ТОП-10 реформ для роста экономики — что сделал парламент за 2 года?

8 июня 2021, 10:54
Позиция
depositphotos

depositphotos

Работа нового парламента почти 2 года назад началась с «турборежима» — по сокращенным процедурам принимались законы, которые годами ждали общество.

Олег Гетман

экономист, координатор экспертных групп Экономической экспертной платформы

Благодаря «турборежиму» удалось, в частности, принять «деофшорные» законы, ввести обмен информацией с другими странами для налоговых целей, модифицировать систему ПроЗорро, внедрить режим совместного транзита, ввести ответственность за незаконное обогащение, обеспечить контроль Нацбанка над небанковским сектором, усовершенствовать механизмы регулирования банковской деятельности («антиколомойський» закон), законодательно обеспечить функционирование программных регистраторов расчетных операций (РРО) третьего поколения, ввести единый счет для уплаты всех налогов и пр.

Видео дня

После окончания «турборежима» в режиме сложных дискуссий был принят еще ряд важных законов, в частности открыт рынок с/х земли, обеспечена государственная поддержка инвестиционных проектов со значительными инвестициями, обеспечено функционирование и развитие рынков капитала, ликвидирована необходимость в двойной уплате ЕСВ для микробизнеса и др.

В то же время значительное количество важных реформ за два года так и не было реализовано, в частности судебная реформа, реформа таможенной службы, налоговая реформа в части снижения вредных прямых налогов, либерализация трудового законодательства и пр.

Еще до начала работы парламента, 2 года назад, между руководством партии «Слуга народа» и ведущими аналитическими центрами и бизнес-ассоциациями подписана Декларация о намерениях, в которой были определены приоритетные для развития экономики и страны реформы.

Эти приоритеты нашли свое отражение и в Топ-10 приоритетов повестки дня Национальной бизнес-коалиции, которая по фасилитации Центра международного частного предпринимательства (CIPE) накануне президентских и парламентских выборов объединила около 90 ассоциаций из всех регионов Украины. Эти реформы бизнес и специалисты аналитических центров Экономической экспертной платформы признали первоочередными для развития экономики страны.

Какое в настоящее время состояние реализации Топ-10 ключевых для развития экономики реформ?

1. Реформа налоговой и таможенной службы

Институциональная реформа таможни в настоящее время так и не состоялась, несмотря на все необходимые законодательные предпосылки и сбалансированный план КМУ. За несколько лет изменился ряд руководителей, были проведены кадровые ротации руководителей региональных таможен — но реформу невозможно считать реализованной.

В то же время реформа налоговой службы началась одновременно с реформой таможни, которая демонстрирует более значительные успехи. Согласно последним статистическим данным сборы по НДС возросли во второй половине 2020 года, а также в 2021 году, а представители розничных рынков отмечают сокращение доли теневого сектора. В настоящее время ГНС демонстрирует продвижение в позитивном направлении, в частности по борьбе с минимизацией налогов.

Более точные выводы по работе ГНС и ГТС можно будет сделать после проведения мониторинга работы служб с множеством показателей эффективности, который в настоящее время проводят эксперты аналитических центров ИСЕТ и CASE.

2. Судебная реформа

Судебная реформа в настоящее время нереализована — не проведено обновление состава судей первой инстанции, которое планировалось осуществить до конца 2019 года, не осуществлена перезагрузка Высшего совета правосудия. В парламенте зарегистрирован ряд законопроектив, направленных на реформирование судебной системы — это проекты № 3711-р, 5068, 5067, предусматривающие перезагрузки Высшего совета правосудия, эффективную процедуру конкурсного отбора и проверки членов Высшего совета правосудия и Высшей квалификационной комиссии судей, ограничения исключительной подсудности окружного административного суда Киева, что позволит уменьшить риски злоупотреблений ОАСК. Реализация этих проектов в итоге должна привести к очищению судебной системы, однако в настоящее время эти важные проекты крайне медленно продвигаются в стенах парламента.

