Молоко с газировкой. Глава PepsiСo в Украине о конкуренции, инвестициях, коронакризисе и независимости НБУ

25 июля 2020, 09:30
НВ Премиум

Марек Томалак о последствиях коронакризиса, структурных реформах, качестве молока и активах в Украине

Генеральный директор PepsiСo в Украине Марек Томалак настроен оптимистично. Он признает, что коронакризис привел к падению продаж некоторых товарных групп, но рассчитывает на быстрое восстановление рынка. Топ-менеджер одного из крупнейших производителей продуктов питания в стране говорит, что структурные реформы дают свои результаты и, например, работать с таможенными органами становится гораздо проще. В интервью НВ Бизнес Марек Томалак рассказал о том, что мешает вести бизнес в Украине, влиянии импорта на внутренний рынок и о том, почему в сети Макдональдз не продают Pepsi.

Видео дня

В этом году наша страна столкнулась с большим вызовом — коронавирусом и началом экономического кризиса. Продажи продуктов питания стали снижаться. Как сильно продажи снизились в марте-апреле по сравнению с аналогичным периодом прошлого года?

Мы работаем в сфере FMCG, продажи в этом секторе несколько снижаются, но меньше по сравнению с другими отраслями. Изменения в поведении покупателей все же есть. Большинство людей перешло на питание дома, поэтому покупает недорогую продукцию в больших упаковках. В марте и апреле рестораны и многие магазины были закрыты, а те, кто работал — столкнулись со снижением посещаемости. Падение продаж действительно наблюдалось, но сейчас ситуация улучшается. Рассчитываю, что восстановление рынка произойдет очень быстро.

PepsiCo работает в пяти разных категориях: напитки, соки, молочная продукция, снэки и детское питание. В каждой из этих категорий — свои тенденции. В некоторых из категорий продажи снизились из-за закрытия ресторанов и отелей, но наш широкий портфель продукции позволяет компании чувствовать себя уверенно

Насколько сильным может быть кризис в Украине? Когда можно ожидать улучшения экономической ситуации?

Lockdown завершился, наблюдается оживление рынка. Украина — страна, которая переживала не один кризис. После предыдущих кризисов украинская экономика быстро восстанавливалась, и я надеюсь, что и в этот раз будет наблюдаться подобная ситуация. Сейчас Украина находится в более сильной позиции, чем в предыдущие кризисы.

Я уверен, что при проведении структурных реформ при содействии МВФ, восстановление должно наступить быстро. Первые признаки восстановления могут быть заметными уже в следующем году.

НВ
Фото: НВ

О реформах в Украине

Как уже проведенные структурные реформы в Украине отразились на деятельности компании?

PepsiCо уже давно работает на украинском рынке. Привлекательность страны заключается в прозрачности ведения бизнеса. Структурные реформы, которые проводятся — независимость Национального банка, борьба с коррупцией, упрощение бюрократических процедур — все это делает страну более привлекательной в глазах иностранных инвесторов. PepsiCo продолжает инвестировать в свои украинские активы. Например, в прошлом году инвестировали средства в запуск производства картофельных чипсов Lay’s. Независимость Национального банка позволила смягчить воздействие кризиса и создала основу для будущего экономического роста.

В Украине несколько раз реформировали таможню. Стало ли проще взаимодействовать с ведомством?

Это правильное направление. PepsiCo давно работает в Украине, принимает участие в обсуждении некоторых решений. Например, в 2008 году компания поддерживала внедрение электронных деклараций и была одной из ее первых пользователей. Это помогло ускорить и упростить процедуры на таможне.

О качестве деловой среды

Назовите основные проблемы, которые мешают вести бизнес в Украине.

Для крупных иностранных инвесторов важнее всего предсказуемость, и в этом отношении Украине еще есть куда развиваться. Предсказуемость работы в стране зависит от нескольких факторов — предсказуемости системы разрешительных процедур, прозрачности и открытости принятия решений органами власти.

Часть доходов украинцев и их сбережения находятся в тени. Вот почему кризисы, такие как сейчас, сильно отражаются на людях. Бизнесы, которые работают на теневом рынке, менее стабильны по сравнению с легальными компаниями. Они страдают от кризиса, и весь рынок становится непредсказуемым.

В Украине много умных и мотивированных людей. К сожалению, многие из них эмигрируют. Квалифицированные, образованные люди, которые могут приспособиться к новым требованиям рынка очень быстро, нужны и в Украине. Инвестируя в людей, развивая новое поколение, помогая им приспособиться и развивать страну, можно мотивировать их остаться в своей стране.

Кризис привел к тому, что большое количество украинских специалистов вернулось в страну. Стало ли проще подбирать персонал?

Мы не пользуемся этой ситуацией. Я не верю в краткосрочные возможности. Даже если мы наймем сотрудника с невысокой зарплатой, он уволится через месяц, когда ситуация на рынке улучшится. PepsiCo придерживается другой стратегии — привлечение и удержание талантов в долгосрочной перспективе. Мы инвестируем в людей, помогаем им расти и развиваться вместе с компанией. Я верю в сотрудников, которые с нами давно, лояльны компании. Важно, чтобы они видели потенциал развития компании и возможности для себя. В этом наша задача, как одного из топ-работодателей на рынке.

Как изменились требования к сотрудникам и организация работы компании после введения карантина?

Мы увидели, что наши сотрудники адаптировались к удаленной работе, они экономят много времени на передвижении. Эффективность работы организации — ключевая задача для нас.

Некоторые компании решили работать удаленно до конца года.

Все зависит от уровня заболеваемости Covid-19. Наша стратегия заключается в том, что после снятия карантинных ограничений 30% сотрудников выйдут на работу в офис, и постепенно мы будем увеличивать их число. Но компания не выведет весь персонал в офис до конца года. Компоновка офисов изменится. Расстояние между рабочими местами станет гораздо больше, температурный скрининг на входе и другие меры индивидуальной защиты помогут сделать работу сотрудников безопасной. Компания создала много возможностей для успешной удаленной работы, внедрив электронный документооборот и другие технологии. Каждые две недели организовываем онлайн-встречу для всех сотрудников компании.

Много крупных компаний сейчас поддерживают местные сообщества в борьбе с коронавирусом. PepsiCo выделила более 30 млн грн: за эти средства компания обеспечила более 16 тыс. защитных костюмов для медиков в Николаеве, Одессе, Киеве, Львове, Вышгороде и Вишневом, медицинское оборудование для больниц в Николаевской области и Одессе, а также предоставила 450 тонн продуктов питания нуждающимся. Я бы хотел подчеркнуть важность помощи со стороны бизнеса. В Украине мы не только для того, чтобы зарабатывать деньги, компания — это также часть общества страны.

НВ
Фото: НВ

Об инвестициях

Вы владеете крупнейшим в Украине производителем сока — компанией Сандора. Спрос на натуральные соки прямого отжима растут во всем мире. Планируете ли входить в этот сегмент?

У брендов Сандора, так как и Садочок, в этой сфере большой потенциал. Мы уже производим натуральные соки из местного сырья, например, томатный, яблочный. Также новые продукты скоро будут доступны украинским потребителям. Мы чутко реагируем на запросы потребителем и будем адаптировать наш продуктовый портфель под их предпочтения.

На рынке молочной продукции происходят изменения, что связано с запретом на закупку молока у населения. К каким последствиям это приведет?

Показать ещё новости
Радіо НВ
X