Деньги недели: крушение самолета МАУ, Турецкий поток, IT-налог, снижение инфляции и рост резервов

12 января 2020, 13:30

НВ Бизнес выбрал главные новости и самые интересные заявления этой недели.

Крушение самолета МАУ в Иране

Утром 8 января самолет украинской авиакомпании Международные авиалинии Украины потерпел крушение в районе Тегерана. Воздушное судно осуществляло рейс из столицы Ирана в Киев. Погибли все 176 человек, находившихся на борту: 82 граждан Ирана, 63 — Канады, 11 — Украины (все 9 членов экипажа и 2 пассажира), 10 — Швеции, 3 — Германии и 3 — Великобритании. Власти Ирана назвали причиной крушения «пожар в двигателе», однако в итоге признали, что самолет непреднамеренно сбила система ПВО страны.

Видео дня

В результате авиакатастрофы МАУ, примерно 25% акций которой принадлежит олигарху Игорю Коломойскому, потеряла новый самолет Boeing 737−800. Компания получила его всего 3,6 года назад — в июне 2016-го. Стоимость воздушных судов этой модели составляет порядка $90 млн. Потеря самолета — дополнительный удар по компании, которая и так терпит убытки (в 2018 году МАУ увеличила чистый убыток почти в девять раз — до 2,696 млрд грн).

Турецкий поток запустили: сколько потеряет Украина

8 января президенты России и Турции Владимир Путин и Реджеп Эрдоган официально запустили газопровод Турецкий поток. Они приняли участие в торжественной церемонии в стамбульском конгресс-центре Халич, где повернули символический вентиль. Путин отметил, что проект был реализован вопреки «враждебной среде».

Украина уже ощущает влияние Турецкого потока: с 1 января Болгария и Турция перестали получать газ через украинскую газотранспортную систему (южное направление). Транзит газа через Украину в балканском направлении осуществляется только для нужд Румынии и Молдовы. По словам генерального директора ООО Оператор газотранспортной системы Украины Сергея Макогона, из-за запуска Турецкого потока транзит российского газа через Украину в 2020 году снизится примерно на 15 млрд кубометров. Финансовые потери он оценивает в $450 млн.

Международные резервы Украины выросли до семилетнего максимума

По итогам 2019 года международные резервы Украины выросли на 22% и на 1 января 2020-го составляли $25,3 млрд (в эквиваленте), сообщили в Национальном банке. За последний год они увеличились на $4,5 млрд благодаря сохранению благоприятной ситуации на валютном рынке (чистая покупка валюты Нацбанком на межбанке в прошлом году составила $7,9 млрд). В результате резервы достигли семилетнего максимума.

Инфляция в 2019 году оказалась ниже прогнозов

По данным Госстата, рост потребительских цен в Украине в 2019 году замедлился до 4,1% по сравнению с 9,8% в 2018-м. Впервые за годы независимости Украины в декабре на потребительском рынке наблюдалась дефляция — цены снизились на 0,2% (ранее в декабре фиксировался только рост цен).

«Ключевым фактором существенного замедления роста потребительских цен было укрепление обменного курсе гривни. Снижение инфляционного давления также поддерживалось общим снижением мировых цен на энергоносители, которые Украина импортирует», — объяснили в Нацбанке.

bank.gov.ua
Фото: bank.gov.ua

Глава НБУ Яков Смолий в конце прошлого года заявлял, что благодаря быстрому замедлению инфляции регулятор намерен снизить учетную ставку до 8% уже в 2020 году. Первый замглавы НБУ Екатерина Рожкова отметила, что банки реагируют на это снижением ставок по депозитам. По ее мнению, это может привести к возобновлению ипотечного кредитования, так как ставки по ипотекам могут снизиться до 14−15%.

Налоговая реформа: новые идеи

В Министерстве цифровой трансформации Украины придумали новый вариант изменения налогообложения для IT-компаний: ввести единый налог с оборота компании в размере 4−7% для юрлиц в IT-сфере без ограничения по обороту. Предусматривается, что компании будут налоговым агентом для сотрудника, оплачивая ЕСВ с двух минимальных зарплат и военный сбор. Перейти на «IT-налог» смогут компании, доля экспорта в прибыли которых превышает 75%. В Минцифры подчеркивают, что пока идея предлагается только для обсуждения.

Еще одно налоговое изменение предложил глава комитета Верховной Рады по вопросам финансов, налоговой и таможенной политики Данил Гетманцев. В интервью Радио НВ он рассказал, что выступает за объединение ЕСВ, налога на доходы физических лиц и военного сбора, а также за снижение налоговой нагрузки на фонд оплаты труда. Минимальную ставку объединенного налога предлагается установить на уровне 15%.

Ernest Airlines прекращает полеты

Итальянское управление гражданской авиации ENAC заявило, что действие лицензии на перевозку пассажиров и грузов бюджетного перевозчика Ernest Airlines будет остановлено в понедельник, 13 января. Авиакомпания, в частности, выполняла рейсы в итальянские аэропорты из Киева, Львова, Одессы и Харькова. В октябре перевозчик открыл офис в Киеве и анонсировал создание базы в аэропорту Киев им. Сикорского (Жуляны).

Карлос Гон рассказал свою версию событий

8 января экс-глава французско-японского автомобилестроительного альянса Renault-Nissan-Mitsubishi Карлос Гон впервые после побега из Японии в Ливан дал пресс-конференцию. Гон почти сразу же разочаровал всех собравшихся журналистов, заявив, что не намерен рассказывать, как ему удалось бежать. Вместо этого он больше двух часов критиковал японскую систему правосудия, которую назвал «бесчеловечной» и «анахроничной», а также в очередной раз обвинил экс-коллег в сговоре. По его мнению, шестеро бывших топ-менеджеров Nissan добились его ареста, так как боялись, что компания попадет под контроль Renault.

По подсчетам Bloomberg, бегство из Японии, где Гона обвиняют в занижении сведений о доходах и использовании активов Nissan в личных целях, обошлось ему примерно в $15 млн или даже больше. $350 тыс. Гон заплатил за частный самолет, на котором он улетел из японского аэропорта Осака в Стамбул. По данным СМИ, в самолет его занесли в большой коробке с отверстиями для попадания воздуха. Гон также потерял $14 млн залога. Bloomberg отмечает, что за последний год состояние экс-главы Renault упало со $120 млн до $70 млн.

Цитаты недели

«Я чувствовал себя заложником страны, которой служил 17 лет».

Экс-глава французско-японского автомобилестроительного альянса Renault-Nissan-Mitsubishi Карлос Гон заявил на пресс-конференции, что оказался перед выбором: бежать из Японии или умереть там.

«Этот самолет разработали клоуны, которыми руководили обезьяны».

Компания Boeing опубликовала внутренние переписки ряда ее сотрудников по поводу самолетов семейства 737 MAX. Многие из них критиковали эти самолеты.

«В ночь на 30 декабря мы „рубились“ за каждый пункт. И рубились так, что понимали: если мы сейчас не договоримся, то ничего и не будет».

Исполнительный директор Нафтогаза Юрий Витренко в интервью Liga.net рассказал, как проходили переговоры.

Присоединяйтесь к нам в соцсетях Facebook, Telegram и Instagram.

Показать ещё новости
Радіо НВ
X