Отсутствие ГАЭС сдерживает развитие солнечной энергетики

Украина создает парк солнечной энергии на территории Чернобыльской зоны, а эксперты прогнозируют, что мощности солнечных электростанций в Украине во втором полугодии вырастут на 360 мегаватт.
Это означает, что до конца года будет перейден символический барьер в один гигаватт. Об этом говорится в материале Сергея Лукьянчука, автора статьи «Остановитесь! В Украине следует немедленно прекратить строительство солнечных электростанций по действующему зеленому тарифу ».
Однако, по мнению автора реализация таких проектов на долгие годы лишит Украину уникального шанса – получить благодаря солнечной генерации экстремально дешевую электрическую энергию, и фактически в неограниченном количестве. Как это сейчас происходит во всем мире – от Китая и Индии до Германии и Британию.
Модель поддержки возобновляемой энергетики, действующая сейчас в Украине по солнечной генерации, устарелаПричиной этому то, что украинские чиновники, лоббирующие и продвигающие строительство новых солнечных электростанций, не осознают (или делают вид, что не понимают) того, что модель поддержки возобновляемой энергетики, действующая сейчас в Украине по солнечной генерации, устарела. В этих условиях быстрый ввод в эксплуатацию сотен мегаватт новых солнечных электростанций приведет к колоссальным убыткам – как энергетической отрасли, так и экономики в целом.
Речь идет о так называемых зеленых тарифах, по которым владельцы солнечных электростанций продают электроэнергию на оптовом рынке – и у них обязаны ее купить. По данным материала, себестоимость 1 кВт-ч от электростанций, которыми начинает обильно покрываться Украина, составляет 2-3 цента. А производителю по действующему зеленому тарифу заплатят 17 центов.
Для энергетики, где период окупаемости тепловых электростанций измеряется годами, а новых атомных – десятилетиями, это источник быстрых сверхприбылей, причем полученных вполне законно и за благородное дело – спасение планеты от экологического загрязнения.
Конечно, пока уровень обеспечения солнечной энергией (т.н. инсоляции) в Украине ниже, чем, например, в Эмиратах или Чили. Но он достаточен для того, чтобы уже сейчас иметь себестоимость электроэнергии (LCOE, levelized cost of electricity) наземных украинских электростанций на уровне 2-4 центов за кВт-час. И она будет снижаться и далее – в соответствии с удешевление солнечных панелей, инверторов, систем крепления.

А также благодаря снижению трудозатрат, связанных с ростом эффективности технологий преобразования солнечного света в электроэнергию (когда, условно говоря, вместо двух 170-ваттных панелей можно смонтировать одну такого же размера и веса, но на 340 ватт).
Это была бы самая дешевая энергия из всего, генерируемого украинскими электростанциями. И самая дешевая из того, что могли бы покупать украинские потребители. Но благодаря неадекватно высоким зеленым тарифам она станет не просто дорогой, но убыточной. И очень быстро наступит тот момент, когда денег на субсидирование банально не хватит. А дальше солнечную энергетику отбросит на годы назад.
Чтобы этого не произошло, автор предлагает максимально быстро завершить проекты по достройке гидроаккумулирующих электростанций – Днестровской, Каневской и Ташлыкской. Ведь наличие ГАЭС – один из ключевых компонентов балансировки энергосистемы в условиях, когда в генерацию «включаются» все новые солнечные или ветряные, для которых свойственна неравномерность выработки. ГАЭС, которые могут «хранить» избыточную энергию, закачивая воду на высоту, а затем в случае необходимости «отдавать» ее обратно в сеть.
Кроме этого, для оптимального функционирования солнечной энергетики в Украине, по мнению автора, следует: заблокировать все новые проекты по строительству солнечных электростанций; на законодательном уровне отменить систему зеленых тарифов для новых проектов солнечной генерации, которые выполняют юридические лица (для старых она должна остаться – это общепринятая и справедливая практика); вместо зеленых тарифов ввести другую систему поддержки – конкурсы проектов; установить для тендерных проектов лимит мощности; установить лимит ежегодного прироста мощности для коммерческой солнечной генерации; создать систему стимулирования солнечной энергетики «за пределами» зеленых тарифов.