в сообщении.

Такие действия Республики Беларусь являются дискриминационными и недружественными. В ответ МКМТ решила ввести специальную пошлину в отношении импорта в Украину:

  • новых моторных транспортных средств, предназначенных для перевозки 10 человек и больше;
  • новых моторных транспортных средств для перевозки грузов с поршневым двигателем внутреннего сгорания с воспламенением от сжатия (дизелем или полудизелем) с полной массой транспортного средства более 5 т, но не более 20 т и с массой транспортного средства более 20 т (исключая автомобильные шасси с кабиной);
  • отдельных новых моторных транспортных средств специального назначения, а именно: автомобилей грузовых для аварийного ремонта, автокранов, автомобилей уборочных для дорог, автомобилей поливомоечных, автомобилей-мастерских, автогидроподъемников.

По данным Гостаможслужбы, в 2020 году по общему кодом 8702 (моторные транспортные средства для перевозки более 10 человек, включая водителя) в Украину было ввезено из Беларуси автобусов на сумму $38 млн (60% общего импорта) при полном отсутствии экспорта. Грузовиков с полной массой 5−20 т из Беларуси было ввезено на $10,4 млн, более 20 т — на $34,13 млн (экспорт отсутствовал), спецавтомобилей по коду 8705 10 00 00 — на $4 млн (экспорта из Украины не было), по коду 8705 90 80 90 — на $5,76 млн (вывезено на $0,05 млн).

В Украине общественный транспорт изготавливают корпорация Электрон, Татра-Юг, корпорация Эталон, Богдан Моторс, Запорожский автомобилестроительный завод (ЗАЗ) и другие. Украинские предприятия неоднократно заявляли, что в стране созданы благоприятные условия для доминирования на рынке белорусских транспортных средств, несмотря на наличие отечественных производителей.

Профильный портал AllTransUA отмечает, что в последние годы Беларусь поставляет большую часть троллейбусов и автобусов в города Украины, хотя в Беларусь поставить какую-то импортную технику невозможно. Даже Россия не имеет возможности поставлять белорусским городам собственные автобусы и троллейбусы из-за официальных и неофициальных ограничений, введенных руководством страны.

Решение о введении спецпошлины на импорт автобусов и грузовиков из Беларуси сделает экономически невыгодным поставлять в Украину новые автобусы производства МАЗ, Неман, ПАЗ-Р (производства РФ, которые продаются в Украине как автобусы производства Республики Беларусь). По данным AllTransUA, в 2020 году в целом на общественный транспорт в Украине было потрачено $162,2 млн. 24% средств пошло на закупку белорусского транспорта, еще 28% - на транспорт на базе машинокомплектов из Беларуси. Доля украинских предприятий составляет 44%, других стран — 4,4%.

Большую партию автобусов Минского автомобильного завода (МАЗ) в прошлом году купил Киев. Город приобрел в лизинг 200 белорусских автобусов на сумму около 1,67 млрд грн без объявления тендера. Договор финансового лизинга был подписан в июле. Первые 50 автобусов поступили в октябре прошлого года. В Минэкономики тогда заявили, что решение Киевской городской государственной администрации о закупке 200 белорусских автобусов без объявления тендера и без привлечения отечественных производителей «категорически не поддерживают». «Такой подход является дискриминационным, противоречит национальным интересам и принципам свободной прозрачной конкуренции», — отмечали в Минэкономики.

kyivcity.gov.ua
Фото: kyivcity.gov.ua

Введение спецпошлины поддержал мэр Львова Андрей Садовой. В апреле этого года город отказался от покупки 100 автобусов Минского автомобильного завода (МАЗ) за средства Европейского инвестиционного банка (ЕИБ), хотя белорусская компания предложила самую выгодную цену. Садовой заявил, что будет объявлен новый тендер, и выразил надежду, что победит украинская компания.

«Почему победил МАЗ? Все просто — Беларусь поддерживает своего производителя, поэтому они предложили самую низкую цену и обошли украинских конкурентов. Мы обращаемся к ЕИБ с просьбой провести этот тендер повторно. Почему? Революция и развитие демократического общества — это дело белорусского народа. Но финансировать „режим“ мы не имеем права. В конце концов, у нас есть украинские производители, которые нуждаются в поддержке. Если мы не будем инвестировать в развитие своего машиностроения, то как эта отрасль сможет развиваться? Последний вопрос риторический», — объяснял решение об отказе покупать белорусские МАЗы Садовой.

В концерне Электрон (Львов), который участвовал в тендере, отмечали, что МАЗ получает поддержку за счет субсидий из государственного бюджета Беларуси, а также пользуется значительными налоговыми льготами в своей стране.

«МАЗ активно продает автобусы в Украине и при их ввозе не платит пошлину. Почему? Потому что до сих пор действует соглашение о свободной торговле в рамках СНГ (виртуальное содружество государств, образовавшихся при распаде Советского Союза). Кроме того, Министерство финансов Республики Беларусь компенсирует банкам и лизинговым компаниям платежи по уплате клиентами процентов и лизинговых платежей в размере 2/3 ставки рефинансирования, если эти клиенты покупают товары белорусского происхождения. К тому же, президент Беларуси с целью экспансии на внешние рынки, в том числе Украины, предоставил МАЗу в 2017—2018 годах безвозвратную государственную помощь в сумме более 500 млн долларов. Однако, несмотря на значительную государственную поддержку, МАЗ является хронически убыточным: убытки за период 2015—2018 годов составили более 100 млн долларов», — заявляли в концерне Электрон.

Предприятие обвиняет МАЗ в демпинге. «Еще одним подтверждением демпинга МАЗа на львовских торгах является то, что цена аналогичных автобусов МАЗ-203, приобретенных Киевом на условиях лизинга (без тендера), на 30% выше, чем во Львове. В то же время, собственно белорусский рынок транспорта, несмотря на действующее соглашение о свободной торговле в рамках СНГ, полностью закрыт для иностранных производителей, в том числе и украинских: с 2008 года действует строгий законодательный запрет на импорт продукции, аналоги которой производятся в Республике Беларусь», — добавили в Электроне.

В AllTransUA отмечают, что решение о введении спецпошлины не касается кузовов, включая кабины для моторных транспортных средств (код 8707), поэтому на поставки троллейбусов в Украине оно не повлияет. «Все они поставляются как кузов, к которому устанавливаются колеса, и это становится транспортным средством, изготовленным в Украине. Кроме того, в Украине довольно быстро могут появиться определенные местные предприятия, которые начнут аналогичные процедуры „производства“ автобусов МАЗ на базе машинокомплектов из Беларуси. Поэтому принято решение будет иметь довольно краткосрочный эффект, пока компании, поставляющие технику из Беларуси, не сформируют новый пакет документов на „производство“ автобусов/грузовиков из Беларуси в Украину по аналогии с тем, как это произошло с троллейбусами», — пояснили в AllTransUA.

Также это на время заблокирует кредитно-лизинговые программы Укргазбанка, который предлагает технику из Беларуси на льготных условиях с компенсацией лизинговых процентов за счет правительства Беларуси. Потребуется время, чтобы организовать компенсацию процентов для транспортных средств, изготовленных в Украине из белорусских машинокомплектов, если правительство Беларуси захочет это делать, добавили в AllTransUA.

Показать ещё новости
Радіо НВ
X