Государственных стимулов к производству и экспорту — нет. СЕО Терра Фуд о масле, молоке и о том, почему польские сыры дешевле украинских
Генеральный директор молочной компании Терра Фуд, Фортунато Гуадалупи — о том, как изменились потребительские предпочтения украинцев, компенсации потери российского рынка, конкуренции с польскими производителями и греческом салате
Итальянец Фортунато Гуадалупи — потомственный молочник и один из самых известных международных экспертов отрасли. Его семья несколько десятилетий владела собственной молочной компанией, которая перерабатывала по 10−12 т молока в день, а в 80-х годах прошлого столетия решила продать бизнес более крупному конкуренту — компании Parmalat. Сюда же устроился и сам предприниматель, который в середине 90-х отправился развивать украинский рынок. Увиденное в нашей стране удивило бизнесмена: потребители скупали молоко на базаре и настороженно относились к новинкам, таким, как, например, молоко с длительным сроком хранения. В 2011 году контрольный пакет Parmalat выкупила французская компания Lactalis.
Шесть лет назад Фортунато Гуадалупи вернулся в Украину, возглавив компанию Терра Фуд, которая владеет 11-ю молокоперерабатывающими предприятиями и центрами заготовки молока. В интервью НВ Бизнес Гуадалупи рассказал о том, как удалось компенсировать потери из-за закрытия российского рынка, как компания сотрудничает с McDonald’s и почему импортные сыры дешевле украинских.
— В начале 90-х годов вы приехали в Украину открывать представительство итальянской корпорации Parmalat. Второй раз вы вернулись в нашу страну почти семь лет назад, когда согласились возглавить компанию Терра Фуд. Как изменилась Украина за почти 30 лет независимости?
— Украина стала еще красивее. Изменились потребительские предпочтения. Я помню, как в 90-х годах население активно приобретало молоко у бабушек на рынках. Когда я вернулся в Украину семь лет назад, то увидел, что потребители стали более требовательными, осведомленными в вопросах качества и пищевой безопасности молочных продуктов. Они больше доверяют качественной продукции по разумной цене.
Еще один новый тренд — забота о здоровом питании для всей семьи. Люди пересматривают свой рацион и выбирают полезные функциональные продукты.
— Еще до аннексии Крыма Россия ввела запрет на импорт молочных продуктов из Украины, что больно ударило по многим производителям. Сколько времени понадобилось, чтобы компенсировать потери, и какие новые рынки смогли открыть украинские компании?
Когда я первый раз приехал в Украину, население страны составляло 52 млн человек, и уже тогда наблюдался отрицательный демографический индекс. Еще в 1995—1996 годах я понял, что через 20 лет в стране будет 35−40 млн жителей. Но тогда я и предположить не мог, что это произойдет из-за геополитических событий. Хорошее стратегическое видение нам сильно помогло.
Мы потеряли огромные объемы, 1 тыс. тонн готовой продукции в месяц.
Что мы сделали? Перешли на новый ассортимент, новые продукты. За три года смогли загрузить мощности Новоодесского сырзавода (Николаевская область), который сейчас производит около 500 тонн моцареллы в месяц. Мы пересмотрели рецептуры, оптимизировали продукты для экспорта в страны СНГ, Ближнего Востока и Азии. Для некоторых стран разрабатывали отдельную продукцию.
— Можете привести пример?
Плавленые сыры в небольшой расфасовке для ОАЭ, стран Средней Азии и Северной Африки.

— В этих странах покупают продукцию небольшими объемами?
Да. Наша задача — стараться максимизировать качество по лучшим ценам.
— Вам удалось полностью компенсировать потери?