Единственным лучом света в настоящее время в судебной реформе является то, что уже создан эффективный Высший антикоррупционный суд и обновленный Верховный Суд, которые демонстрируют все признаки независимого правосудия.

depositphotos
Фото: depositphotos

3. Реформа налоговой системы — обновленный Налоговый кодекс

Текущая редакция Налогового кодекса Украины содержит ряд недостатков, которые целесообразно устранить, в частности:

  • Наличие большого количества налоговых льгот, изъятий из-под налогообложения отдельных составляющих объекта налогообложения и преференциальных режимов, которые значительно искажают налоговый «ландшафт» и искажают конкуренцию.
  • Высокий уровень налоговой нагрузки, в частности, фонд оплаты труда, связанный с чрезмерным, но не оптимальным по уровню развития государства перераспределением валового внутреннего продукта через публичные финансы.
  • Обременительное администрирование — нарушение принципа стабильности, отсутствие своевременного методического, консультационного и технического обеспечения.
  • Структура налогов не соответствует национальным особенностям и целям экономического развития, в частности, слишком большую роль для страны играют наиболее вредные для развития экономики прямые налоги и квазиналоги (налогообложение труда), в то же время не слишком значимыми являются налоги на недвижимость и землю.

Приоритетными шагами для улучшения налоговой системы специалистами были определены: введение мер по деофшоризации экономики, радикальное уменьшение размера вредных прямых налогов, в частности, переход к налогообложению только распределенной прибыли и уменьшение налогов на труд, модификации налога на землю, усилению контроля границ и ответственности за контрабанду, имплементации обязательств перед ЕС, а также новой редакции Бюджетного кодекса, который будет предусматривать снижение неэффективных расходов государственного бюджета, перераспределяемых через публичные финансы, к целевому показателю 33−35% от ВВП, оптимизации структуры расходов.

Деофшоризация экономики

Парламентом было принято необходимое законодательство, которое будет способствовать минимизации «оффшорных схем». Ежегодные потери нашей страны от таких схем оцениваются экспертами в 23−40 млрд ежегодно.

В рамках имплементации норм, предусмотренных Планом противодействия практикам размывания налогооблагаемой базы и вывода прибыли из-под налогообложения (План действий BEPS), к которому Украина присоединилась в 2017 году, был принят Закон Украины 466-IX, которым, в частности, внедрено: налогообложение контролируемых иностранных компаний; предотвращение избежанию статуса постоянного представительства и налогообложения постоянных представительств; правило предотвращения злоупотребления действующими соглашениями об избежании двойного налогообложения; совершенствование норм относительно документации по трансфертному ценообразованию; налогообложение «конструктивных дивидендов»; совершенствование правила «тонкой капитализации» и др.

Позже часть рисковых и дискреционных норм Закона 466-IX были исправлены законом 1117-IX, наработанным совместно экспертами, представителями бизнеса, народными депутатами. Поэтому в настоящее время нормы по деофшоризации экономики, реализованные оптимальным способом, должны привести к существенному уменьшению оффшорных схем.

depositphotos
Фото: depositphotos

Снижение вредной нагрузки на фонд оплаты труда

Важнейшим элементом налоговой реформы должно быть снижение высокой нагрузки на фонд оплаты труда в ориентировочные показатели в 20−25% суммарно (ЕСВ + НДФЛ), с компенсацией недопоступлений в бюджет и Пенсионный фонд за счет снижения неэффективных расходов общегосударственного бюджета к оптимальному по расчетам экономистов показателя в 33−35% от ВВП, а также за счет модифицированного налогообложения недвижимого имущества. Это позволило бы существенно ускорить рост заработных плат по стране, детенизировать рынок труда, который по разным оценкам в тени на 30−35%, уменьшить отток квалифицированных работников из страны. Подробнее об этом в материале «Размер государства». К сожалению, за год в этом направлении не было никаких сдвигов, хотя важность таких изменений отмечают и председатель Налогового комитета ВРУ, и специалисты Министерства экономики, а также соответствующая реформа предусмотрена Декларацией о намерениях, подписанной руководством партии «Слуга народа».

Замена коррупционного налога прибылью на прогрессивную модель налогообложения выведенного капитала

Одним из ключевых недостатков налоговой системы Украины все еще остается устаревшая модель налогообложения прибыли предприятий, которая является дискреционной и создает значительные коррупционные риски. Важно реформирования этого налога — оптимальным вариантом является замена его инновационным налогом на выведенный капитал, который существенно упрощает администрирование и стимулирует инвестиции. Такое решение было принято Нацсоветом реформ летом 2020 года. Исполнительным комитетом Нацсовета реформ наработан сбалансированный проект закона, который поддерживается аналитическими центрами и ведущими бизнес ассоциациями, проект в настоящее время ожидает регистрации в парламенте.

