Черный рынок рулит. Что думает бизнес о тотальном запрете на публичное упоминание электронных сигарет, табака и алкоголя — пять мнений

15 июня 2021, 08:40
НВ Премиум

Комитет Верховной Рады по вопросам гуманитарной и информационной политики готовится рассмотреть новые запреты в отношении табачных и алкогольных компаний. По сути, речь идет о ликвидации рекламных бюджетов игроков, работающих в белую

До начала летних каникул Верховная Рада не успеет рассмотреть законопроект № 4212, которым вводится практически полный запрет на любое упоминание торговых марок сигарет, включая электронные, и алкоголя в медиа, в меню на сайтах ресторанов и в интернет-магазинах. Об этом заявил глава Комитета Верховной Рады по вопросам гуманитарной и информационной политики Никита Потураев. У депутатов, по словам парламентария, много других неотложных вопросов.

Видео дня

Законопроект № 4212 зарегистрирован в Верховной Раде в октябре прошлого года. Документ вносил изменения в ст. 22 закона О рекламе и касался продвижения электронных сигарет и жидкостей к ним. Депутаты предложили запретить их рекламу так же, как и обычных сигарет.

Верховная Рада проголосовала за эти изменения в первом чтении, о чем ранее писал НВ Бизнес. Но перед вторым чтением к законопроекту было внесено около 300 правок, которые фактически запрещают любое упоминание об алкоголе и любой продукции табачных компаний. Например, производителям могут запретить рассылать информацию потребителям по электронной почте или при помощи смс-сообщений. Если документ будет принят, то, по оценкам Всеукраинской рекламной коалиции, это приведет к снижению объёмов рекламного рынка на 10−15%. Причем основной удар примут большие легальные игроки и независимые медиа, которые финансируются за счет рекламы, а не из кармана олигархов. Правки к законопроекту критикует все бизнес-сообщество.

НВ Бизнес попросил пятерых экспертов прокомментировать ситуацию и последствия новых ограничений, заложенных в законопроект № 4212.

Денис Хренов

и.о. генерального директора AB InBev Efes Украина

Законопроект предусматривает регулирование рекламной деятельности компаний, которые производят электронные сигареты: потому для всех участников рынка алкоголя стало неожиданным появление предлагаемых депутатами норм по регулировке рекламы алкоголя уже после того, как проект был принят в первом чтении. Никаких консультаций с рынком не проводилось, как и не оценивалось влияние предлагаемой нормы.

Нашей сферы касается поправка по запрету компаний размещать любую информацию в сети Интернет, соцсетях или на других цифровых платформах. Эта жесткая норма не только приведет к резко негативным последствиям, но и фактически противоречит действующему законодательству Украины.

Такой запрет сделает невозможным размещение любой информации об алкогольных напитках на интернет-сайтах, что ущемит в правах совершеннолетних потребителей — у них не будет возможности ни узнать больше о товаре для информированного и сознательного выбора при покупке, ни собственно заказать этот товар через интернет-ресурсы.

При этом мы понимаем, что доля теневого рынка существенно вырастет: даже сегодня в интернете можно купить спиртное по цене, намного ниже минимально возможной у легального производителя.

В каждой стране Европы уже внедрена определенная форма регулирования маркетинга алкогольных напитков. Украинское законодательство применяет более жесткие меры, чем некоторые другие страны, поскольку запрещает рекламу алкоголя на телевидении с 6 утра до 11 вечера, а также требует включения предупреждения о вреде для здоровья в рекламных материалах.

poster
Дайджест главных новостей
Бесплатная email-рассылка только лучших материалов от редакторов НВ
Рассылка отправляется с понедельника по пятницу

Индустрия не считает ужесточение правил для рынка алкогольной продукции необходимым и рациональным решением вообще. Для поиска компромиссного решения мы бы хотели четко понимать, какие цели преследует предложенная норма, насколько оценивается эффективность такого механизма и как ожидается компенсировать негативные внешние эффекты. Мы всегда готовы к открытому и конструктивному диалогу.

Наталья Бондаренко

директор по корпоративным связям Филип Моррис Украина

Уверены, что правки ко второму чтению в законопроект № 4212 стали неожиданностью для всех. Изначально сам законопроект помещался на 4 страницы и предусматривал изменения в законодательство о регулировании рекламы электронных сигарет. Но после правок ко второму чтению он превратился в «монстра» с таблицей на 250 поправок на более чем 200 страницах. При этом правки ко второму чтению законопроекта № 4212 через одну статью закона «О рекламе» выходят за рамки предмета правового регулирования этого закона и по сути предусматривают регулирование реализации табачных изделий в Украине, деятельности медиа и общественных организаций.

Практически все из поданных ко второму чтению предложений от народных депутатов являются необоснованными и нецелесообразными. Речь идет о предложении запретить табачным производителям и «связанным с ними лицам» сотрудничать и финансировать любые общественные организации, бизнес-ассоциации: заниматься благотворительностью, реализовывать любые социальные проекты. Кроме этого, законопроект запрещает СМИ предоставлять любые услуги производителям табачных изделий, а также предприятиям торговли, реализующих табак: демонстрировать покупателю ассортимент нашей продукции в магазинах, упоминать о ней в интернете.

Запрет всех форм, с помощью которых взрослые курильщики могут получать информацию о товарах, не является разумным, и вероятно, будет нарушением обязательств по защите потребителей и их права быть информированными о товарах, которые они покупают.

Почему эти правки кажутся нам жесткими? Потому что в случае их реализации они ставят под угрозу дальнейшее нормальное функционирование нашей индустрии, а также бизнесов, которые так или иначе сотрудничают с ними.

Негативные социально-экономические последствия от реализации предлагаемых народными депутатами поправок довольно легко обозначить — угроза дальнейшей работы табачных и связанных с ними компаний, закрытие большого количества мелких торговых точек. Также это спровоцирует существенную стагнацию медийного рынка. Всё это в комплексе будет стимулировать дополнительный рост объёма нелегальной торговли табачными изделиями на более чем 5%, что означает уменьшение потенциальных налоговых поступлений акцизного сбора на 4,7 млрд гривен. Мы считаем, что предложения депутатов никоим образом не будут способствовать достижению целей законопроекта № 4212, а потому должны быть отклонены.

Показать ещё новости
Радіо НВ
X