Теряет высоту. Компания Boeing столкнулась с масштабным кризисом после авиакатастрофы в Эфиопии

13 мартa, 16:55
3617
Сюжет
Цей матеріал також доступний українською
Теряет высоту. Компания Boeing столкнулась с масштабным кризисом после авиакатастрофы в Эфиопии - фото

REUTERS/Jason Redmond/File Photo

Из-за авиакатастрофы компания теряет рыночную стоимость

По всему миру приостанавливают эксплуатацию самолетов семейства Boeing 737 MAX после авиакатастрофы в Эфиопии. Компания уже потеряла почти $27 млрд рыночной стоимости.

В 22.00 13 марта обновлен пункт "Реакция на катастрофу".

Что произошло?

10 марта пассажирский самолет Boeing 737 MAX 8 компании Ethiopian Airlines, который должен был совершить двухчасовой перелет из столицы Эфиопии Аддис-Абебы в столицу Кении Найроби, потерпел крушение через шесть минут после взлета. В результате погибли 149 пассажиров и восемь членов экипажа. Пилот – 29-летний Яред Гетачев – незадолго после вылета сообщил о проблемах с системой управления полетом и получил разрешение вернуться обратно, но сделать этого не успел. Сайт отслеживания рейсов Flightradar24 сообщил, что самолет нестабильно набирал высоту.

Хотя обычно такие происшествия не отпугивают инвесторов, крушение в Эфиопии привело к падению акций компании-производителя, так как это вторая масштабная авиакатастрофа с участием самолета Boeing 737 MAX 8 за последние пять месяцев. 29 октября 2018 года авиалайнер этой же модели авиакомпании Lion Air упал в Яванское море через 13 минут после вылета из Джакарты. Пилот также просил вернуться, но не успел. В обоих случаях погодные условия были хорошими, а самолеты – практически новыми (полеты совершались на протяжении менее четырех месяцев). Эти обстоятельства вызвали подозрения о наличии проблем с самолетами семейства Boeing 737 MAX.

Информация об этом уже появлялась после крушения в Индонезии. 13 ноября газета Wall Street Journal сообщила, что система управления полетом на самолетах Boeing 737 MAX 8 и 9 может увести лайнер в пике. По информации издания, система даже при полете в ручном режиме может резко опустить нос, не давая пилотам его выровнять. Газета писала, что авиакомпании не были предупреждены о такой особенности. В тренировочных материалах об этом ничего не говорилось. В предварительном отчете Национального комитета Индонезии по транспортной безопасности указывалось, что автоматическая система трижды опускала нос самолета, а пилоты его поднимали. После этого крушения Федеральное управление гражданской авиации США (FAA) сообщило авиакомпаниям, что это может происходить, если датчик угла атаки передает ошибочные данные. Регулятор разъяснил, что нужно делать в таких ситуациях.

Причина крушения Boeing 737 MAX 8 пока не установлена. Бортовой самописец уже обнаружен. Данные с него планируют анализировать в Европе. Где точно - пока неизвестно. Американские чиновники говорят, что первые выводы можно будет сделать через сутки после считывания информации.

Фото: REUTERS/Brendan McDermid

Фото с места происшествия свидетельствуют, что он упал носом вниз, образовав кратер. При этом пилотов должны были ознакомить с разъяснениями Федерального управления гражданской авиации США.

Издание Forbes предположило, что значительную роль в обоих случаях мог сыграть недостаток обучения и опыта у членов экипажа. В случае с крушением в Эфиопии у второго пилота было только 200 часов налета. К примеру, в США установлена минимальная планка в 1,5 тыс. часов для вторых пилотов коммерческих пассажирских самолетов. У командира экипажа Гетачева было 8 тыс. часов налета. Он был самым молодым среди пилотов компании, которые летали на самолетах Boeing 737. Эксперты говорят, что для его возраста 8 тыс. часов налета - приличное количество, но, достаточно ли у него было опыта, зависит от того, на чем он летал раньше.

