Коломойский, Медведчук или Зеленский? Как иностранцев выдавливают из набсоветов госкомпаний и банков в Украине

2 июля 2020, 08:00
НВ Премиум

За год президентства Зеленского в Украине начался откат в корпоративной реформе. Что происходит в управлении крупнейшими госкомпаниями и банками, кому это выгодно и к чему может привести?

Президент Порошенко в 2016 году ветировал закон о корпоративной реформе с требованием вывести оборонно-промышленный комплекс из сферы применения документа. Речь шла об Укроборонпроме. Через три года этот госконцерн стал источником мощнейшего скандала, добившего рейтинг Порошенко и способствовавшего его разгромному поражению на выборах.

Видео дня

Теперь той же дорогой пошел Владимир Зеленский, который рискует получить десяток своих «укроборонпромов», если поддастся рейтинговому искушению выдавить из набсоветов госкомпаний независимых иностранцев.

События вокруг госбанков, ситуация в Укрнафте и Укрзализныце, законодательная и медийная активность депутатов от партии власти, ОПЗЖ и блока Тимошенко показывают, что существует политический заказ на откат в управлении госкомпаниями и банками. Этот заказ состоит из адской смеси политического популизма на Банковой, заинтересованности олигархов, прежде всего Игоря Коломойского в формировании подконтрольного топ-менеджмента, и в стремлении пророссийских политиков подорвать экономическую устойчивость крупнейших игроков украинской экономики и получить инсайдерский доступ к их активам. По мнению некоторых экспертов, главными целями кампании по разрушению корпоративной реформы являются Нафтогаз и ПриватБанк. По нескольким параметрам в ней просматривается неформальная антикорпоративная коалиция Коломойский-Медведчук-Тимошенко.

НВ Бизнес выяснял, что сейчас происходит с корпоративной реформой, кто и как пытается ее разрушить, и чем это грозит.

Контекст: как началась корпоративная реформа

Напомним, формирование набсоветов в госкомпаниях предусмотрено реформой корпоративного управления, которая стартовала в июле 2015 года. Тогда еще министр экономики Украины, а сейчас глава Укроборонпрома Айварас Абромавичус назвал госкомпании основным генератором коррупции. Он же инициировал реформу корпоративного управления. Уже в июне 2016 года Верховная Рада приняла закон, который обязал госкомпании сформировать набсоветы, где вместе с представителями государства должны быть и независимые директора. В 2018 такие же требования были введены для государственных банков.

Корпоративная реформа нацелена на то, чтобы госкомпании получили политический иммунитет, а топ-менеджеры — назначались на рыночную зарплату через конкурс и собеседование набсовета, независимого от политиков, олигархов и их смотрящих. Принято считать, что дальше остальных в этой реформе продвинулись НАК Нафтогаз Украины, ПриватБанк, Международный аэропорт Борисполь и Укрэнерго. Набсоветы работают также в Укрзалиныце, Укргидроэнерго, Укрпочте, Укргазбанке и Администрации морских портов Украины (АМПУ), Укрэксимбанке, Ощадбанке.

Во многих госкомпаниях набсоветы так и не созданы. Отметим, что суммарно, согласно нормативной оценке Минэкономики, речь идет о том, что в сфере независимого корпоративного управления должны находиться государственные активы суммарной стоимостью 1,4 триллиона гривен.

«Попытки свернуть корпоративную реформу были всегда, и это не особенность сегодняшней власти. Мы работали над законопроектом № 3062 в 2015 году — это именно тот законопроект, которым были внедрены независимые наблюдательные советы, я сам писал эту часть о большинстве независимых членов, — говорит Андрей Бойцун, консультант по корпоративному управлению и член НС Укрнафты. — В 2016 году парламент проголосовал за проект 3062, но Порошенко на него поставил вето. «Как вы думаете, почему? Он официально в своих замечаниях Верховной Раде написал, что закон, мол, хороший, но только не нужно его распространять на Укроборонпром — поэтому я ставлю вето, уберите оттуда «оборонно-промышленный комплекс», и я тогда подпишу вам этот закон. И депутаты убрали Укроборонпром, а Порошенко подписал этот закон, — сказал эксперт. — И, мне кажется, что один человек даже и выборы мог не проиграть в прошлом году, если бы не это расследование Бигуса. Это к вопросу о восприятии компании за счет плохого корпоративного управления».

