Первые итоги монетизации. Почему почти 30% получателей субсидий не заплатили за коммунальные услуги

24 апреля, 09:40
Цей матеріал також доступний українською
Первые итоги монетизации. Почему почти 30% получателей субсидий не заплатили за коммунальные услуги - фото

Фото delo.ua

Только 62% получателей субсидий заплатили за услуги Киевводоканалу и 73% — Киевтеплоэнерго. За деньгами в Ощадбанк не пришло 13% потребителей. Что пошло не так? 

Эксперимент Министерства социальной политики по выплате субсидий в денежной форме может завершиться провалом. С 1 марта ведомство Андрея Ревы выплачивает потребителям социальную помощь на пенсионную карточку или через систему переводов «Швидка копійка». Средний размер субсидии составляет 1500 грн, которые надо направить на уплату жилищно-коммунальных услуг. Получателями субсидий стали около 4 млн домохозяйств. Инициатива возникла за месяц до ее внедрения в жизнь, что позволило экспертам предположить политическую подоплеку реформы. Потребители получили живые деньги за месяц до первого тура выборов президента.   

Прогнозы пессимистов оправдались —  граждане не спешат платить за коммунальные услуги. В марте 62% получателей субсидий заплатили за услуги водоснабжения и водоотвода Киевводоканалу, говорится в сообщении компании. За этот период с Киевтеплоэнерго, по данным компании, рассчиталось только 73% льготников.

Не все потребители пришли в Ощадбанк за деньгами. «С 12 марта по 11 апреля проведены выплаты 87% получателям жилищной субсидии, которые не являются пенсионерами и получают субсидии через отделения Ощадбанка. Если в течение трех месяцев с даты начала выплат субсидии в денежной форме получатель жилищной субсидии не обратился за ее получением, Ощадбанк обязан данные средства вернуть Минсоцполитики вместе с реестрами лиц, которым не была выплачена жилищная субсидия в наличной форме», — сообщили НВ Бизнес в пресс-службе Ощадбанка.

В Министерстве соцполитики ранее сообщали, что просрочка по оплате за коммунальные услуги за один месяц приводит к приостановке выдачи субсидий.

НВ Бизнес попросил пятерых экспертов пояснить, почему получатели субсидии не спешат платить за коммунальные услуги

Александр Паращий, руководитель департамента аналитики инвестиционной компании Concorde Capital

Пока рано говорить о провале программы, так как не все получатели субсидий успели разобраться с новыми порядками получения и оплаты коммунальных услуг.

Сама идея – правильная, так как люди должны иметь право распоряжаться деньгами, которые на них выделяет государство. Но тут также нужна эффективная система наказания для тех, кто вовремя не рассчитывается по коммунальным платежам – если таких получателей лишать субсидий, то это будет стимулировать тех, кто действительно нуждается в господдержке своевременно платить, и рано или поздно отсеет тех, кто без такой помощи может обойтись. 

Сергей Фурса, специалист отдела продаж долговых ценных бумаг Dragon Capital

На мой взгляд, прошло слишком мало времени с момента выдачи субсидий в денежной форме. Возможно, еще не все потребители успели заплатить за услуги из-за нюансов с квитанциями и итоговая цифра будет выше.

Если свыше 80% получателей субсидии заплатят за жилищно-коммунальные услуги, то реформу можно считать успешной. Но если существующие показатели существенно не изменятся, то можно будет констатировать провал. На мой взгляд, в худшем случае систему выплаты социальной помощи придется менять, то есть потребителям нужно передавать на карту сэкономленные средства - разницу между суммой, которую начислили и реально использовали потребители.

Почему 13% не пришли за деньгами в Ощадбанк? Возможно, это «мертвые души» и таких получателей не существует? Этим и хороша реформа, она позволяет предоставлять помощь адресно и избегать переплат.

 

Андрей Блинов, главный эксперт НБУ, координатор Экспертной платформы

Я полагаю, что монетизация субсидий указала в первую очередь на честность. Ведь о чём говорят 13% средств, которые не были забраны из системы переводов «Швидка копійка»? О том, что не мытьём, так катаньем проходит верификация, то есть выявление реальной потребности граждан в помощи государства. Именно по этой причине безналичную монетизацию субсидий (и в перспективе льгот) следует продолжать.

Результатом этой работы станет автоматическое формирование полного реестра получателей соцпомощи, на что в свое время неэффективно было потрачено пару траншей от Мирового банка. Что касается выплат наличными, то мне эта инициатива изначально экономически была мало понятна, разве что в отношении жителей сел, лишенных какой-либо возможности контакта с банками или почтой. Уровень платежей за ЖКУ сегодня составляет около 70%. Люди недовольны чехардой тарифов, надеются, согласно социологии на их общее снижение. Кроме того, очень много ошибок в квитанциях, при передаче домов от одной обслуживающей компании другой, при смене поставщика.

Спешить платить нет смысла. Уровень оплаты получателями субсидий приблизительно равен среднеукраинскому показателю. Почему не работает страшилка в виде отказа в субсидиях из-за двухмесячного долга? Вероятно, потому что массовой практики лишения субсидий по этой причине пока нет. В целом идея перечисления субсидий и льгот на персонифицированные счета граждан является позитивной, в перспективе она ведет к ответственности каждого владельца личного счета и к полноте учета и прозрачности соцпомощи на уровне государства. Именно в безналичной форме

Игорь Бураковский, глава правления Института политических консультаций и экономических исследований

Я поддерживаю реформу монетизации субсидий. Она позволяет упростить отношения между государством и получателем социальной помощи, снижает риски нецелевого использования средств.

Есть несколько причин, почему население не спешит платить за коммунальные услуги. Одна из них — проблемы с коммуникациями даже в тех ведомствах, где проводятся реформы. Потребители могут не знать, какие деньги они получили в кассе Ощадбанка и что с ними делать. Решить эту проблему можно. Нужно обучать население. Ошибка может быть и в том, что потребители реагируют совсем не так, как рассчитывают реформаторы. Люди могут опасаться платить за коммунальные услуги, не знают, как это делать.

 Владимир Лановой, президент Центра рыночных реформ

Мне кажется, монетизация субсидий в денежной форме провалилась. Не секрет, что коммунальные платежи в зимнее время примерно в 2-2,5 раза выше по сравнению с теми платежками, которые потребители получают весной и осенью. Поэтому многие украинцы рассчитывают, что вернут долги летом. Полученные же сейчас средства они могут направлять на покупку лекарств или другие острые проблемы.

Все это не станет большой проблемой для предприятий, предоставляющих коммунальные услуги. Вероятнее всего, миллиардные долги в конечном счете спишут.  

 

Журнал НВ (№ 21)

Парламентские списки

Благодаря двум новым политсилам парламент ждет беспрецедентное в истории Украины обновление

Читать журнал

Выбор редакции

Финансы

18 июня, 20:00

thumb img
Вывод 155 млрд грн из ПриватБанка — не идея НБУ, а реальные последствия отмены национализации — Рожкова
Экономика

18 июня, 08:40

thumb img
После сериала на HBO. Кто заработает на росте туристического потока в Чернобыль
Экономика

Вчера, 20:01

thumb img
Что угрожает финансовой стабильности в Украине. Главное из отчета НБУ

Стань автором

Если Вы хотите публиковать свои колонки на НВ Бизнес, пишите по адресу:

kolonka@nv.ua