Из года неопределенности в год дежавю. Семь трендов в ритейле
В 2020 году покупательская способность украинцев снизилась. Они также стали реже ходить в магазины, но при этом средний чек увеличился. Кроме того, из-за пандемии заметно выросла доля онлайн-продаж и безналичных расчетов.
Соучредитель Ассоциации ритейлеров Украины и автор YouTube-канала За рамками ритейла Андрей Жук выбрал семь трендов, которые определяли ситуацию в розничной торговле в 2020 году.
Тренд № 1 — понимание важности ритейла для психологического здоровья
В этом году психологическое здоровье вышло на первый план. За него в том числе отвечает ритейл. «Вспомните, какая депрессия была у людей, когда были закрыты торговые центры», — отметил Жук.
Тренд № 2 — изменение поведения потребителей
В 2020-м украинцы старались реже ходить в магазины, но покупали больше. Кроме того, потоки людей в центрах городов уменьшились, но торговые центры и магазины у дома зафиксировали рост количества покупателей.
Тренд № 3 — падение покупательской способности
Впервые за последние годы наблюдалось сокращение объемов продаж по сравнению с прошлым годом. Это безусловно влияет на инвестиционные планы. Многие магазины отложили экспансию и открытие новых объектов.
Тренд № 4 — двойные стандарты как бич отрасли
«Речь идет не только о том, что некоторые магазины были во время локдауна закрыты, а некоторые работали. Речь идет также о двойных стандартах в применении кассовых аппаратов. Почему некоторым можно не давать чек, а другим нельзя?» — сказал Жук.
Тренд № 5 — активное развитие e-commerce
Сейчас только ленивые не занимаются интернет-магазинами и не инвестируют свое время и ресурсы в развитие этого направления. При этом лидеры рынка далеко впереди и за это время только увеличили свой отрыв. Кроме того, в 2020 году онлайн-магазин косметики Makeup открыл свой первый офлайн-магазин, а Rozetka увеличила количество офлайн-магазинов до 75.
Тренд № 6 — увеличение доли безналичных расчетов
В начале года в городах-миллионниках доля безналичных платежей составляла 50%, а к концу года выросла до 65%. Скорее всего, этот тренд будет только укрепляться, прогнозирует Жук.
Тренд № 7 — сделки и открытие новых магазинов
Главная сделка года — поглощение сетью Novus компании Billa. «Также я не могу не отметить покупку Простором сети Космо и открытие ТРЦ Retroville. Заслуживает уважения и то, что международные компании продолжают верить в нашу страну, инвестировать деньги в Украину. Мы увидели открытие новых магазинов H&M, New Yorker, приход в Украину [турецкой сети магазинов обуви] Flo. Также мы видим, что подписываются новые контракты. В следующем году мы увидим новые магазины H&M, Inditex и других марок», — отметил соучредитель Ассоциации ритейлеров Украины.
По его мнению, «следующий год будет годом дежавю». Скорее всего, будут открыты те магазины, которые не были открыты в этом году. Также будут отпразднованы дни рождения и проведены вечеринки, которые пришлось отложить в 2020-м.
Присоединяйтесь к нам в соцсетях Facebook, Telegram и Instagram.