Реакция на авиакатастрофу

На следующий день после крушения Китай запретил авиакомпаниям страны эксплуатировать самолеты Boeing 737 MAX 8. Всего в распоряжении китайских компаний таких лайнеров примерно 100. СМИ отмечали, что такое решение Китая является необычным. Принято, что в аналогичных ситуациях первым решение о приостановке эксплуатации принимает регулятор той страны, где самолет получил сертификацию (в случае с Boeing - Федеральное управление гражданской авиации США), и уже после этого аналогичные запреты вводят регуляторы других стран. Некоторые эксперты предполагали, что решение Китая могло быть вызвано торговым противостоянием между Пекином и Вашингтоном или желанием Китая отвоевать у Boeing долю рынка для разрабатываемого китайской компанией Commercial Aircraft Corporation of China семейства узкофюзеляжных пассажирских самолетов Comac 919.

Вслед за Китаем к запрету эксплуатировать самолеты семейства Boeing 737 MAX начали присоединяться другие страны и компании. 12 марта Европейское агентство по безопасности полетов (EASA) объявило о приостановке полетов Boeing 737 MAX 8 и 9 в Европе. Регулятор подчеркнул, что идет на такой шаг в качестве меры предосторожности, хотя пока рано делать какие-либо выводы относительно причины катастрофы.

Федеральное управление гражданской авиации США заявляло 11 и 12 марта, что приостанавливать полеты пока не будет, так как существующей информации для этого недостаточно. Но 13 марта президент США Дональд Трамп объявил о введении запрета на полеты лайнеров Boeing 737 MAX. В FAA подтвердили, что американским авиакомпаниям  теперь запрещено эксплуатировать самолеты Boeing 737 MAX 8 и 9. Им также нельзя летать по территории США. 

"Агентство приняло это решение в результате процесса сбора данных и появления новых доказательств, собранных на месте происшествия и проанализированных сегодня. Эти доказательства вместе с недавно уточненными спутниковыми данными, появившимися в распоряжении FAA сегодня утром, привели к этому решению", - объяснили в ведомстве, добавив, что между крушениями в Индонезии и Эфиопии есть сходство.

В Boeing заверяют, что самолеты являются безопасными. 11 марта в компании сообщили, что разработали обновление программного обеспечение, которое сделает их "еще более безопасными". Несмотря на это, решение FAA в Boeing поддержали. В компании также попросили ведомство приостановить полеты самолетов 737 MAX во всем мире. 

Это семейство является для компании самым быстро продаваемым. У авиаперевозчиков по всему миру есть 371 самолет Boeing 737 MAX. Заказы на еще более 4,7 тыс. таких лайнеров компания пока не выполнила. Количество стран, которые ввели запреты, продолжает увеличиваться. Украина в их числе.

Последствия для Boeing

После крушения компания Boeing отложила на неопределенный срок презентацию нового широкофюзеляжного самолета Boeing 777Х, которая должна была пройти 13 марта в Сиэтле.

Тем временем акции компании дешевеют. Утром 11 марта курс акций упал на 13%. Это самое резкое падение стоимости компании со времен терактов 11 сентября 2001 года для совершения которых террористы захватили три пассажирских самолета Boeing. 11 марта на момент закрытия торгов на Нью-Йоркской фондовой бирже падение составляло 5,33% (cтоимость одной акции упала до $400,01). 12 марта акции подешевели еще на 6,15% (до $375,41). Всего за два дня падение составило более 11%. Компания потеряла почти $27 млрд рыночной стоимости.

Фото: REUTERS/Brendan McDermid

Компания Norwegian Air уже заявила, что намерена добиться от Boeing компенсации за потерянные доходы и дополнительные расходы. Reuters пишет со ссылкой на источники в отрасли, что другие компании также могут предъявить претензии. В Boeing заявление Norwegian Air пока не прокомментировали.

