За чей счет Кабмин поможет электростанции Рината Ахметова в городе Счастье Луганской области

17 августа 2019, 08:20
Сюжет
Автор: Артем Ильин

Из-за конфликта с РЖД Луганская ТЭС Рината Ахметова перешла с антрацита на дорогой природный газ, что может привести к росту тарифов для Луганской области. Как Кабмин может уладить вопрос

В начале августа представители так называемой ЛНР на переговорах в Минске Владислав Дейнего и Ольга Копцева заявили свои претензии на населенные пункты Луганской области, находящиеся под контролем правительства Украины. «Согласно Минским договоренностям, Станица и Счастье наши», — сказал Дейнего.

Видео дня

Примечательно, что это произошло спустя несколько дней после того, как Луганское энергетическое объединение (ЛЭО) сообщило о риске остановки Луганской ТЭС. Это градообразующее предприятие в Счастье, станция входит в состав ДТЭК Востокэнерго. В ЛЭО опубликовали протокол заседания Региональной комиссии по вопросам техногенно-экологической безопасности и чрезвычайных ситуаций Луганской ОГА и Луганской ВГА, согласно которому необходимо разработать графики поочередного отключения потребителей, чтобы не допустить полного обесточивания области. В документе отмечалось, что помимо угрозы приостановки энергоснабжения около 1 млн жителей региона, также есть риск остановки поставки воды жителям временно оккупированной территории области.

Что случилось с энергоснабжением Луганской области?

Поставки электроэнергии для существенной части Луганщины идут с единственного источника — Луганской ТЭС, которая принадлежит энергетическому холдингу ДТЭК Рината Ахметова. Эта часть территории области не имеет достаточного количества линий электропередач, которые соединяли бы ее с объединенной энергосистемой Украины. Потребность этого энергоострова составляет 240−280 МВт, а по воздушным линиям с других электростанций Украины можно обеспечить лишь около 60 МВт.

Поэтому сложно переоценить важность Луганской ТЭС. Но это одна из тепловых электростанций Украины, которые продолжают использовать дефицитный уголь-антрацит, который с 2017 года поступает в Украину только по импорту. И в ДТЭК пока не рассматривают возможность модернизации этой станции с переводом на более доступный уголь газовых марок. Ведь здесь нет железнодорожной ветки, которая соединяла бы Счастье с сетью «Укрзализныци». А возить уголь, например, автотранспортом — бессмысленно.

Как только государство инициирует строительство железнодорожной ветки, в ДТЭК обещают начать работы по переоборудованию блоков ТЭС с антрацитового на газовый уголь. «В переоборудование блоков мы готовы вложить как минимум 300 млн гривен. Когда будет построена железная дорога и станция будет работать на угле марки Г, мы сможем обеспечить станцию собственным украинским ресурсом», — сообщили НВ Бизнес в ДТЭК Энерго.

Как же сюда везут антрацит? Имеется ж/д ветка, которая соединяет Луганскую ТЭС с российскими шахтами ДТЭК. Именно по ней до лета текущего года сюда поставлялся уголь из России.

poster
Дайджест главных новостей
Бесплатная email-рассылка только лучших материалов от редакторов НВ
Рассылка отправляется с понедельника по пятницу

«С июня текущего года Российская железная дорога не подтверждает отгрузку угля в адрес Луганской ТЭС из-за невыдачи квот на поставки угля», — сообщили НВ Бизнес в пресс-службе ДТЭК Энерго.

Менеджменту ТЭС ничего не оставалось кроме как перевести энергоблоки на сжигание природного газа. Это произошло в конце июля.

Но так как газ существенно дороже угля, то возник экономический вопрос: что делать с тарифами на электроэнергию. Ведь поставки э/э для населения в условиях нового рынка электроэнергии идут по специальным низким ценам (так называемое PSO). И в изменившихся условиях ДТЭК, вероятно, захотел особых условий для Луганской ТЭС.

Счастливый поворот

В среду 14 августа в повестке дня заседания Кабинета министров Украины неожиданно появился вопрос Счастья и Луганской ТЭС. Правительство решило с целью предотвращения чрезвычайной ситуации в Луганской области обязать НАК «Нафтогаз Украины» поставлять газ для этой электростанции станции по цене ниже рыночной. То есть возложить на НАК специальные обязательства, тот самый PSO.

«Если газ дать по коммерческой цене, то для луганчан нужно поднять в несколько раз цены на электроэнергию. Что они третий сорт? Нет. Поэтому как резервный источник топлива, государство в чрезвычайном режиме может решить этот вопрос для того, чтобы электрическая энергия для жителей Луганской области не поднялась в цене. Там и так достаточно проблем. Вот в чем вопроc», — заявил премьер-министр Владимир Гройсман.

Ему попытался возразить представитель президента Украины в правительстве Андрей Герус. «Компания ДТЭК сама выбрала бизнес-модель, когда у нее в Ростовской области есть свои шахты. Она туда инвестировала средства и оттуда возила уголь. И она брала на себя определенные риски, когда так поступала. Поэтому в данном случае у нее возникает временно убыточная деятельность. И нужно провести переговоры, чтобы уголь начал ехать. Именно таким способом нужно решать проблему… Государство не должно действовать так, что происходит приватизация прибылей и национализация убытков», — сказал Герус.

