Антиолигархический, антиахметовский или просто пиарный закон? Четыре мнения о пакете правок в Налоговом кодексе

22 мая 2021, 07:50
НВ Премиум

Правительство планирует поправить Налоговый кодекс, чтобы на 60 млрд грн увеличить поступления в госбюджет. НВ Бизнес спросил у экспертов: позволит этот шаг достичь заявленной цели, и кто за это заплатит — олигархи, Ахметов или весь бизнес?

Министерство финансов Украины опубликовало на своем сайте презентацию с перечнем изменений в Налоговый кодекс. В презентации изложены ключевые тезисы законопроекта, который правительство в ближайшее время зарегистрирует в парламенте. Предлагается — привести абсолютные значения размеров ставок налогов в соответствие с фактическим уровнем макропоказателей; повысить эффективность взимания рентных платежей по добыче полезных ископаемых и акцизного налога; противодействие «скруткам», невозврату валютной выручки и борьба с неучтенным использованием земли и теневым оборотом сельскохозяйственной продукции; повысить полноту уплаты налогов и эффективность администрирования налогового долга.

Видео дня

Министр финансов Сергей Марченко ранее отмечал, что эти изменения многим не понравятся, но «политическая поддержка есть». «Если мы учтем высокие цены на товары украинского экспорта в мире, примем во внимание всю господдержку, плюс компенсацию НДС и сравним это с налогами, которые в Украине платят крупные промышленные группы, то государство вполне может поставить вопрос: а где прибыль? Это касается не только аграриев, но и, например, других финансово-промышленных групп», — говорил глава Минфина.

Враг или друг: какие отношения Зеленского с олигархами - вопрос Михаила Ткача

По оценке Государственной налоговой службы, потери Украины от схем по уклонению от уплаты налогов составляют около $7,7 млрд в год. «В том числе: зарплата в „конвертах“ — $4,3 млрд, деятельность „скруток“ и конвертационных центров — $1,5 млрд, офшоры — $0,8 млрд, подакцизные товары — $1 млрд, убытки государственных предприятий — $0,1 млрд», — заявлял глава Налоговой Алексей Любченко.

Одно из ключевых изменений в анонсированном законопроекте — повышение рентных платежей на добычу полезных ископаемых, в частности, железной руды. Цены на этот ключевой товар украинского экспорта бьют рекорды на мировом рынке, и налог предполагается привязать именно к цене, а не к себестоимости добычи.

Накануне публикации презентации Минфина стоимость железорудного концентрата (ЖРК) с содержанием железа 62% на мировых рынках достигла рекордных значений и 7 мая превысила $203 за 1 тонну (в портах КНР на условиях CFR). Год назад, в мае 2020 года это сырье стоило более чем в 2 раза дешевле — около $83. Окатыши с содержанием железа 65% за этот же период подорожали со $135,5 до $273 за 1 тонну.

По данным ОП Укрметаллургпром, в 2021 году украинские предприятия экспортировали более 46 млн тонн железорудного сырья (+16% год к году). Согласно данным Государственной таможенной службы Украины, стоимость этой продукции составила $4,24 млрд.

Основными выгодополучателями от экспорта железной руды из Украины являются олигархи Ринат Ахметов и Вадим Новинский, которым принадлежит Группа Метинвест. А также Константин Жеваго, который является мажоритарным акционером компании Ferrexpo. Очевидно, это обстоятельство породило утверждение о том, что правки в Налоговый кодекс являются антиахметовским и антиолигархическим законом. Тем более, что по версии медиа, настоящим инициатором законопроекта является Офис президента, а не Минфин. Для Банковой такая оценка выглядит выигрышно в плане заявленной борьбы с олигархами, особенно на фоне новостей о покупке самым богатым человеком страны вилл за миллиарды гривен.

