Всем нужны смартфоны с доставкой. Как изменился рынок онлайн-торговли в Украине в военный год — исследование OLX

Рынок e-commerce в Украине в 2022 году возобновился практически до довоенного уровня (Фото:Preis_King / Pixabay)
К концу 2022 года количество онлайн-покупок в Украине почти возобновилось до уровня 2021 года и составило 77% его показателей. Восстановление произошло в основном за счет покупателей-женщин.
Об этом свидетельствуют результаты исследования* украинского рынка e-commerce, проведенного платформой OLX и компанией CBR.
Что чаще всего покупали украинцы?
На протяжении 2022 года украинцы на OLX больше всего интересовались покупкой мобильного телефона или смартфона — количество пользователей, которые отзывались на соответствующие объявления, почти в четыре раза превысило интерес ко второй популярной позиции.
Десятка наиболее востребованных товаров в 2022 году выглядит так:
1. Мобильный телефон/смартфон — более 11,9 млн пользователей отозвались на объявление;
2. Аксессуары для телефонов — 3,2 млн;
3. Верхняя одежда — 3,2 млн;
4. Одежда для девочек — 2,9 млн;
5. Ноутбуки — 2,4 млн;
6. Товары для охоты/рыбалки — 2,4 млн;
7. Одежда для мальчиков — 2,3 млн;
8. Кроссовки — 2,3 млн;
9. Электроинструменты — 2,2 млн;
10. Комплектующие и аксессуары — 2,1 млн.
Доставка набирает обороты
Статистика OLX свидетельствует о том, что в 2022 году украинцы больше чем вдвое стали пользоваться услугой OLX Доставка. Так, если в 2021 году количество онлайн-заказов услуги составило более 5,3 млн, то уже в 2022-м этот показатель превысил планку в 11 млн заказов. Чаще всего заказывали мобильные телефоны, аксессуары к ним, а также детскую одежду.
Средний чек снизился
Средний чек покупок за год снизился и составил 539 грн. Показатель 2021 года был на 37% выше (738 грн).

Удобнее всего покупать со смартфона
Согласно данным исследования, 78% украинцев покупают онлайн со смартфона, 40% из них — через мобильные приложения интернет-магазинов.
По статистике OLX, чаще всего покупки совершают из приложений на смартфонах Android — почти 47% пользователей платформы. Приложения для iOS и мобильные версии сайтов составили по 15% всех визитов. В то же время наименьшая доля тех, кто совершает покупки с компьютера или ноутбука — почти 9%.
Как изменился портрет покупателя?
В течение последних шести месяцев чаще всего в интернете покупали женщины до 25 лет, проживающие на западе и востоке Украины, трудоустроенные и имеющие доход выше среднего (свыше 15 тыс. грн/мес.).
В то же время, восстановление уровня онлайн-покупок произошло за счет женщин без детей, жителей Западной Украины, трудоустроенных со средним или высоким уровнем достатка, а также тех, кто никуда не уезжал после 24 февраля.
Больше всего в 2022 году выросла доля покупок одежды (+32%) и бытовой техники (+25%), а сами покупатели стали все чаще оплачивать товары картой.
Также увеличилась готовность посылать предоплату, однако в основном только при условии, если в онлайн-магазине раньше уже заказывали знакомые (52% опрошенных).
В то же время уменьшилась и доля тех, кто наталкивался на Интернет-мошенников (с 27% до 20%).

* Исследование онлайн-торговли в Украине. Методология — онлайн-опрос на собственной панели CBR (CAWI). Размер выборки: 1002 интервью, из которых 746 онлайн-покупателей, 256 — НЕ покупателей.

OLX — один из крупнейших онлайн-бизнесов в Украине. База ресурса насчитывает около 12 млн объявлений и ежемесячно пополняется на 4 млн новых предложений.
CBR — компания, специализирующаяся на маркетинговых исследованиях полного цикла для широкого круга сегментов. Является официальным партнером GfK по AdHoc исследованиям в Украине.