Второй пример из прошлого — Порошенко полгода не хотел подписывать закон о корпоративном управлении в госбанках. «Мы над ним работали еще в 2015 году, но тогда его зарубили на коррупционном комитете, даже не отправив в профильный комитет ВР. Потом это заглохло на три года. Госбанки — это очень чувствительная тема не просто потому, что политики выводили громадные деньги на свои карманные проекты, а еще и потому что непрозрачные люди там свои личные деньги хранили. Но, в итоге, с МВФ дожали этот закон в 2018 году, — вспоминает Бойцун. — Поэтому я бы не сказал, что это началось при новой власти, но, действительно, попытки участились, так как [независимое корпоративное управление] мешает олигархам — потому что они живут не за счет того, что выигрывают в честной конкуренции, а за счет доступа к власти и, соответственно, государственным предприятиям и банкам».


Деньги: почему не платить независимым специалистам — намного дороже

Ключевой аргумент популистов — независимым иностранцам надо слишком много платить. Этот аргумент нравится президенту Зеленскому, и, судя по рейтингу, его избирателям.

«Концепция зарплат министров пересмотрена, это правда. Выплаты снижены. Но есть вопрос по зарплатам и премиям многих членов наблюдательных советов. Мы понимаем, что есть законы рынка, мы не предлагаем популистски платить минималку. Но, простите, когда более десяти миллионов граждан живут на грани бедности, не могут быть такие выплаты людям, которые, будучи в наблюдательных советах, от силы два-три раза в год прилетают в Украину. Сегодня в Украине фактически стало выгоднее наблюдать, чем работать. И при всем уважении к международным партнерам, при всей благодарности за их помощь, сегодня граждане нашей страны в наблюдательных советах наших предприятий чувствуют себя национальным меньшинством. Мы не ставим под сомнение прозрачность или эффективность работы иностранцев, их вклад в борьбу с коррупцией. Это лишь вопрос справедливости и нашего чувства субъектности», — это цитата из выступления Владимира Зеленского 4 марта на внеочередном заседании Верховной Рады, когда правительство Гончарука было отправлено в отставку.

Напомним, выплаты членам НС (как и всем чиновникам) ограничены суммой 47 тыс грн на период карантина, и этот срок продлен недавно до 31 июля.

Что говорят эксперты? Во-первых. украинцы находятся не в меньшинстве, а в большинстве в набсоветах госкомпаний и банков. Например, в ПриватБанке, из девяти пятеро — украинцы. Но не все украинцы в набсоветах принадлежат к президентской квоте и не всем из них можно позвонить и сказать — «Женя, послушай».

Во-вторых, показатели финансовой отчетности компаний показывают, что недорогие специалисты в итоге обходятся налогоплательщикам намного дороже.

Введенное на период карантина ограничение зарплаты в госсекторе носит абсолютно пропагандистский характер


Как объяснил НВ Бизнес независимый консультант по корпоративному управлению и член НС Укрнафты Андрей Бойцун, сокращение зарплат для членов НС сэкономит налогоплательщикам копейки, тогда как вероятные потери могут быть в сотни раз больше. «Я общаюсь с членами набсоветов госпредприятий и госбанков. У них большие вознаграждения, но, с другой стороны, мы же не спорим на счет того, что профессиональные футболисты много зарабатывают. Да, это большие зарплаты, но их нужно платить, если мы хотим хороший футбол и хорошее корпоративное управление.

