Пока Запад колеблется. Китай и Индия увеличивают закупки нефти в России по выгодной цене

21 апреля, 17:30
Сюжет
Эксклюзив НВ
Компании предлагали увеличить перечень информации, которую можно будет не разглашать, но МЭР не принял это (Фото:Фото: geographyofrussia.com)

Компании предлагали увеличить перечень информации, которую можно будет не разглашать, но МЭР не принял это (Фото:Фото: geographyofrussia.com)

Автор: Артем Ильин

Западные страны раздумывают над введением эмбарго против российских углеводородов. Это дает повод азиатским «тиграм» увеличивать закупку нефти из России на фоне уменьшения ее цены.

Несмотря на военное вторжение России в Украину, Япония, Южная Корея, Китай и Индия продолжают покупать российскую нефть. Об этом пишет японское издание Nikkei Asia, ссылаясь на данные агентства Refinitiv, отслеживающего движение танкеров. НВ Бизнес публикует перевод сокращенной версии материала.

Видео дня

С 24 февраля по 18 апреля из России отправилось 380 танкеров с нефтью. За аналогичный период прошлого года этот показатель был несколько меньше — 357 танкеров.

115 из них направлялись или направляются в Азию: 52 в Китай, 28 в Южную Корею, 25 в Индию, девять в Японию и один в Малайзию. Количество танкеров в Индию увеличилось в восемь раз год к году, в Китай — на 33%. Для остальных государств показатели снизились на 16%.

Из крупных западных экономик только США и Великобритания объявили о прекращении импорта российской нефти. Отдельно энергетические компании, такие как BP и Shell, заявили, что больше не будут покупать нефть в России из-за сочетания давления акционеров, репутационных рисков и логистических сложностей.

Это привело к уменьшению стоимости нефти марки Urals в Европе примерно на 30%, со $111 до $78 за баррель. Более низкие цены спровоцировали дополнительные закупки от стран, готовых вести бизнес с Россией.

«Я бы поставила национальные интересы моей страны во главу угла… Прежде всего, топливо доступно и доступно со скидкой. Почему бы мне его не покупать?» — заявила Нирмала Ситхараман, министр финансов Индии. Ее страна закупила дополнительные объемы нефти, потому что получает большую скидку по сравнению с довоенными ценами.

Вандана Хари, основатель и генеральный директор сингапурской компании Vanda Insights, проводящей макроанализ глобального рынка нефти, сказала, что российская нефть является «привлекательным вариантом» для покупателей, не сталкивающихся с общественным контролем своих закупок.

«Правительство не давит на компании в Сингапуре, чтобы те избегали российской нефти, а компании в Азии, в общем-то, не находятся под пристальным вниманием, чтобы занять корпоративную позицию против Москвы», — сказала Хари.

Министерство энергетики Индонезии утверждает, что страна в последние годы не покупала российскую нефть, но возможные планы сделать это вызвали напряженные дебаты в стране.

Даниэль Гербер, генеральный директор компании Petro-Logisitics, наблюдающей за танкерами, сказал Nikkei, что две страны, скорее всего, воспользуются ситуацией, чтобы покупать больше российской нефти. «Хотя импорт в марте значительно не увеличился, мы думаем, что в течение следующих двух-трех месяцев будет наблюдаться увеличение этих объемов», — сказал Гербер.

Азиатские покупатели часто указывают на продолжение закупок Западом, чтобы оправдать собственную покупку российской нефти.

poster
Дайджест главных новостей
Бесплатная email-рассылка только лучших материалов от редакторов НВ
Рассылка отправляется с понедельника по пятницу

Министр иностранных дел Индии С. Джайшанкар заявил, что Европа в марте купила у России на 15% больше нефти и газа, чем месяцем ранее. «Большинство [основных покупателей нефти и газа из России] находятся в Европе», — сказал он, отметив, что Индия покупает у России менее 1% от общей потребности в нефти.

Он уверен, что за два-три месяца список крупнейших покупателей российской нефти не сильно изменится.

Хари из Vanda Insights повторяет это мнение. «Бойкот некоторых поставок западными компаниями — это символизм и создание видимости, не больше», — сказала она.

Данные мониторинга танкеров показывают, что с 1 марта по 15 апреля 41 судно направлялось в Нидерланды, 36 в Италию и девять в Германию.

Но после массовых убийств мирного населения в украинском городе Буча давление на российскую энергетику увеличивается.

Дебаты по энергетическому бойкоту России продолжаются, но логистические вопросы становятся большим препятствием для дальнейших закупок нефти для Азии нефти в РФ.

«Поскольку у нас нет своих танкеров, нам становится все труднее найти танкеры, идущие в Россию. Судоходные компании становятся все более осторожными по поводу отправки судов в Россию, даже если это Дальний Восток, а не Черное море», — сообщил представитель Taiyo Oil. Некоторые страховщики также отказываются страховать грузы российских танкеров, перевозящих российскую нефть, добавили в компании.

Из-за роста расходов на фрахт танкеров в российские порты, Taiyo Oil ищет альтернативные поставки с Ближнего Востока, Юго-Восточной Азии и Северной Африки.

Показать ещё новости
Радіо НВ
X