Госинвестиции, устранение государства с рынка или военная диктатура. Эксперты рассказали, какое будущее ждет украинскую экономику
Такая ситуация сложилась, в частности, из-за высоких ставок, перегруженности бизнеса старыми долгами и низкой деловой активности в сочетании с небольшой покупательной способностью.
Журнал Новое время расспросил экспертов, как выйти из сложившейся ситуации и что произойдет, если этого не сделать.
1. Кейнсианский метод - госинвестиции
В экспертной среде Кейнса называют человеком, который спас капитализм от капиталистов. То есть он основал направление в экономике, согласно которому глубокую стагнацию следует преодолевать с помощью государственных инвестиций и искусственного формирования спроса у населения. Так кейнсианство вытянуло из Великой депрессии 1930‑х годов США, когда начали строиться дороги и магистрали, и из разрухи 1940‑х послевоенную Германию, которая с помощью госгарантий создала ипотечный рынок.
Его приверженцем является Илья Пономарев, в прошлом депутат российской Госдумы и единственный проголосовавший против аннексии Крыма, который сейчас занимается привлечением иностранных инвестиций в Украину.

“Мое экономическое мировоззрение — кейнсианское: я как раз верю в государственные инвестиции и проекты как фактор мобилизационного ресурса экономики”,— говорит он.
В качестве примера успеха он приводит Кремниевую долину в США, инновационные кластеры в Израиле, азиатских и скандинавских “тигров”. Мол, все самые продвинутые экономики мира стартовали с госинвестиций. А уже со временем это движение подхватывал крупный и мелкий бизнес, а коммерческие банки финансировали.
В украинской действительности, по мнению Пономарева, экономическим маяком является сельское хозяйство. Строительство элеваторов и портовых сооружений не принесет больших доходов, признает он, но их включение в существующие технологические цепочки превратит весь бизнес в высокомаржинальный. А главное — то, что под такие проекты банки откроют свои закрома, и маховик рыночной экономики завертится.
2. Либерализация - создание максимально свободной от бюрократии экономики
Владислав Рашкован, в недавнем прошлом замглавы правления НБУ, а теперь — заместитель исполнительного директора МВФ считает, что рывок возможен и без прямого участия государства в рынке.
Он не верит в силу государственного капитализма. Еще меньше — в силу украинского госкапитализма. Причина проста: с таким низким уровнем развития институтов власти и высоким уровнем коррупции, каков он есть в Украине, часть госинвестиций традиционно разворуют, а оставшееся используют неэффективно через полупрозрачные конкурсы. Поэтому, как уверяет представитель МВФ, Украина должна двигаться по пути максимально свободной от бюрократии экономики.

3. Военная диктатура или победа на выборах популистов
Илья Пономарев также считает, что слабое украинское правительство не выдержит испытание деньгами. И делает неожиданный прогноз: если страна не поменяет свое отношение к экономике и жуликам, ее убивающим, то превратится в военную диктатуру. Обеспечат ее штыки правых — например, Азов.
“Все ваши правые исповедуют государственно-патерналистскую экономическую модель,— говорит он.— Придет Пиночет, только в Украине этот Пиночет будет экономически левым. Если жизненный уровень начнет сползать, а руководство продолжит оставаться таким же невнятным, как сейчас, то все что угодно может произойти”. Последние три года научили украинцев: обычно все что угодно и происходит.
Но все же в возможность хунты лидера Азова Андрея Билецкого Пономарев верит меньше, чем в вялотекущее сползание страны к выборам. На последних уже не столько радикал, сколько талантливая левая популистка Юлия Тимошенко с подтанцовкой в лице Олега Ляшко опрокинет сложившуюся ситуацию в свою сторону.
Полный текст материала читайте в новом номере журнала Новое время - №19 от 26 мая.