Коронавирус останавливает мировую экономику. Кто пострадает сильнее всех и на что надеяться Украине
Пандемия коронавируса вогнала глобальный рынок в крутое пике, грозя ему потерей $2,7 трлн к концу года. В итоге мировая экономика замедлится до уровня кризисного 2009-го, — пишет журнал НВ.
И звестное изречение с Уолл-стрит гласит: любой кризис — это не только потери, но и возможности. Но если возможности вызванного пандемией коронавируса экономического кризиса пока только обретают неясные очертания, то потери уже вполне измеримы.
Ключевой американский фондовый индекс S&P 500 с середины февраля упал на 30%. Капитализация крупнейших мировых компаний за это время потеряла около $7 трлн. Финансовые рынки утратили веру в то, что нынешние бизнес-модели корпораций справятся с пандемией коронавируса.
Рост индекса S&P 500 на протяжении последних нескольких лет был предметом особой гордости американского президента Дональда Трампа. В своем аккаунте в Twitter он любил повторять, что именно благодаря его политической решительности Уолл-стрит вдохновилась видением богатого будущего мировой и американской экономики.
Но коронавирус COVID-19, вызывающий сложный вид пневмонии, оказался влиятельнее Трампа. Появившись в Китае, он вначале уложил на лопатки его гигантскую и быстрорастущую экономику размером в $12,2 трлн, а затем взялся за Европу и обе Америки.
Еще никогда в новейшей мировой истории пандемия не становилась причиной столь масштабных кризисных явлений. За последние 10 лет фондовые рынки резко падали лишь несколько раз: в 2011—2012 годах, из-за невозможности Греции и других стран еврозоны обслуживать свои долги, а также в 2015—2016-х, во время гражданской войны в Сирии и небывалого исхода ее граждан в ЕС.
Политические факторы и долги правительств — неизменные параметры сложного уравнения, которым пользуются биржевые аналитики с Уолл-стрит, чтобы понять, где и как можно успешно вложить деньги и заработать. Но коронавирус — не госбюджет: его сложно просчитать и сделать прогноз. Поэтому биржа запаниковала и ушла в крутое пике.
«Нынешнее падение бирж — это уникальный кризис, — подчеркивает Роман Сульжик, член набсовета ПриватБанка и бывший трейдер крупного американского банка JP Morgan. — Уолл-стрит понимает масштаб произошедшего, но не может предсказать последствия, поэтому и паника».
Уолл-стрит — это первая проекция масштабов разразившегося кризиса. И хоть правительства ключевых стран, а также крупные международные финансовые организации развития объявили о готовности выделить внушительные объемы помощи, второй проекцией стал весь мир.
Консалтинговая компания McKinsey прогнозирует: планетарная экономика при позитивном сценарии вырастет в 2020-м на 2% вместо ожидаемых 2,5%, а при негативном — всего на 1−1,5%. И это станет самым худшим ее результатом со времен кризисного 2009 года.
