
Как может выглядеть энергетика будущего Украины
В том, что миру нужно кардинально сокращать зависимость от ископаемых видов топлива, сомневаться уже не приходится. Как этого достичь? Один из путей — трансформация одного из крупнейших секторов экономики, энергетики. И Украина, как и человечество в целом, способна сделать ее более устойчивой, безопасной — и экологичной.
Д вадцать первый век стремительной поступью идет вперед, но в мире все еще около 80% энергии, затрачиваемой на отопление, электричество и транспорт, поступает благодаря невозобновляемых ископаемым ресурсам. Вы прекрасно их знаете — это уголь, нефть и газ. Эта же троица — основные виновники парникового эффекта, так как при их сжигании образуется углекислый газ.
Что может прийти им на смену? Очевидный ответ — возобновляемые источники энергии. Например, солнце и ветер — последнее время они в энергетической «моде». Впрочем, солнце светит не всегда, как и ветер дует не постоянно. Кроме того, батареи или конденсаторы, которые способны накапливать их непостоянный поток энергии, все еще достаточно дороги — а их мощности нередко не хватает, чтобы перекрывать «промежутки».
Атомная энергетика? Да, она не производит углекислый газ, но создает другие, едва ли не более опасные отходы. К тому же, связанные с ней риски — даже в современных реакторах — приводят к тому, что многие страны задумываются об отказе от «атома» (а некоторые, как Германия, уже и приняли такое решение).

«Ядерная енергетика готовит серьезную нагрузку на наши будущие поколения. Примерно через десять лет в Украине нужно будет начинать выводить из эксплуатации атомные энергоблоки. А это серьезные затраты — только сейчас вывод с экспуатации одного блока стоит примерно 500−600 миллионов долларов как минимум. Тогда как „чистые“ технологии — от солнца и ветра до биоресурсов — гораздо экологически безопасней и стают дешевле», — отмечает Александр Домбровский, заместитель Председателя правления агрохолдинга Мироновский хлебопродукт.
Топ источников энергии будущего
П рогнозировать потребление человечеством энергии в долгосрочной перспективе — невероятно сложная задача. Здесь необходимо найти баланс между нынешними трендами использования ресурсов, перспективами экономического развития, доступными и ожидаемыми технологиями — и долей научной фантастики.
Например, один из реалистичных сценариев потребления энергоресурсов в 2050 согласно ежегодному отчету BloombergNEF «New Energy Outlook 2020» выглядит следующим образом:

Прогноз изменений энергетического баланса источников производства электроэнергии до 2050 года согласно данных Bloomberg NEF и IEA


Прогноз структуры общей первичной энергии в 2050 году за видами согласно данных Bloomberg NEF и сценария NEO Climate Scenario: Clean Electricity and Hydrogen Pathway
Здесь, по прогнозам аналитиков Bloomberg NEF и IEA, к 2050-му году на планете значительно сократится использование угля.
Согласно прогнозам экспертов, в 2050 году ветровая и солнечная энергии вместе поставят 56% «зеленой» электроэнергии в мире. В то же время, атомная энергетика, гидроэнергетика и другие низкоуглеродистые технологии поставят еще дополнительных 20% электроэнергии. Поэтому общая доля низкоуглеродистых технологий в глобальной генерации электроэнергии достигнет 76% к 2050 году. Однако уже в 2031 году, солнце и ветер вместе будут генерировать больше электроэнергии в мире, чем угольные электростанции. Активное удешевление солнечной и ветровой энергий, а также систем хранения энергии, приведет к десятикратного роста возобновляемых источников энергии в глобальном энергетическом балансе в последующие 30 лет. Доля же ископаемого топлива в этот же период сократится до 24% в глобальном энергобалансе, по сравнению с сегодняшним 61%.

