Как в Полтавской области строят первую в Украине цементобетонную скоростную дорогу. Фоторепортаж НВ
В Полтавской области открыли для проезда первые 15 километров скоростного цементобетонного шоссе. Журналист НВ посмотрел, как устроен этот новый для Украины тип дорог
Проект реализуют в районе населенного пункта Решетиловка на трассе Н-31. Это — ответвление скоростного шоссе М-03 Киев — Полтава, которое проходит по территории Полтавской и Днепропетровской областей до Днепра.
Всего планируется уложить 80 км подобного цементобетонного полотна по территории Полтавщины. Часть Н-31, проходящая по Днепропетровщине, будет обычной — асфальтобетонной.
В ходе реконструкции дорога будет расширена с двух до четырех полос и получит статус скоростного шоссе. После завершения строительства проехать 146 километров между Решетиловкой и Днепром можно будет за 1,5 часа, говорит Александр Кава, советник главы Госагентства автомобильных дорог.
Строительство первой в Украине цементобетонной дороги
В Полтавской области открыли для проезда первые 15 километров скоростного цементобетонного шоссе
Используемая на этом участке технология для Украины нова: цементобетонную смесь укладывают сплошным слоем шириной 10,5 метров специальные машины-бетоноукладчики. Эти машины формируют сразу целую проездную часть с двумя полосами и широкой обочиной.
Толщина покрытиясоставляет почти 1,5 метра. Под верхним цементобетонным слоем, который укладывают машины, — 70 см уплотненного и стабилизированного грунта, 30 см укрепленного грунта и 18 см постного бетона. Верхнее покрытие из тяжелого бетона имеет толщину 26 см.
Между постным и тяжелым бетоном укладывают слой геотекстильной пленки, чтобы трещины, которые могут возникать в нижних слоях, не проникали наверх.
Несмотря на то, что укладчик разравнивает верхний слой бетона, мелкие недостатки приходится устранять вручную. Например, попавшую щебенку или пузырьки воздуха.
Сразу же за укладчиком следует машина, которая покрывает бетонный слой специальным составом на основе клея ПВА, чтобы испарение воды происходило медленнее. Кроме того, механизм наносит на свежеуложенное покрытие мелкие бороздки: такая шероховатость необходима, чтобы зимой уменьшить скольжение транспорта.
После того как новое полотно наберет прочность, в нем делают специальные надрезы, которые через несколько дней формуют отдельные плиты, удерживаемые между собой дюбелями и анкерами. После этого швы заполняют изолирующим материалом и обрабатывают мастикой.
За одну смену бригада рабочих укладывает 500−600 метров полотна. Проезд по нему можно будет открывать через 28 дней.
По словам Кавы, цементобетонные дороги более долговечны, чем асфальтобетонные. Однако, более чувствительны к большому перегрузу и более прихотливы в эксплуатации. Кроме того, их проблематично ремонтировать: если верхнее бетонное покрытие приходит в негодность, необходимо менять всю плиту.
Кроме этого участка, цементобетонная дорога должна появится на окружной вокруг Житомира. Это часть трассы М-06, соединяющей Киев с Ровно, Львовом и Чопом. Из двухполосной объездная станет четырехполосной. Реализация этого проекта позволит сделать М-06 полностью скоростным шоссе на отрезке длиной 320 км от Киева до Ровно, говорит Кава.
