Мы упали бесконечно глубоко, но выход есть – Евгений Уткин

5 октября 2016, 17:30
Владелец  ІТ-компании KM Core назвал три составляющих, которые могут сделать отрасль более эффективной

Кошмары для отечественных IT-компаний могут скоро закончится. В сентябре в парламенте прошел первое чтение важный для отрасли проект закона. Если документ вступит в силу, то правоохранительным органам автоматически будет запрещено изымать электронные носители информации. А значит предприятия данной сферы смогут иметь своего рода гарантию, что их бизнес не развалится в один день как карточный домик.

Видео дня

Безосновательные проверки IT-компаний длятся уже несколько лет. Бизнес ожидал, что со сменой власти ситуация кардинально изменится, но пока что этого не произошло. Компания Уткина также подверглась ревизиям в конце этого лета, но даже в такой ситуации предприниматель не отчаивается и называет нынешний визит правоохранительных органов борьбой систем, старой и новой.

В интервью НВ Бизнес Уткин назвал рецепты оживления роста в отрасли, практические советы для государства, а также сферы, в которые стоить инвестировать.

– Как вы относитесь к последним наездам на вашу компанию правоохранительными органами?

– Это абсолютно негативно. Я считаю, что это просто борьба старой и новой систем. В принципе по этому вопросу все нужные встречи мы уже провели, поговорили, нашли общее. Этот кейс взят для того, чтобы эту систему менять. Мне импонирует, что и генеральный прокурор, и специалисты, которые работают, с пониманием относятся к той ситуации, которая была. Они принесли извинения. Надеюсь, что это будет уроком для старой системы.

25 лет наша банковская система живет в параллельном мире, и она не занимается реальной экономикой

– Если говорить об IT в целом, как вы оцениваете те условия, в которых работает индустрия в нашей стране?

– Индустрия работает в тех же условиях, как и все остальные. С другой стороны, если посмотреть на данные последних двух лет, то можно увидеть, что за это время уехали из страны порядка девяти тысяч высококвалифицированных программистов. Наша индустрия в отличие от других глобальная и человеку, по сути, нужна только розетка и доступ в интернет. Это мобильность позволяет конкурировать на глобальном уровне с Индией, Америкой, Румынией, той же Россией и многими другими странами.

– У нас все больше преобладает аутсорсинг в структуре экспорта, а не готовые продукты. Что надо сделать для того, чтобы ситуации поменялась?

– Есть фундаментальные причины, которые касаются всей страны. Это инвестиционный климат, доступ к финансовым инструментам, которого у нас нет. 25 лет наша банковская система живет в параллельном мире, и она не занимается реальной экономикой. Аутсорсинг – это неплохо. Люди работают здесь, они создают рабочие места и так далее. Мы говорим не только об IT. Нужно говорить о хай-теке, о биотехнологиях, нанотехнологиях. Сегодня есть три индустрии, которые могут быть драйвером для технологий. Первая – это безопасность вооруженных сил. Сейчас технологии в этой сфере достигают 80-90%, и они должны быть украинскими.Вторая индустрия – это сельское хозяйство. На стыке технологий и сельского хозяйства, у нас есть огромный потенциал. И применение современных технологий поможет нам в разы увеличить эффективность АПК. И третье – конечно энергетика. Это новые технологии в энергетике. Да, у нас идет война, это отпугивает инвесторов. Но нам нужно говорить о том, что у нас есть сегодня возможности в энергоэффективности. И вот в эти сферы нужно привлекать инвестиции.

poster
Дайджест главных новостей
Бесплатная email-рассылка только лучших материалов от редакторов NV
Рассылка отправляется с понедельника по пятницу
За два года из страны уехало порядка девяти тысяч высококвалифицированных программистов

– Что больше всего отпугивает инвесторов война или коррупция?

– Неопределенность. Человек должен хоть какое-то время жить в состоянии определенности. Коррупция – это страшно, она есть не только у нас. Есть инвесторы, которые работают спокойно в странах, где процветает коррупция. Но там есть какая-то стабильность и есть понимание, что будет завтра. Есть люди, которые отвечают за то, что будет завтра в стране, которые обеспечивают конкурентные условия для бизнеса. Это первое. Второе – у нас есть огромный внутренний ресурс. И для того, чтобы привлечь внешнего инвестора, нужно сначала показать, что ты уважаешь внутреннего. В нашей стране к украинскому производителю относятся пренебрежительно. Мы никогда серьезно не лоббировали интересы украинских производителей. Отдельные какие-то группы – да. А вот если говорить про индустрию, если говорить о конкурентном украинском производителе – такого никогда не было.

– Ваш прогноз дальнейшего развития индустрии IT. Что здесь можно ожидать? Эти рынки будут расти или все будут выезжать за границу?

– Да, у нас сегодня развивается экспорт услуг. Это нормально. Но если говорить о рынке IT, он сегодня находится на уровне 1990 -х. Мы упали бесконечно глубоко и отстали от многих стран. Поэтому роль государства сейчас – сформировать запрос. Сегодня есть электронное правительство, применение технологий для управления государством – это позитивные шаги. Но должны быть реальные запросы. И прежде всего эти запросы для украинских компаний. Только тогда мы сформируем индустрию 4.0.

– Какие страны успешно прошли через это?

– Каждая страна занимается развитием инноваций. Блестящий для нас пример – это Израиль. Потому что страна, которая находится перманентно в состоянии войны, как раз сфокусировала свои усилия на технологиях для обороны, для безопасности, и затем коммерцилизировала эти технологии на другие. Она сегодня номер один в микроэлектронике, в нанотехнологиях, в фармацевтике, в сельском хозяйстве. Мы какие мандарины кушаем? Это страна, в которой нет воды. Для нас это один из таких ярких примеров. Это можно говорить и о Южной Корее, той же Ирландии. В принципе Финляндия сделали в свое время такие шаги, Швеция. Есть множество примеров.

Есть инвесторы, которые работают спокойно в странах, где процветает коррупция, вместе стем существуют конкурентные условия для бизнеса

Изобретать велосипед не нужно. Здесь просто нужно понять, кто в стране за это дело отвечает. Нужно на государственном уровне определить сферы, на которых можно делать фокус. На мой взгляд – это оборона и безопасность, сельское хозяйство и энергетика. Дальше дать конкурентные условия компаниям, которые занимаются хай-теком. Потом привести сюда такие компании, как Apple, Google и так далее, но не только офисы этих компаний, а чтобы это были разработки и производство.


– Что надо сделать, чтобы реализовать эту программу?

– Первое – у нас должна появиться высокоуровневая личность. Вот в Израиле есть главный ученый. В свое время он каждую неделю встречался с премьер-министром. В каждом министерстве был офис главного ученого. И задачи были – 20% инновационной экономики в каждом секторе. То есть должна появиться такая институция либо функция, либо кому-то делегировать это, чтобы не плодить новых институций. Но инновации и технологии должны быть приоритетом. А у нас слова с делами расходятся. Второе – переговорить с топ-100 компаний мира и сделать все возможное, чтобы они открыли у нас разработки и производство. Третья накрывает первые два. Потому что ничего здесь не может быть без верховенства права и одинаковый доступ к ресурсам. Должна быть конкуренция. У нас нет конкурентного доступа к ресурсам, в том числе к деньгам. Это такое бревно в глазу. И поэтому люди из нашей индустрии будут уходить, если не сделать этих трех вещей.

Показать ещё новости
Радіо NV
X