Согласно годовому отчету за 2020 год, выручка группы Метинвест от экспорта железной руды составила почти $1,5 млрд. Еще около трети добытого сырья Метинвест переработал на украинских металлургических предприятиях. Выручка Ferrexpo, которая экспортирует всю продукцию, увеличилась на 17% до $1,7 млрд. А показатель EBITDA вырос на 46% до $687 млн.

Следует отметить, что к 19 мая ЖРС в Китае прибавило в цене еще $20 на тонне.

НВ Бизнес задал вопрос экономическим экспертам: пакет правок в Налоговый кодекс — это реальная борьба с олигархами, удар по всему бизнесу или же пиар команды Зеленского? Оказалось, что простого ответа нет, и многое будет зависеть от украинской специфики: в каком виде законопроект пройдет через парламент, удастся ли олигархическому бизнесу в очередной раз заблокировать повышение рентных платежей за недра, как будут учтены интересы местных бюджетов и будут ли госорганы применять выборочно новые нормы Налогового кодекса.

Несмотря на оптимизм министра финансов, очевидно, что вокруг правок в Налоговый кодекс развернется острая политическая и медийная борьба. Не исключено, что повышение налогов произойдет не одним пакетом, а несколькими законами. К примеру, вопрос акциза на сигареты, судя по последним данным из ОП, может быть отделен от рентных платежей и вынесен в отдельный проект.

Отметим, что президент на пресс-конференции 20 мая прямо поддержал повышение ренты за добычу полезных ископаемых: зарабатывать 200−300% за счет государственных недр «мы не дадим», сказал Владимир Зеленский.

Юрий Гайдай

Старший экономист Центра экономической стратегии

Обнародованные Минфином и другие, опубликованные СМИ детали законопроекта «О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины и некоторые законодательные акты Украины относительно обеспечения сбалансированности бюджетных поступлений» нельзя назвать чисто «антиолигархическими». Они разнонаправленные и касаются широкого круга экономических агентов.

Так, нормы об индексирования ставки экологического налога, изменения базы налогообложения и ставок ренты за добычу железной руды, отмена льготы по уплате земельного налога для горнодобывающих предприятий в значительной мере касаются крупнейших финансово-промышленных групп, использующих монополизированы ими сектора экономики, то есть олигархов. Эти изменения будут способствовать наполнению бюджета, но столкнутся с существенным сопротивлением при утверждении парламентом.

Декларируемая Минфином цель переноса на производителей и импортеров уплаты 5-% акцизного налога с максимальной розничной цены табачных изделий — повышение эффективности взимания акцизного налога. Но в такой форме эти поправки разбалансируют местные бюджеты, в которых на сегодня уплачивается табачный акциз торговыми сетями. Представители местных общин ставят под сомнение возможность справедливого перераспределения акциза из госбюджета.

Ограничение возможности уменьшать налогооблагаемую базу на убытки прошлых лет заденет многих крупных налогоплательщиков и тоже будет способствовать наполнению бюджета в ближайшие 1−2 отчетных периода, но в дальнейшем эта норма может подавить инвестиционную активность предприятий и стать менее эффективной из-за изменений в налоговом планировании.

Отдельные нормы направлены на физлиц, в том числе по применению 18% ставки налога на доходы физлиц, начиная с третьей сделки купли-продажи недвижимости за год и транспортного налога.

А предлагаемый инструмент обеспечения источников погашения налогового долга (админарест) в течение административного или судебного обжалования причины возникновения такого долга (то есть до момента согласования налоговых обязательств!) — может стать источником непропорционального давления на бизнес, как малый, так и большой.

Кроме вышеупомянутых опасений стоит помнить, что наполнение бюджета не зависит от ставок налогов линейно, поскольку увеличение налогов стимулирует частичную тенизацию, а также уменьшает стимулы к предпринимательской деятельности.

Следовательно, изменения в Налоговый кодекс увеличат поступления в бюджет, но это увеличение не будет постоянным, и с большой вероятностью — меньше оценки Министерства финансов.

Евгения Ахтырко

Аналитик Concorde Capital

Показать ещё новости
Радіо НВ
X