Коронавирусный контракт олигархов с Кремлем: бизнес поддерживает государство, а не наоборот
В большинстве стран мира крупный бизнес обращается к властям за помощью во время пандемии коронавируса. Но в России это работает по-другому, пишет Financial Times. В Украине ситуация в чем-то похожа
Генри Фой, глава московского бюро издания, отмечает, что в экономике России доминируют крупные промышленные группы, в основе которых — бывшие государственные активы, приватизированные при неясных обстоятельствах после распада Советского Союза. Почти все такие группы контролируются одним бизнесменом.
«Неофициальный договор между ними [промышленными группами] и Кремлем разрешает существование этих корпоративных вотчин и позволяет им иметь огромное влияние на города, где они добывают полезные ископаемые, нефть или выплавляют металлы, в обмен на лояльность и политическое подчинение. Когда цены на сырье растут, а экономика процветает, эти олигархи пожинают плоды от своих активов, огромных природных ресурсов и дешевой рабочей силы. Но когда бум превращается в крах, как в этом году, они могут оказаться на крючке», — пишет FT.
Издание отмечает, что в то время как власти других стран выделяют триллионы долларов для поддержки бизнеса и сохранения рабочих мест, администрация Владимира Путина «не слишком глубоко залезла в свои резервы, осознавая также необходимость заполнить зияющую дыру в бюджете, вызванную резким падением цены на нефть».
По подсчетам Forbes, самую щедрую поддержку своей экономике готова оказать Германия — в совокупности стоимость заявленных властями фискальных мер превышает $1,4 трлн (€1,3 трлн), что составляет около 37% ВВП страны. Помимо Германии, в пятерку лидеров по выделенной на фискальную поддержку доле ВВП входят Италия (20%), Великобритания (16%), Испания (16%) и Франция (14%). Антикризисный пакет правительства России пока выглядит достаточно скромно — всего 1,2% ВВП, писало издание в начале апреля.
«Вместо этого магнаты выписывают чеки — зачастую они помогают людям в тех регионах, где зарабатывают деньги», — пишет FT.
Акционеры холдинга USM Алишера Усманова приняли решение выделить 2 млрд рублей ($26,6 млн) оперативному штабу по борьбе с распространением коронавирусной инфекции COVID-19. Усманов также пожертвовал $20 млн министерству здравоохранения Узбекистана, так как он родом из этой страны.
Миллиардер Олег Дерипаска, который находится под американскими санкциями из-за связей с Кремлем, потратил $19 млн на строительство семи больниц, покупку аппаратов ИВЛ, машин скорой помощи, масок и тестов.
Владимир Потанин, самый богатый человек страны с состоянием в $24 млрд, заявил, что его горно-металлургическая компания Норникель выделит 10,5 млрд рублей ($139,8 млн), чтобы «обеспечить максимальную защиту нашим сотрудникам и всем жителям городов, в которых расположены предприятия компании».
Компания Северсталь, которой владеет Алексей Мордашов, потратила 500 млн рублей ($6,7 млн) на выплаты всем своим сотрудникам (за исключением топ-менеджеров) премий в апреле. Выплаты по 10 тыс. рублей ($133) получили примерно 10% жителей города Череповец в Вологодской области, где расположен Череповецкий металлургический комбинат компании.

FT подчеркивает, что, вероятно, это лишь небольшая часть пожертвований, которые большие российские промышленные группы сделают в период пандемии. Издание отмечает, что зачастую в стране крупные предприятия являются единственным работодателем целых городов. Например, в Череповце 40% населения работает на заводах Северстали и Фосагро, компании по производству удобрений.
В Украине складывается похожая ситуация. Налоговые льготы и другие упрощения для бизнеса, которые Рада приняла 17 марта, обойдутся государству примерно в 10 млрд грн ($369,6 млн), заявляли в Офисе президента. Это 0,25% ВВП за 2019 год.
16 марта президент Украины Владимир Зеленский встретился с собственниками и топ-менеджерами крупнейших украинских компаний и бизнес-групп и призвал их помочь справиться с ситуацией, в частности закупить тесты для выявления вируса, необходимое медицинское оборудование, защитные и дезинфицирующие средства. Глава государства также попросил бизнесменов взять кураторство над областями, в которых у них есть активы.
После встречи фонд олигарха Рината Ахметова, который является богатейшим украинцем, пообещал потратить 300 млн грн ($11,1 млн) на борьбу с коронавирусом. Больше намерен пожертвовать только владелец группы DCH Александр Ярославский. Он утверждает, что выделяет $13 млн. По 150 млн грн ($5,5 млн) выделили сеть торговельных центров Эпицентр К Александра и Галины Герег и агрохолдинг Kernel Андрея Веревского. В Интерпайпе Виктора Пинчука заявили, что пожертвовали 114 млн грн ($4,2 млн) на борьбу с коронавирусом. Сеть АТБ оценивает свой вклад в 110 млн грн ($4,1 млн), а Сильпо — в 100 млн грн ($3,7 млн).
Также власти надеются на помощь крупнейших госкомпаний. В новой редакции госбюджета-2020 план по доходам в целом снижен на 119,7 млрд грн, но при этом увеличен план поступлений от госпредприятий. Они в этом году должны перечислить в бюджет 68 млрд грн, то есть на 26,7 млрд грн больше, чем предполагалось в первой редакции бюджета (41,3 млрд грн). Минфин хочет, чтобы ПриватБанк перечислил в госбюджет 75% прибыли за прошлый год, а НАК Нафтогаз — 95%.