Вам показалось. Почему рекордно низкая инфляция не отражается на кошельках украинцев

12 февраля 2020, 09:31

Если верить Госстату, то в Украине в январе 2020 года была зафиксирована рекордно низкая за последние шесть лет инфляция — 3,2%. НВ Бизнес выяснял, почему падение цен не чувствует рядовой украинец

Инфляция в Украине в январе 2020 года составила 0,2% по сравнению с декабрем. В 2019 году январская инфляция составляла 1%. В годовом измерении инфляция замедлилась до 3,2% с 4,1%. Об этом сообщает Госслужба статистики. Напомним, что в целом за 2019 год инфляция снизилась до 4,1% с 9,8% в 2018 году. В НБУ утверждают, что низкая инфляция обеспечена сильной ревальвацией гривни (в 2019 году на 14,5%).

Видео дня

Цены снизились, но на то, что вы не съедите

Аналитики утверждают, что падение цен произошло на те товары, которые покупаются не так часто, как те же продукты питания. «Потребители в первую очередь обращают внимание на цены товаров, которые чаще всего покупают. В частности, это продукты питания. В то же время, индекс потребительской инфляции отражает изменения цен всей потребительской корзины. Действительно, индекс инфляции, который подсчитывает Госстат, снизился, однако рост средних цен в 2019 году по сравнению с 2018 годом на многие составляющие потребительской корзины был довольно значительным», — объяснила ценовой феномен аналитик Concorde Capital Евгения Ахтырко.

С ней согласился финансовый аналитик группы ICU Михаил Демкив. По его словам, инфляция измеряется по индексу потребительских цен, который является примерно тем же, что и «средняя температура по палате». «Потребительская корзина состоит из перечня основных продуктов, цены на которые могут двигаться в одно и то же время в разном направлении. Что-то может сильно подорожать из-за дефицита», — сказал он.

Например, в январе-декабре 2019 года по сравнению с аналогичным периодом 2018 средняя цена продуктов питания по данным Госстата выросла на 8%. «Также на 8% в среднем выросли цены на жилье и коммунальные услуги. Рост этих расходов был заметен для потребителей, поскольку с коммунальными платежами они сталкиваются с одинаковой регулярностью и изменения в расходах на эти платежи довольно легко отследить. Цены на алкоголь и табачные изделия за этот период выросли на 15,6%, и многие потребители на это также обратили внимание», — рассказал Ахтырко.

С другой стороны, Госстат зафиксировал совершенно незначительный рост цен на одежду и обувь. Однако, по словам Ахтырко, для большинства потребителей эта положительная тенденция осталась почти незаметной, так как новая одежда и обувь для значительного процента украинцев остаются категорией дорогих товаров, и для них покупка одежды и обуви — это вообще «дорого», что сейчас, что год назад.

Память о девальвации или психологический осадок от большой цены

Эксперты также утверждают, что потребители лучше запоминают то, как цены растут, но не обращают внимания на их снижение.

К примеру, Демкив вспомнил, как в начале 2019 года в четыре раза подорожал лук. «Что-то из „корзины“, наоборот, снизилось в цене или имеет стабильную стоимость. Но человеческая психология такова, что мы запоминаем ярче негативный опыт. К примеру, о резком росте стоимости лука было много разгневанных комментариев и мемов. Но когда появился новый урожай, и цена откатилась назад, уже мало кто приветствовал это восторженными отзывами. Люди это или не заметили, или приняли как должное. Только вопрос времени, какой продукт сезонно и заметно подорожает в 2020-м», — отметил он.

Аналогичная ситуация с акциями, которые всегда можно встретить в магазинах или на АЗС. Ведь акции — это только маркетинговый ход, который обеспечивает сниженную стоимость товара для более быстрой его продажи или в большем объеме. «Тем не менее, такие товары всегда можно купить по сниженной стоимости. Но у людей еще остался „осадочек“ от лука и пары других подорожавших продуктов, и складывается впечатление, что страна заявляет о замедлении инфляции, а на тележке с продуктами это почему-то не сказывается», — сказал Демкив.

К тому же, по его словам, инфляция считается за короткий период — до года, а эффект от подорожания импортных товаров в период девальвации, которая была еще не так давно, свеж в памяти. «Из-за курсовой разницы подорожали предметы и услуги, которыми украинцы себя балуют — путешествия, вина, сыры и хамон. Или не балуют, если кошелек уже не позволяет. А вот потребительская корзина состоит все же преимущественно из самых простых и местных продуктов, таких как хлеб, яйца, молоко, — продолжает Демкив. — Часто рост цен на такие товары меньший, но человек меряет свое впечатление о ценах по более „приятным“ товарам. Это еще один фактор, почему у нас складывается впечатление, что цены на полках магазинов не соответствуют государственной инфляционной статистике». Все это примеры стандартной поведенческой экономики. «Ну и не надо забывать, что это относительно низкая инфляция, а сложный процент (инфляция три года по 5% в сумме даст почти 16%, а не 15%). Даже в Еврозоне, где цены растут не более чем на 2−3% в год, за 18 лет обращения евро потерял примерно треть своей покупательной способности», — резюмировал Демкив из ICU.

Показать ещё новости
Радіо НВ
X