Чем украинские дороги отличаются от европейских

12 августа 2019, 11:00

Водителю комфортнее ехать по европейской дороге, чем по украинской. Почему это так, и что нужно изменить в «Капитальном ремонте страны», который проводит правительство Украины

За последние две недели я проехал за рулем более 3 тысяч километров по дорогам Польши, Германии, Италии и Украины. Около четверти пути пришлось на украинскую часть маршрута. Но усталость от руления по дорогам Киевской, Житомирской, Ровенской и Волынской областей оказалась такой же или даже более сильной, чем огромные переезды по Польше и Германии. Задумался: почему такой результат?

Видео дня

Ответ, наверное, в том, что в Европе сформирована дружелюбная для водителей среда. Человек за рулем окружен заботой со стороны местных дорожных служб, хотя может этого и не понимать. Там на любых дорогах: хоть ремонтируемых, хоть активно эксплуатируемых, во главе угла стоит безопасность движения. Со всех сторон тебе указывают путь и подсказывают дальнейшие действия с помощью знаков, указателей, сигнальных фонарей и четкой дорожной разметки. Все это — обязательные элементы любого участка дороги: от узкого проезда между виноградниками итальянских сел до многополосных автобанов в Германии.

По европейским дорогам ты едешь не напрягаясь, понимая, что за их состоянием следит не пресловутый кабинетный чиновник, а люди, которые реально ездят за рулем собственного автомобиля

Но, что более важно, — в Европе практически невозможно внезапно влететь в яму или выбоину посреди скоростной дороги. Здесь все отремонтировано, залатано, замазано и… безопасно. По европейским дорогам ты едешь не напрягаясь, понимая, что за их состоянием следит не пресловутый кабинетный чиновник, а люди, которые реально ездят за рулем собственного автомобиля. Они делают все, чтобы обезопасить водителей (в частности, самих себя) от преждевременной усталости или дорожного инцидента. Они знают, что требования, которые заложены в нормативной и проектной документации — это не просто буквы на листке бумаги. Это реально сэкономленные миллионы евро и сбереженные тысячи жизней.

А в Украине даже на дорогах международного значения могут быть и выбоины, о которые легко пробить колесо на высокой скорости, и выгоревшие знаки, которые ночью невозможно идентифицировать, и отсутствие разметки, которое держит водителя в постоянном напряжении и приводит к быстрой усталости.

Но даже если вы захотите отдохнуть на специальных площадках, которые есть вдоль украинских трасс, то вряд ли это сделаете. Ведь там нет освещения, воды и комфортных санузлов. Зато есть горы мусора, стаи бродячих собак и, практически наверняка, точка по скупке дизтоплива у дальнобойщиков.

А вот на дорогах ЕС установлены специальные табло и знаки, с которых водителю регулярно напоминают о необходимости отдыха. При этом уточняют через сколько километров можно на специальной площадке заправить автомобиль, выпить кофе, умыться и даже вздремнуть в машине. В Польше такие места называются MOP — Miejsce obsługi podróżnych. У нас эту роль взяли на себя частные АЗС.

poster
Дайджест главных новостей
Бесплатная email-рассылка только лучших материалов от редакторов NV
Рассылка отправляется с понедельника по пятницу

Поэтому Укравтодору, его региональным подразделениям и подрядчикам необходимо не только укладывать асфальт и бетон, но и думать о комфорте водителя в дороге. Чтобы его сопровождали достоверные знаки и легко читаемая разметка. Чтобы появились места для отдыха не только при частных АЗС и ресторанах. Чтобы в итоге снизилось количество ДТП, связанных с усталостью водителя.

Как это сделать? Летом 2017 года украинский Кабмин во главе с Владимиром Гройсманом впервые использовал фразу «Капитальный ремонт страны». Одним из основных элементов этой программы стала активизация работ по восстановлению автомобильных дорог Украины. По меркам нашей страны сейчас действительно идет масштабный процесс, которого не было с момента подготовки к Евро-2012. Растет количество построенных и восстановленных километров дорожного покрытия, увеличивается количество компаний, привлекаемых к строительству и ремонтам.

Но когда мы дома или в офисе делаем капитальный, а не косметический ремонт, то это не только переклейка обоев или штукатурка стен. Это еще и улучшение комфорта помещения, в котором мы живем или работаем. Потому важно не только увеличивать количество отремонтированных километров дорог, но и внедрять лучшие европейские практики, которые позволят улучшить комфорт движения и снизить аварийность.

Ну и доводить начатое до конца. Например, на 6-километровом участке, расположенном сразу за Ровно в сторону Луцка, компания из Беларуси в прошлом году начала укладывать новый асфальт. Однако в начале нынешнего лета ее техника бесследно исчезла. Чисто визуально — выполнено не более 20% от запланированного объема. Руководство местной службы автомобильных дорог утверждает, что белорусы скоро вернутся и активизируют работу. Но уже более двух месяцев здесь тишина и пустота. А для водителя — дополнительный стресс и ненужное напряжение. И таких примеров — десятки по всей стране. То в одном, то в другом месте процесс ставится на паузу.

Поэтому результаты «капитального ремонта» инфраструктуры в соседней Польше — впечатляют очень сильно. Даже с поправкой на колоссальные субсидии ЕС. Это касается и уже введенных в эксплуатацию автотрасс, например, от Варшавы до границы с Германией, и того объема работ, которые прямо сейчас проводятся на подъезде к Варшаве со стороны Люблина. Глядя на количество техники, строящихся развязок, мостов, путепроводов и всей сопутствующей инфраструктуры, начинаешь понимать, что за фразой «капитальный ремонт страны» должно скрываться не совсем то, что есть в Украине. Обновление асфальтового покрытия — это только один из элементов комплексного развития транспортной инфраструктуры. А среди его основных целей должен быть комфорт водителя. Чтобы ему хотелось преодолевать за рулем сотни километров дорог, которые связывают восток и запад, север и юг Украины.

Специально для НВ Бизнес

Больше мнений — в разделе Эксперты НВ Бизнес

Показать ещё новости
Радіо NV
X