Мы не зарабатываем, мы боремся за будущее. Владелец Rozetka Владислав Чечеткин о том, как карантин изменил онлайн-торговлю
Владислав Чечеткин, совладелец Rozetka.ua, — о гигантском росте спроса, продаже продуктов и будущем онлайн-торговца № 1 в Украине в интервью журналу НВ.
Д ля большинства украинцев настали времена тотального онлайна: в интернете они узнают новости, работают и общаются между собой. И там же совершают почти все свои покупки, — подавляющее большинство обычных магазинов закрыты на карантин.
В этой ситуации позиции самой успешной виртуальной торговой площадки страны — Rozetka, охватывающей более 40% интернет-пользователей, — стали уникальными: детище Владислава Чечеткина теперь из главного продавца электроники и техники в стране превращается еще и в серьезного продуктового ритейлера.
Вкусы покупателей Rozetka в карантин кардинально изменились. По словам Чечеткина, продажи товаров для фитнеса выросли на 250%, для творчества — на 280%. Спрос на книги увеличился на 40%, на настольные игры — на 156%. При этом прежний «профильный» бизнес онлайн-площадки — торговля бытовой техникой и электроникой — сократился на 37%. Зато в топе продаж сухие завтраки, макароны, крупы, товары личной гигиены и корма для домашних животных.
Работы у компании Чечеткина сейчас так много, что она, в отличие едва ли не от всего рынка, взялась активно вербовать новые кадры.
Продуктовая составляющая ассортимента оказалась непростым испытанием для Rozetka: компании в какой-то момент перестало хватать складских помещений. Выручили коллеги: украинский бизнесмен израильского происхождения Офер Керцнер, владеющий Дарынком и арт-заводом Платформа, предоставил интернет-магазину в бесплатное пользование 10 тыс. кв. м на последнем объекте. По данным консалтинговой компании CBRE, стоимость «квадрата» складской площади подобного класса составляет 80−110 грн в месяц.
Rozetka и сама оказывает поддержку нуждающимся. Вместе с благотворительным фондом Жизнелюб интернет-магазин начал акцию поддержки украинских пенсионеров: каждый желающий может оплатить продуктовый набор ценой в 225 грн (в нем — крупы, подсолнечное масло, тушенка и сахар) для пожилых соотечественников.
О просьбах клиентов оставить доставку возле подъезда, невероятном росте потребности в новых кадрах и будущем онлайн-торговли Чечеткин рассказал в телефонном интервью НВ. Такой формат беседы случился не из-за опасности личной встречи, — просто бизнесмен сейчас слишком занят.
— Как теперь работает Rozetka? Какие сложности испытываете?
— Есть несколько проблем. Во-первых, многократно увеличилось количество заказов и изменился их ассортимент. Если раньше мы доставляли покупателю ноутбук или телефон, то теперь 30 кг еды. Как вы понимаете, курьеры и машины у нас не резиновые. Бизнес-процессы не были рассчитаны на такие объемы.
Вторая проблема — нервная обстановка. С одной стороны, мы переживаем за безопасность и здоровье наших людей, с другой — очень нервничают клиенты. И если с командой мне понятно, что делать, — мы обеспечиваем всех максимально средствами защиты, дезинфицируем помещения, ежедневно делаем врачебный осмотр, — то с клиентами сложнее. У них разные требования. Начиная от «принесите мне домой и мойте все тряпкой» до «не подходите, оставьте где-нибудь возле подъезда»