4. Создание единого органа по расследованию экономических преступлений, ликвидация налоговой милиции и других экономических подразделений правоохранительных органов

В начале 2021 года был принят Закон о создании Бюро экономической безопасности (БЭБ), который предусматривает создание до конца года единого органа по борьбе с экономическими преступлениями и ликвидации налоговой милиции и других экономических подразделений правоохранительных органов. Почти все предложения экспертов учтены в проектах, в частности, относительно пребывания БЭБ в системе органов Кабмина, с координацией Министерства финансов, ограничения численности БЭБ до 4 тыс. сотрудников, предусмотрены на уровне закона достойные зарплаты для работников Бюро — не менее 20 прожиточных минимумов, кандидаты на должность директора БЭБ избираются конкурсной комиссией на открытых заседаниях, сотрудники БЭБ также отбираются на конкурсной основе.

Поэтому в настоящее время все предпосылки для создания единого БЭБ созданы, уже началось формирование конкурсной комиссии.

Единственной проблемой является все еще не принятые изменения в УПК, которыми должна быть определена подследственность Бюро. Эти изменения должны быть реализованы проектом № 3959−1, принятым за основу, проект находится на доработке в правоохранительном Комитете. Проект содержит критические недостатки, и крайне важно устранить их ко второму чтению: лишить другие правоохранительные органы возможности заниматься экономическими преступлениями, сосредоточив все экономические статьи УПК исключительно на Бюро экономической безопасности.

5. Введение современного трудового права, основанного на свободе трудового договора, упрощение документального оформления работника

В Украине трудовые отношения до сих пор регулируются устаревшим Кодексом законов о труде, принятым еще в СССР и разработанным в условиях советской административно-командной экономики, где единственным работодателем было государство, в частности государственные предприятия. В условиях современных экономических реалий крайне жесткая зарегулированность трудовых отношений противоречит принципам рыночного саморегулирования, современного организационного и кадрового менеджмента, не соответствует актуальным потребностям рынка труда и создает многочисленные необоснованные бюрократические преграды как для самореализации наемных работников, так и для повышения конкурентоспособности работодателей.

Для осовременивания трудового законодательства важно ввести в сфере трудовых отношений договорное трудовое право, предусматривающее установление особенностей условий работы на предприятии путем переговоров и установления договоренностей между работником и работодателем, имеющее приоритет над нормами Трудового кодекса. Соответствующий договор, согласованный работником и работодателем, избавит от необходимости ведения лишних бумаг, что существенно упростит администрирование.

Проект закона, который реализует эту реформу, зарегистрирован в парламенте под номером 5371 и рекомендован Комитетом социальной политики для принятия за основу. Еще один важный проект, который способствует дерегуляции и осовремениванию трудовых отношений, — № 5388 — также зарегистрирован в парламенте и поддержан Комитетом социальной политики. Подробнее о проекте — в аналитическом материале.

Есть надежда, что эти проекты станут законами в этом году и мы получим гораздо современнее, сбалансированное трудовое законодательство, что позволит работникам и работодателям более гибко менять условия сотрудничества, уменьшит расходы на администрирование, позволит устанавливать лучшие условия труда.

depositphotos
Фото: depositphotos

6. Упрощенная система налогообложения

Упрощенная система налогообложения стала ареной настоящих политических баталий. С одной стороны — плательщики единого налога получили долгожданное положительное увеличение предельных объемов дохода (ЗУ № 540-IX), с 1 августа текущего года введены прогрессивные программные регистраторы расчетных операций (ЗУ 128-IX), уменьшены «трудовые» штрафы до оптимального уровня (ЗУ № 378-IX), освобождены от начисления и уплаты единого взноса ФЛП-совместители и те, кто в определенный период не ведет деятельности (ЗУ № 592-IX). С другой стороны — приняты изменения в Налоговый кодекс, согласно которым на плательщиков единого налога 2 и 3 групп с 01.01.2022 года ждет принудительная фискализация расчетов.

В то же время есть надежда, что к началу 2022 года слишком широкая фискализация будет изменена на рискоориентированную — в настоящее время Совет содействия развитию малого предпринимательства при Офисе Президента наработал системный проект закона, предусматривающий фискализацию исключительно для рисковых категорий плательщиков с 2022 года, одновременно усиливающий контроль за неоформленными предпринимателями, предусматривающий эффективные механизмы стимулирования покупателя получать чек и другие новации, направленные на улучшение администрирования. Такие изменения, по мнению экспертов, являются положительными. Согласно последним исследованиям оптимальной моделью фискализации является такая модель, при которой фискализированными должны быть рисковые категории плательщиков, и не должны быть фискализированными те предприниматели, которые вследствие физических ограничений никак не могут превышать предельные обороты групп упрощенной системы. Это, например, предприниматели, которые реализуют кофе в розницу, хот-доги, продукты питания или хозяйственные товары в небольших магазинах, сувениры и т. д., а также, которые предоставляют услуги, например парикмахерские, водители такси, уроки танцев или искусства.

