Крыса или ондатра? Почему бренд Украина плохо продается — интервью с Игорем Гутом

2 ноября 2020, 08:00
НВ Премиум

Как окружение Порошенко лоббировало приход IKEA в Украину, что сейчас происходит с продвижением бренда страны и коррупцией, и что показывает наличие бумажных полотенец в туалетах бизнес-центров

Игорь Гут — один из наиболее опытных экспертов по конкурентоспособности, который последние годы плотно сотрудничает со шведским бизнесом. Он неоднократно посещал офис одной из самых ожидаемых в Украине торговых компаний IKEA, понимает, как Украина проигрывает борьбу за инвестиции и тратит больше, чем зарабатывает. Интервью НВ Бизнес с сооснователем DYB [Develop Your Business], членом Несторовской группы Игорем Гутом.

Видео дня

Вы работаете со шведским бизнесом и, наверняка, неплохо знаете о нескольких попытках IKEA открыть магазин в Украине. Сейчас компания снова пытается выйти на украинский рынок, но ее интернет-магазин сбоит, а оффлайн-магазин никак не начнет работу. Как считаете, с чем это связано?

IKEA — одна из самых принципиальных компаний в мире. В ее офисе можно услышать о ценностях, которые были заложены более 70 лет назад основателем Ингваром Кампрадом. И один из принципов — никогда не связываться с коррупционными схемами. Не весь бизнес так поступает. Не только украинские, но и западные компании иногда идут на компромиссы, когда преследуют свои бизнес-интересы.

Украинская коррупционная среда длительное время была препятствием для IKEA. Компания хотела получить землю под строительство своего объекта, а эта сфера — по уши в коррупции. Насколько я помню, выход IKEA начинался с участка под Днепропетровском. Потом компании предлагали участок под Одессой. По Киеву длительное время не было конкретных переговоров, видимо, коррупционная среда в столице была еще хуже.

Вторая проблема — выбор подходящего места. Мы считаем, что компания медленно принимает решения, а шведы считают, что так они принимают взвешенные решения. В Швеции в принципе принято много времени инвестировать в дискуссии и подготовку. Но уж если решение принято, его точно доведут до конца. В итоге, в IKEA решили выходить в Украину, но с небольшим форматом. У IKEA их три: стандартный, новый маленький для сити-центра и дизайн-студия.

Какие факторы для IKEA являются главными при выходе в конкретную страну?

Я думаю, что один из них — стабильность экономики. IKEA не пугает бедность. Их концепция звучит таким образом: предоставить максимально широкий ассортимент предметов интерьера лучшего качества по максимально низкой цене. Так, чтобы товары были доступными максимально возможному количеству людей.

На самом деле компания старается сделать невозможное. Говорят, что не бывает качественно, дешево и быстро — нужно выбрать два из трех. IKEA нарушает это правило. В ее магазинах можно купить качественный товар, быстро и дешево. Это единственная компания в своей отрасли, которая смогла добиться такого результата. Это беспрецедентная технологичность.

Если обратите внимание, все великие продукты создаются на соединении труднообъединимых вещей. McDonald’s соединил рестораны и детей, BMW — управляемость и комфорт, Zara — моду от кутюр и низкую цену.

Большое количество малообеспеченных людей — это хороший рынок для IKEA. Кстати, стабильный средний класс в большинстве европейских стран и в США — сплошь небогатые люди. Это у нас сложилось о них иллюзорное представление. Им просто хватает на достойную жизнь. Рынок Украины не пугает IKEA. Их пугала нестабильность. Никто не может спрогнозировать, что произойдет завтра. Революция, вторжение России, смена парламента, инфляция.

Ничего не изменилось. Почему компания все же рискнула выйти в Украину?

Насколько я знаю, большую ставку на IKEA сделало окружение президента Петра Порошенко. Они лоббировали приход компании в Украину. И им это удалось. Это были «няни» для иностранных инвесторов, как сегодня их назвал бы президент Владимир Зеленский.

В Европе у Украины два больших друга — это Швеция и Польша. Но Польша дружит с нами в большей степени против России. Шведы дружат с нами за справедливость. В этой стране прекрасно понимают, что Россия нарушает международное право, поэтому поддерживают нас.

Украине есть что показать. Это мы считаем, что у нас все плохо. Европейские дипломаты гораздо позитивнее оценивают ситуацию в нашей стране.

Такой же точки зрения придерживаются топ-менеджеры иностранных компаний.

Я присутствовал на закрытых встречах шведского бизнеса. Они не знали, что в зале есть украинцы. Бизнесмены, которые работали в нашей стране, много говорят о больших возможностях Украины. Месторасположение — уникальное, стоит все очень дешево, человеческий капитал — превосходный, а конкуренция — еще не высокая.

Присоединяйтесь к нам в соцсетях Facebook, Telegram и Instagram.

Показать ещё новости
Радіо НВ
X