После авиакатастроф в Индонезии и Норвегии ряд авиакомпаний задумались об отказе от покупки самолетов Boeing 737 MAX, сообщает Bloomberg. По подсчетам агентства, общая сумма сделок, которые могут быть пересмотрены, составляет $55 млрд. Kenya Airways и Lion Air могут вместо Boeing 737 MAX приобрести самолеты у главного конкурента Boeing - компании Airbus.

Есть ли Boeing 737 MAX в Украине

В Украине самолетов семейства Boeing 737 MAX нет, но авиакомпания МАУ ожидает до конца года получить как минимум три самолета Boeing 737 MAX 8.

"МАУ внимательно следит за ходом расследования, официальными сообщениями FAA и концерна Boeing и находится в постоянном диалоге с производителем авиатехники. Безопасность полетов и пассажиров на борту является первоочередным приоритетом для авиакомпании", - сказали агентству Интерфакс-Украина в пресс-службе МАУ, выразив надежду на то, что причины трагедии в Эфиопии будут установлены уже в ближайшее время.

В авиакомпании заверяют, что задействовать самолеты начнут только после проверок.

Эксплуатировать самолеты семейства Boeing 737 MAX планирует и компания SkyUp. В марте она сообщила, что заказала два Boeing 737 MAX 8 и три Boeing 737 MAX 10 за $624 млн, которые будут доставлены в 2023 году.

"До введения в эксплуатацию этого типа воздушного судна у нас есть достаточно времени для сбора информации о результатах расследования и их изучения", - сказал директор SkyUp Airlines Евгений Хайнацкий в комментарии BBC Україна.

Аналогичные случаи

В истории авиабизнеса уже были случаи, когда несколько самолетов одной модели терпели крушения, пишет Bloomberg. Один из самых известных примеров – британские самолеты De Havilland Comet, которые начали эксплуатироваться в 1952 году. В 1953 году самолет этой модели потерпел крушение над Индией, в 1954 году – во время перелета из Лондона в Рим. Погибло 43 и 35 человек соответственно. Полеты приостановили для проверок, но через несколько месяцев снова разрешили. В том же 1954 году произошла еще одна авиакатастрофа с участием самолета этой модели, который летел из Каира в Рим. Погиб 21 человек. Позже было установлено, что самолеты взрывались из-за усталости металла.

Две масштабные авиакатастрофы произошли с участием самолетов DC-10 американской авиакопании McDonnell Douglas. В 1979 году лайнер потерпел крушение из-за потери двигателя при взлете. Погиб 271 человек. Тогда FAA приостанавливало эксплуатацию всех самолетов этой модели, но позже сняло ограничение. Через 10 лет произошла еще одна катастрофа с участием DC-10, которая унесла жизни 111 человек, еще 185 выжили. В обоих случаях возникла проблема с двигателем.

Кроме того, в 2013 году американский и европейский регуляторы приостанавливали полеты самолетов Boeing 787 Dreamliner из-за ряда инцидентов с возгоранием батарей.

Журнал НВ (№10)

Момент истины

Шесть главных претендентов на президентское кресло ответили НВ на семь вопросов — политических, мировоззренческих и личных

Читать журнал онлайн

ТОП 3

Экономика

22 мартa, 18:22

thumb img
Глава Газпрома в Москве в присутствии Бойко и Медведчука предложил поставлять в Украину дешевый газ
2577
Экономика

22 мартa, 16:36

thumb img
Цена на газ в Европе упала ниже $200 за тысячу кубометров
1571
Экономика

22 мартa, 20:03

thumb img
Трамп назвал кандидата на должность члена совета ФРС
1333

Главное

Страны

Сегодня, 01:41

thumb img
Терезу Мэй ждет скорая отставка - The Times
События

Вчера, 16:39

thumb img
Протест Нацкорпуса в Киеве: возле Житнего рынка выпустили несколько десятков свиней
Компании/Рынки

Сегодня, 09:00

thumb img
Откройте, еда! Сколько зарабатывают курьеры Uber Eats и Glovo и кто чаще всего пользуется услугами доставки