Ставка на зерна. Как украинцы полюбили натуральный кофе

26 мая, 09:10
Цей матеріал також доступний українською
Ставка на зерна. Как украинцы полюбили натуральный кофе - фото

НВ

Украина стала одним из европейских лидеров по темпам роста потребления натурального кофе. Как и почему растёт этот рынок — в материале журнала НВ

У же третий год подряд в столице, да и в стране в целом растет потребление кофе, причем не растворимого, а натурального.

«Кофе пойдем пить?» — с таким предложением обратился однажды в 2015 году миллиардер Игорь Коломойский к народному депутату Мустафе Найему.

Найем тогда отказал попавшему в опалу бизнесмену. А вот страна словно откликнулась на предложение Коломойского, ставшее мемом: в Украине произошла, да и продолжает происходить настоящая кофейная революция.

За три последних года, по данным консалтинговой компании Pro-Consulting, импорт зернового кофе в страну вырос более чем вдвое и составил 32 тыс. т. Еще примерно 7−9 тыс. т попали в Украину контрабандой.

Рост поставок логичен: украинцы все чаще пьют натуральный кофе. Его потребление в стране за прошлый маркетинговый год, по данным интересующегося ситуацией на глобальных рынках Министерства сельского хозяйства США (USDA), выросло почти на 12%. По динамике прироста данного показателя Украина обогнала Европейский союз — там стали пить кофе лишь на 3% чаще.

Владимир Шевченко, отечественный предприниматель, открывающий кофейные точки под торговой маркой Veterano Coffee, может и без всяких отчетов американских аналитиков сказать, что соотечественники подсели на ароматный напиток. За два с небольшим года бывший воин АТО открыл уже семь мини-кофеен, а к декабрю 2019‑го планирует удвоить их количество.

«Спрос растет, — говорит Шевченко. — Оборот моего бизнеса увеличился в четыре раза за год». Предприниматель уже готов начать собственную обжарку свежих зерен кофе: «Хочу контролировать все — от отбора зеленых зерен до последней капли в чашке».

Пока в Украине большую долю все еще занимает растворимый кофе, ведь такой напиток дешевле: в среднем он стоит 3−4 грн за чашку. Стоимость же натурального напитка стартует от 10 грн за порцию.

По данным Pro-Consulting, натуральный кофе на национальном рынке занимает чуть более трети от общих продаж, остальное приходится на растворимый, а также смеси с молоком и другими добавками.

Но каждый год употребление первого увеличивается, говорит Инна Сирченко, маркетинг-директор подразделения FMCG группы Аскания, крупного дистрибьютора натурального кофе в Украине. А потому и доля его выросла с 20−25% в 2013‑м до нынешних 35%.

«Тренд замещения растворимого кофе натуральным наметился еще пять лет назад. А серьезных оборотов набрал в последние три года, когда стабилизировалась ситуация с доходами населения», — поясняют в Pro-Consulting.

Рост количества дал и качество. Теперь даже в небольших уличных лавках крупных украинских городов любой желающий может приобрести напиток, по качеству превосходящий то, что предлагают туристам и местным жителям кофейни во многих европейских мегаполисах.

Об этом знает Тимур Ворона, совладелец интернет-издания MC Today, который много путешествовал по Европе и уже три года живет в Португалии. «Я не могу припомнить, чтобы в Европе, когда я захожу выпить кофе, меня спрашивали: „Вам какой обжарки? Какой крепости? Какой именно кофе?“ — говорит Ворона. — А в Киеве или Львове это обычное дело».

АРОМАТ ПОБЕДЫ: Вадим Шевченко из Veterano Coffee всего за два с небольшим года открыл семь мини-кофеен
АРОМАТ ПОБЕДЫ: Вадим Шевченко из Veterano Coffee всего за два с небольшим года открыл семь мини-кофеен / Фото: НВ

Пить стали больше

Н атуральный кофе в стране пьют все чаще не только дома, отмечают в Pro-Consulting. И в этом Украина мало чем отличается от многих других государств.

По оценкам Национальной ассоциации кофе США, происходит постепенное, но неуклонное увеличение доли кофе, приготовленного вне дома и потребляемого после завтрака. Локомотивом подобных изменений стало молодое поколение потребителей — те, кому до 40 лет.

Вот и на берегах Днепра кофе перестал быть исключительно напитком утра, уверяет Роман Тугашев, организатор фестивалей Уличная еда и Kyiv coffee festival.

Подталкивает активное кофепитие в стране и рост предложения: сегодня только в Киеве и лишь официально работает 1,5 тыс. точек — ресторанов, кафе, мобильных кофеен, где можно выпить чашку кофе, говорит Ольга Насонова, руководитель компании Ресторанный консалтинг. Еще 300−400 подобных заведений, по ее оценкам, существует вне правового поля.

И каждый год в столице открывается еще около двух сотен новых кофеен.

Но все же самым кофейным регионом страны остается запад. Там чаще, чем в других уголках Украины, пьют натуральный кофе. Потому и доля растворимого напитка здесь наименьшая, говорит Сирченко.

А все из‑за сформированной еще в XIX веке традиции, благодаря которой в местной культуре общения кофе стал неотъемлемым элементом. «Когда говоришь: «Идем на кофе», — это означает: «Идем, пообщаемся», — поясняет львовский ресторатор Андрей Худо, холдинг которого! Fest активно развивает кофейное направление.

Второе место по употреблению заварного кофе, по словам Сирченко, занимает Киевская область, и во многом благодаря столице.

Нынче в Украине растворимого напитка пьют больше всего на востоке, где предпочитают все же более дешевый вариант кофе.