Однако Гройсман не согласился с этим доводом: «Заложниками будут рядовые жители Луганской области. Точка. Мы не может этого допустить». А комментируя вопрос о высоких прибылях ДТЭК он сказал, что это вопрос системы налогообложения.

Владимир Гройсман (Фото: Кабинет министров Украины)
Владимир Гройсман / Фото: Кабинет министров Украины

Цена газового вопроса

«Себестоимость производства электроэнергии на газу, даже с учетом цены на газ по ПСО, не покрывается максимальными ценами на электроэнергию на новом рынке. У Луганской ТЭС нет необходимых ресурсов для покупки газа по рыночной цене для производства электроэнергии», — сообщили НВ Бизнес в ДТЭК Энерго.

В компании уверены, что единственный выход на данный момент — постановление Кабинета министров Украины о снижении цены на газ для станции.

В среду после заседания Кабмина Андрей Герус в facebook сообщил, что правительство обязало «Нафтогаз Украины» продавать газ для нужд Луганской ТЭС по цене в 2,895 тыс. грн. (без учета НДС, тарифа на транспортировку и распределения) за 1 тыс. куб м. То есть скидка от рыночной цены составляла около 40%. Например, «Нафтогаз Украины» в июле предлагал на август на условиях предоплаты газ для промышленности по цене 4,64 грн. за 1 тыс. куб. м.

После этого в НАК «Нафтогаз Украины» заявили, что поставка природного газа для Луганской ТЭС на условиях, утвержденных Кабмином, будет причинять им убыток от 120 до 300 млн грн. ежемесячно.

«Выполнение правительственного решения только в августе повлечет убыток для Нафтогаза в размере более 120 млн грн. в месяц. При продолжении ситуации в зимний период с ростом рыночных цен и объемов потребления сумма убытка будет достигать 250−300 млн грн. ежемесячно», — отметили НАК, заявив, что в решении правительства усматривается прецедент прямого вмешательства государства в отношения между субъектами хозяйствования.

В «Нафтогазе» также напомнили, что другим возможным поставщиком газа для Луганской ТЭС может стать ее владелец — группа ДТЭК. Ведь в ее составе работает газодобывающее предприятие DTEK Oil&Gas. В компании Рината Ахметова предпочли промолчать.

В итоге Кабинет Министров в четверг провел совещание при участии руководства Министерства энергетики и угольной промышленности и представителя президента в Кабинете министров Андрея Геруса, по итогам которого было принято совсем другое решение.

«Во время совещания принято решение об обеспечении субъектов генерации энергоносителями без применения регулируемой специальной цены. Соответствующее решение будет принято на очередном заседании правительства», — сказано в сообщении Кабмина.

Герус в facebook подтвердил, что «Нафтогаз» не будет продавать газ для «ДТЭК Востокэнерго» (Луганская ТЭС) по специальной льготной цене и сможет избежать дополнительных убытков. Но пока никто не уточнил, как именно поддержат Луганскую ТЭС. Источник НВ Бизнес, знакомый с ходом обсуждения этого вопроса, говорит, что все же речь может идти о механизме, который будет представлять собой что-то вроде рассрочки оплаты за газ.

Но в любом случае — это может быть лишь временным решением. Поэтому нужно решать стратегические вопросы:

  • договоренность с РФ о возобновлении поставок угля по железной дороге;
  • ускорение строительства альтернативной линии энергообеспечения, которое ведет НЭК «Укрэнерго».
  • строительство ж/д ветки со стороны Украины;

Строительство ж/д ветки (Фото: Укрзализныця)
Строительство ж/д ветки / Фото: Укрзализныця

Все они требуют времени. Например, чтобы соединить Счастье с сетью «Укрзализныци» нужно построить ветку длиной около 50 км.

Но у железнодорожников на это нет ресурсов. В конце июля глава Луганской областной военно-гражданской администрации Виталий Комарницкий провел совещание, в рамках которого обсудили строительство участка ж/д пути, который соединил бы ветки «Купянск-Узловой — Попасная» и «Лантратовка — Кондрашевская-Новая (Счастье)». «Глава области поручил соответствующим подразделениям подготовить техническое обоснование проекта и найти пути финансирования», — говорится в сообщении пресс-службы администрации.

В ДТЭК Энерго именно строительство ж/д ветки называют стратегическим решением. «Мы с 2014 года поднимаем вопрос о необходимости построить железнодорожную ветку к станции, которая соединит Луганскую ТЭС с железнодорожной системой Украины. Речь идет о железнодорожном пути Сватово-Белокуракино (ориентировочно 55 — 70 км). Это позволит доставлять на станцию уголь с территории Украины», — сообщили в компании, добавив, что реализация проекта предусмотрена Национальной транспортной стратегией Украины до 2021 г.

Получается, что и тактическое, и стратегическое решение вопросов, которые касаются работы частной электростанции, обеспечивающей жителей Луганской области электроэнергией, зависит от государства. Профинансировать строительство ж/д ветки и воздушных линий электропередач можно за счет госбюджета. А поставки газа по льготным ценам — за счет тарифов госкомпаний. Уже скоро мы узнаем какой именно путь выберет Кабмин.

Показать ещё новости
Радіо НВ
X