А вот что показывают цифры: по расчетам Андрея Бойцуна и его коллеги Александра Лысенко, «урезание вознаграждения для членов набсоветов ВСЕХ госбанков и госкомпаний сэкономит среднему украинцу 53 копейки в месяц. А если мы вернемся к практике до 2014 года и возьмем убыток всего государственного сектора, то увидим, что средний украинец тогда терял по 250 грн в месяц в виде убытков госкомпаний. Это в 500 раз больше, чем наша экономия“ на вознаграждении членов набсоветов. Цель такой инициативы простая — заставить людей уволиться — говорит Бойцун. — Это приблизительно как со сторожем, который охраняет склад с товаром на миллион гривен. Давайте урежем ему зарплату с 5 тыс. гривен до 50 гривен — сторож уволится, и уже никто не станет следить за тем, как товар на миллион исчезает со склада».

Здесь стоит заметить, что введенное на период карантина ограничение зарплаты в госсекторе носит пока абсолютно пропагандистский характер, чтобы ни думали на этот счет на Банковой. Как пояснили НВ Бизнес юристы, знакомые с практикой формирования набсоветов, в контрактах часто указывается годовой оклад (гонорар) члена НС. А это значит, что ничто не мешает компенсировать разницу в оплате после снятия карантина — тем специалистам, которые смогут дождаться его окончания. Для долгосрочного выдавливания независимых специалистов придется вводить законодательные ограничения. И в парламенте есть свежие идеи на этот счет — но об этом ниже.

Одно из обоснованных замечаний в отношении зарплат в набсоветах состояло в том, что у многих госкомпаний нет внятных критериев оценки качества работы членов НС. В качестве примера приводилась Укрзализныця — убыточная компания, которая продолжает фигурировать в коррупционных скандалах.

Глава двух набсоветов — Укрзализныци и Укрэнерго — Шевки Аджунер, комментируя НВ Бизнес вопрос ограничения зарплат в НС, отметил, что все должны быть солидарны в борьбе с «последствиями коронавируса для экономики Украины и украинцев», но возникает вопрос продолжительности таких мер, особенно, во время проведения конкурсов на должность руководителей крупных госкомпаний.

«Невозможность назначить руководителя и поддерживать компетентное высшее руководство, безусловно, подорвет и в конечном итоге может разрушить то, что уже было достигнуто в процессе налаживания корпоративного управления. Вот, что я имею в виду, когда говорю о непреднамеренных последствиях [ограничения зарплат]. Я очень надеюсь, что это были именно непреднамеренные последствия действий, направленных на преодоление последствий коронавируса», — сказал он.

«В медицине очень важна доза лекарства, которое дается пациенту. В нашем случае доза — это продолжительность ограничений. И я уверен, что уже пришло время убрать эти ограничения. Потому что они начали влиять на людей, которые имеют необходимые профессиональные качества, и эти люди могут покинуть государственные предприятия, так как, работая честно, они не смогут обеспечить себе необходимый уровень жизни.

Если ситуация с ограничением зарплат продолжится, то мы увидим рост количества некомпетентных менеджеров. Они будут готовы работать за меньшие зарплаты, но это будет не топ-уровень. Или, что еще хуже, это может стать почвой для возникновения непрозрачных процессов и коррупции.

Простым людям может казаться, что зарплата у топ-менеджеров слишком высокая, но, на самом деле, результат их честной работы оправдывает такой уровень. В прошлом мы видели, что некомпетентность и коррупция в управлении госпредприятий стоили Украине миллиардов долларов ежегодно…", — считает Аджунер. При этом он отказался прокомментировать вопрос о том, обращался ли он с этой проблемой к руководству страны.

Похоже, что теперь основной KPI для набсоветов госкомпаний и государственных банков в Украине — это не допустить некомпетентного вмешательства в работу и заблокировать назначение карманных топ-менеджеров, которые будут получать зарплаты, ориентируясь не на рыночные показатели компаний, а на откаты и схемы, организованные олигархами и политиками.

Как и где олигархи атакуют корпоративную реформу

Лидером антикорпоративного движения, очевидно, является олигарх Игорь Коломойский, который в 2019 году вернулся в Украину, когда президентские выборы выиграл его бизнес-партнер Владимир Зеленский. Коломойского не было в Украине года два, однако за это время ситуация в государственном секторе экономики начала кардинально меняться.

Присоединяйтесь к нам в соцсетях Facebook, Telegram и Instagram.

Показать ещё новости
Радіо НВ
X