Короли ритейла. Как три абсолютно непубличных бизнесмена создали АТБ — самую большую торговую сеть Украины

3 мая 2021, 09:09
НВ Премиум

Три человека построили с нуля и продолжают развивать наибольшую по доходам частную компанию страны — торговую сеть АТБ. Их историю рассказывает журнал НВ.

«У краинская корпорация АТБ покупает контрольный пакет акций одного из крупнейших ретейлеров Европы — немецкой сети дискаунтеров Lidl, которая насчитывает свыше 10 тыс. магазинов». Эта шуточная новость, появившаяся 1 апреля на профильном портале RAU, привела к нешуточным волнениям: контрагенты не поняли юмора и несколько дней забрасывали топ-менеджеров АТБ уточняющими вопросами.

Видео дня

Выбор в пользу «покупки» Lidl был сделан неслучайно. Немецкий ретейлер — один из прототипов, на который ориентировались днепропетровские бизнесмены Геннадий Буткевич, Евгений Ермаков, Виктор Карачун и Сергей Тарасюк при создании собственной торговой сети продовольственных супермаркетов в Украине. Однако немецкая модель «жесткого дискаунтера» — магазина, где экономят на торговом оборудовании и персонале, зато продают продукты по низким ценам, не прижилась. Как оказалось, украинцы любят комфорт. Поэтому партнеры, но уже без Тарасюка, адаптировали свои магазины к другому формату — «мягких дискаунтеров». И поймали удачу за хвост.

Изначальный толчок интенсивному развитию компании дал кризис 2008 года — покупатели задумались об экономии и стали чаще посещать недорогой АТБ. Несколько последующих кризисов лишь укрепили позиции компании.

Модель «мягкого дискаунтера», готового меняться под требования рынка, позволила АТБ в 2019 году стать, по оценкам НВ, крупнейшей по уровню дохода частной компанией страны. Больше нее зарабатывает лишь государственный НАК Нафтогаз Украины.

Ставка на уровень покупателей «средний минус» помогла детищу Буткевича и Ко оккупировать 20% отечественного продуктового ретейла. Борис Марков, гендиректор АТБ, недавно оценил всю сеть в $ 3−4 млрд.

Подобный успех сделал основателей одними из самых обеспеченных людей в стране: в прошлогоднем рейтинге 100 самых богатых соотечественников, который составляют инвесткомпания Dragon Capital и НВ, состояние каждого из трех партнеров эксперты оценили в $ 277 млн.

Причем эта троица остается максимально непубличной: НВ несколько недель пытался получить комментарии кого‑нибудь из отцов-основателей сети для данного материала, но так и не преуспел в этом.

Чтобы соответствовать статусу № 1 украинского частного сектора, АТБ выстроила свою корпоративную структуру по европейскому образцу — с наблюдательным советом и топ-менеджерами, отвечающими за разные направления бизнеса, в котором работают свыше 70 тыс. человек.

В ближайшие три-пять лет ретейлер планирует открывать по полторы сотни магазинов в год, менять «синие» магазины на более комфортные локации в черной стилистике и выходить в небольшие города.

Марков, подобно опытным CEO западного корпоративного мира, публично говорит о капитализации компании и больших планах по расширению бизнеса — то есть о том, что помогает увидеть в стратегии сети игрока, который мыслит долгосрочно и не только не боится кризисов, но и зарабатывает на них.

Присоединяйтесь к нам в соцсетях Facebook, Telegram и Instagram.

Показать ещё новости
Радіо НВ
X