ПРАВИЛЬНЫЙ КОФЕ: Натуральный зерновой кофе начал замещать растворимый пять лет назад, объясняет Инна Сирченко из группы Аскания
ПРАВИЛЬНЫЙ КОФЕ: Натуральный зерновой кофе начал замещать растворимый пять лет назад, объясняет Инна Сирченко из группы Аскания / Фото: НВ

Игроков на рынке становится больше

В виду растущего спроса продажей напитков из натурального кофе стали заниматься самые разные игроки.

Например, сети автозаправок, которые из‑за высокой конкуренции вынуждены ограничивать маржу на реализации своего основного продукта — топлива. А потому пытаются продать клиентам как можно больше дополнительных услуг.

Так, пять лет назад развивать тему кофе начала WOG, одна из крупнейших национальных сетей АЗС, выделившая продажи напитка из зерен в отдельное направление. Расчет оправдался: в прошлом году компания реализовала 30 млн порций кофе. Это на 15% больше, чем двумя годами ранее. На сегодня сеть WOG CAFE насчитывает уже 385 точек.

По статистике WOG, чаще всего украинцы заказывают американо с молоком. На втором месте — то же самое, но без молока. На третьем — латте.

Об этом НВ рассказала Елена Осипчук, директор по коммуникациям WOG.

Впрочем, украинцы потребляют не только американо. Насонова говорит, что в стране потихоньку растет кофейная образованность: потребители все чаще хотят отведать что‑то оригинальное. Ведь соотечественники стали больше путешествовать по миру и, соответственно, активно знакомятся с нюансами глобальной культуры потребления.

Шевченко приводит в пример фильтр-кофе — напиток, приготовленный с помощью специальной кофеварки: он имеет более насыщенный вкус, чем обычный. «Еще три года назад никто не знал, что это такое», — говорит предприниматель, который уже включил фильтр-кофе в меню своих заведений.

«С одной стороны, кофейни и рестораны пытаются соответствовать требованиям потребителей, с другой — заведения и сами формируют их вкус», — говорит Сирченко из группы Аскания.

Современные украинцы, к примеру, предпочитают зерна светлой обжарки, то есть не слишком подверженные тепловой обработке. Такой напиток имеет более мягкий вкус, чем приготовленный из более зажаренных зерен. По словам Шевченко, стереотип, что кофе должен быть горьким, темным как ночь и очень крепким, остался в прошлом. Он и рад этому: часто сильно зажаривают зерна низкого качества, чтобы скрыть их плохой вкус.

То, что украинцы предпочитают мягкость, говорит и статистика WOG CAFE: по данным сети, 52% заказанного у них кофе составляют напитки с молоком.

А еще, как рассказал Вадим Грановский, основатель сети кофеен Coffee in Action, соотечественники все чаще отказываются от сахара. Бариста связывает это не с модой на здоровый образ жизни, а с тем, что качество сырья стало лучше и маскировать плохой вкус сахаром и молоком уже не нужно. «Люди научились ценить разнообразие вкуса именно самого кофе», — уверен Грановский.

ЗАРЯД НА ЦЕЛЫЙ ДЕНЬ: По наблюдениям Романа Тугашева, организатора фестивалей Уличная еда и Kyiv coffee festival, кофе в Украине перестал быть исключительно утренним напитком
ЗАРЯД НА ЦЕЛЫЙ ДЕНЬ: По наблюдениям Романа Тугашева, организатора фестивалей Уличная еда и Kyiv coffee festival, кофе в Украине перестал быть исключительно утренним напитком / Фото: НВ

Миллениум-кофе

Р азвитие кофейной культуры в стране происходит не только в сторону улучшения качества сырья. Писк сезона — приготовление напитка не в кофемашине, а с помощью капельных аппаратов, ручных приспособлений — аэропресса или кемекса. Сделанный таким образом продукт имеет более насыщенный и интересный вкус. И хоть стоит такой кофе дороже, он пользуется спросом среди молодых клиентов.

Худо, одна из компаний которого импортирует из Никарагуа зеленые зерна класса speсialty, используемые при подобной технологии производства напитка, за прошлый год реализовал их уже 100 т. Ресторатор сравнивает моду на подобный кофе с растущей популярностью крафтового пива.

Ждем Starbucks

П о данным Pro-Consulting, среднестатистический украинец выпивает в среднем 3 кг натурального кофе в год, итальянец — 5,5 кг, а швед или финн — 12,4 кг. То есть стране есть куда расти в смысле потребления натурального кофе.

В Pro-Consulting считают, что отечественный рынок этого продукта продолжит наращивать объемы, ведь только за этот год прибавка составит минимум 5−7%.

И подобные перспективы, по мнению бизнесмена Тугашева, обязательно привлекут в страну крупных мировых игроков. Речь прежде всего идет о легендарной американской Starbucks — сети кафе быстрого обслуживания, все еще не добравшейся до Украины.

В любом случае местный бизнес настроен по отношению к кофе позитивно. «Если ты научил людей пить хороший кофе, они становятся твоими клиентами надолго», — уверен Худо.

Журнал НВ (№ 21)

Парламентские списки

Благодаря двум новым политсилам парламент ждет беспрецедентное в истории Украины обновление

Читать журнал

Выбор редакции

Финансы

Вчера, 09:00

thumb img
Что значит надежный банк и как его выбрать?
Экономика

Вчера, 20:01

thumb img
Что угрожает финансовой стабильности в Украине. Главное из отчета НБУ
Экономика

18 июня, 08:40

thumb img
После сериала на HBO. Кто заработает на росте туристического потока в Чернобыль

Стань автором

Если Вы хотите публиковать свои колонки на НВ Бизнес, пишите по адресу:

kolonka@nv.ua