7. Детенизация торговли (введение электронной ТТН, добровольные программные РРО)

По электронной ТТН — приказом Министерства инфраструктуры Украины было введено товарно-транспортную накладную в электронной форме (Е-ТТН), которая подписывается с помощью электронной подписи водителя и / или экспедитора, ответственных лиц грузоотправителя, грузополучателя. В начале 2020 года на транспортном портале электронных услуг стартовал первый этап пилотного проекта внедрения единой Е-ТТН. Пилот продолжается, и эксперты ожидают его успешную реализацию.

Программные РРО третьего поколения успешно начали работать летом 2020 года, для тех, кто желает их добровольно установить. В настоящее время реализованы бесплатные ЕРРО от ГНС и около десяти вариантов коммерческих РРО с абонплатой в пределах 120−160 гривен в месяц. Предприниматели активно переходят из железных на программные РРО, что обеспечивает экономию около 5−6 тыс. гривен в первый год эксплуатации. В настоящее время уже работают 46 000 программных РРО и их количество растет ежемесячно.

8. Детенизация рынка аренды с/х земли

В первом квартале 2020 года в ВР Украины было зарегистрировано сразу несколько проектов по детенизации производства сельскохозяйственной продукции: № 3131, 3131−1, 3131−2, которые впоследствии были трансформированы в профильном комитете парламента в депутатский законопроект № 3131-д, что сейчас ждет рассмотрения парламента. Проекты предусматривают выравнивание налоговой нагрузки на легальный и «серый» бизнес. Эксперты отмечают, что наиболее оптимальным из этих проектов является № 3131−1, о чем подробно описано в профильном материале.

9. Реформа энергетического сектора

В Декларации о намерениях и в Топ 10 приоритетов были зафиксированы такие ключевые направления реформирования:

  • Определение кросс-отраслевых монополий на рынке угля и электроэнергии и условий их принудительного разделения, стимулирование добычи газа и упрощение доступа в сфере газодобычи.
  • Проектирование и строительство вставок постоянного тока с целью обеспечения свободного обмена электроэнергией со странами Европейского Союза и ограничения монополии на рынке электроэнергии. Публичные отчетности Министерством энергетики и угольной промышленности Украины относительно статуса внедрения мероприятий по синхронизации сети.
  • Обеспечение экологичности энергетической отрасли путем создания системы общественного мониторинга выбросов крупных сжигания установок, разработки и внедрения квот, плана уменьшения выбросов, введение значительного экологического налога на выброс.
  • Обеспечение постоянного доступного и достаточного финансового ресурса для реализации энергоэффективных проектов в индивидуальных и многоквартирных домах. Фокусировка на развитии распределенных энергетических ресурсов.

Из этих составляющих реформы почти ничего не было реализовано, в настоящее время только законодательно предусмотрено проведение аукционов по проекту возобновляемых источников энергии, принят в первом чтении важный базовый законопроект «Об энергетической эффективности» № 4507 и зарегистрирован проект закона об упрощении подключений к энергосетям № 5009, который нуждается в доработке.

depositphotos
Фото: depositphotos

10. Введение безбумажных технологий: запрет государственным органам требовать информацию, которая содержится в государственных базах данных

За последний год был значительно расширен функционал онлайн-сервиса государственных услуг Дія, который предназначен для оказания электронных услуг гражданам и бизнесу. В настоящее время с помощью Дія можно зарегистрировать и закрыть СПД, получить различные справки онлайн, подать заявку на получение субсидий, записаться на вакцинацию от Сovid и многое другое.

В то же время системное решение для минимизации бюрократии — законодательно запретить государственным органам требовать от физических и юридических лиц и бизнеса информации, имеющихся в государственных реестрах, — все еще не было реализовано. Один из необходимых для этого законопроектив (№ 5495) был недавно зарегистрирован, но до принятия его в качестве закона ждать еще долго.

Поэтому, как видим, парламент за первые два года работы принял ряд важных положительных проектов. В то же время значительное количество необходимых для развития страны реформ была реализована.

Остается надеяться, что парламент ускорит реализацию важных институциональных и экономических реформ, и в течение следующего года будет реализовано большинство указанных в материале шагов, которых ждет страна.

Олег Гетман, экономист, координатор экспертных групп Экономической экспертной платформы

Присоединяйтесь к нам в соцсетях Facebook, Telegram и Instagram.

Показать ещё новости
Радіо НВ
X