Доработать или ветировать? Как бизнес отреагировал на изменения в Налоговом кодексе
Мнения бизнес-ассоциаций о принятых налоговых изменениях разделились: ЕБА считает, что законопроект нуждается в доработке, СУП требует его ветировать.
Принятый 16 января Верховной Радой во втором чтении и в целом законопроект № 1210 о внесении изменений в Налоговый кодекс учел много замечаний Европейской Бизнес Ассоциации, однако в нем осталось много противоречивых норм, говорится в заявлении ЕБА.
Среди положительных моментов в принятом законопроекте в ЕБА отметили следующие:
— недопущение ухудшения порядка начисления НДС при экспорте товаров;
— уменьшение штрафных санкций за несвоевременную регистрацию налоговых накладных по НДС и расчетов корректировки;
— недопущение увеличения срока налоговых проверок и расширения оснований для проведения внеплановых проверок;
— предотвращено введение изменений по налоговым разницам, в частности, изменения в порядок признания курсовых разниц в налоговом учете;
— предотвращено введение жестких правил учета процентов по долговым обязательствам в налоговом учете по налогу на прибыль;
— отсрочено увеличение налоговой нагрузки на отдельные отрасли (в частности, табачную отрасль, горно-металлургический комплекс) до 2021 года;
— отклонены изменения по увеличению ставки рентной платы за добычу энергетического угля и оставлены понижающие коэффициенты рентной платы на добычу полезных ископаемых;
— сохранены льготы на бурение новых скважин, а также скважин для поддержания объема добычи из старых месторождений;
— сохранена льгота по акцизу на электроэнергию из возобновляемых источников;
— сохранены сроки давности при проведении проверок;
— исключена норма об увеличении возможностей Госналоговой службы при применении штрафных санкций;
- отмены дискриминационные «соевых поправки»;
— отсрочка до 2021 года применения большого числа изменений (в частности, по контролируемым иностранным компаниям).
В то же время, как отметили в ЕБА, законопроект оставляет большое количество противоречивых норм, в том числе по:
— условным дивидендам — это новое понятие в законопроекте, который приравнивает ряд операций к фактической выплате дивидендов с начислением и уплатой налога на доходы нерезидентов;
— несмотря на аргументированные возражения со стороны Ассоциации, была оставлена норму о применении принципа деловой цели, ЕБА отмечает, что в текущей редакции указанная норма способна создать значительные препятствия для деятельности добросовестных налогоплательщиков;
— внедрению дискреционной нормы ст. 124 по размеру штрафных санкций за несвоевременную уплату согласованного денежного обязательства, предложенные изменения создают почву для дополнительных споров между плательщиками и контролирующими органами.
«Бизнес ожидает, что народные избранники будут готовы исправлять неточности и ошибки, обнаруженные впоследствии, с такой же скоростью, с которой принимался закон. В то же время, не исключаем, что потребность в таких поправках возникнет еще до подписания президентом Украины и начала применения», — заявили в Ассоциации.

В то же время, Союз украинских предпринимателей призвал президента Зеленского ветировать закон с поправками в Налоговый кодекс.
«СУП призывает президента Украины ветировать закон, нормы которого повышают фискальное давление на добросовестных налогоплательщиков, ухудшают инвестиционный климат страны и негативно сказываются на развитии экономики страны в целом», — отметила бизнес-ассоциация.
Эксперты ассоциации также раскритиковали поправку о повышении лимитов годового дохода для 1−3 групп физических лиц-предпринимателей на упрощенной системе налогообложения: «Даже попытки добавить в законопроект действительно полезные поправки выглядят полумерами. Так, СУП предлагал механизм дополнительного увеличения предельного размера доходов в зависимости от количества наемных работников. Но в результате имеем „упрощенный вариант“ — повышение лимитов без привязки к штату сотрудников», — отметили в СУП.