«Зеленый» энергетический переход быстрее происходит в Европе, где к 2050 году доля ветровой и солнечной энергии в общей генерации электроэнергии составит 74%, а такой энергетический рынок как, например, Германия, превысит этот общий показатель и достигнет 80% ветровой и солнечной энергий в национальном энергобалансе. Ветровая энергетика и в дальнейшем будет преобладать на Европейском континенте достигнув в 2030 году — общих 40%, а в 2050 году — более 50% в общем энергобалансе ЕС. Солнечная же энергетика будет доминировать в таких странах как Испания и Португалия, где она будет составлять 30% от общей генерации в 2030 году.
С ветром ситуация несколько проще — в последнее время стала быстро развиваться морская ветроэнергетика. Природные условия (регулярный сильный ветер на расстоянии 10−15 километров от побережья) позволяет использовать потенциал ветряных электростанций с полной силой. Впрочем, такие проекты требуют немалых инвестиций и тесного сотрудничества бизнеса и правительства.
Что касается использования атомной энергии, здесь аналитики пускаются в область допущений и предположений. «Традиционная» энергия ядерного распада создает радиоактивные отходы. Уже несколько десятилетий ведутся разработки иного подхода к атому — термоядерного синтеза. В этом случае опасных отходов не появляется. Но сама технология все еще на ранних этапах разработки, и говорить о ее коммерческом использовании (или хотя бы о примерных сроках ее внедрения) пока не приходится.
Хотя ученые ожидают значительного роста использования геотермальной энергии, они признают: здесь очень сильна географическая привязка. И если страны типа США и Канады имеют подходящие для этого локации, положение Украины едва ли позволит ей использовать эти технологии.

Тем не менее, у Украины есть другой серьезный энергетический козырь — биомасса. В мире на нее обратили внимание сравнительно недавно, поняв, что использование отходов сельского хозяйства вполне может заменить полезные ископаемые, хотя весь мир имеет вековые традиции использования разной биомассы. И в нашей стране такими проектами уже активно занимаются: флагманом этих инноваций стал агрохолдинг МХП, который продвигает идеи «чистой» энергетики и успешно реализует биогазовые проекты.
Будущее — за «чистой» энергией
«Я верю в то, что у нашей цивилизации нет другого выбора, кроме как перейти на чистые источники энергии. Когда мы говорим об экологических проблемах, две трети из них вызваны „грязной“ энергетикой. Поэтому я на 100 процентов убежден, что решение вопроса нашего с вами будущего — это „чистая“ энергетика», — говорит Александр Домбровский из МХП.
Александр Домбровский
По его словам, Украина, конечно, может перенимать практики и технологии у развитых стран, которые только-только вступили на путь перехода к «зеленой» биоэнергетике и возобновляемым источникам энергии. Впрочем, говорит он, мы можем и задавать моду, и показывать пример.
«Мы способны в относительные краткие сроки перейти на возобновляемую энергетику. Это будет позитивно влиять как на экологию, так и на здоровье каждого из нас, так и на благополучие, и на продолжительность жизни», — поясняет он. Поскольку Украина — государство с мощным аграрным сектором, то и ее биоэнергетические возможности значительны. Например, согласно подсчетам биоэнергетической ассоциации Украины, около 20 миллиардов природного газа можно заменить с помощью внутренних биоресурсов. При этом будет существенное сокращение выбросов СО2 в атмосферы.
Само собой, переход до 2050-му года на возобновляему энергетику, — это очень амбициозная цель. Но это не значит, что на потенциал биоресурсов можно закрывать глаза. Сейчас, отмечают в МХП, из агросырья в Украине можно получать от 7−8 миллиардов кубометров биометана (по сути, такого же природного газа, просто полученного другим путем). По оценкам специалистов, в целом биомассы в Украине хватит, чтобы в перспективе перекрыть все объёмы импортируемого газа (около 12 млрд куб м) и угля (около 21 млн т). А это — и значительное сокращение валютных расходов страны, и создание тысяч рабочих мест в регионах Украины, и масштабное сокращение выбросов углекислого газа в атмосферу.
Экокультура — шаг к устойчивой энергетике
З еленую энергетику нельзя отрывать от экологической культуры, убежден Домбровский. Даже солнечные и ветряные электростанции в домохозяйствах — которых в Украине уже десятки тысяч — показатель того, что сознание украинцев меняется и вливается в общий тренд «чистой» энергетики.
«Молодое поколение — более продвинутое, более креативное, более настроенное на экологические темы. И оно будет еще активнее продвигать их, в том числе „чистую“ энергетику», — добавляет заместитель Главы правления МХП. Он признает: стране нужна гораздо более масштабная общественная дискуссия на эту тему. А это, в свою очередь, требует соответствующего просвещения.
В частности, как раз о биоэнергетике как о части экономики полного цикла — когда отходы одного этапа производства становятся сырьем для другого. Например, когда тот же птичий помет собирается в специальные баки и «бродит», производя биогаз. В результате можна получать получается и «зеленую» энергию, и тепло, и органические удобрения, которые способны помочь восстановить плодородие украинских земель. И людям нужно доносит то, что это эффективный и ответственный перед природой и следующими поколениями подход — биоэнергетическое сырье каждый год выращивается, перерабатывается и на следующий год вновь восстанавливается.
«При получении около 1 тонны биометана выбросы СО2 сокращаются приблизительно на 23 тонны», — говорит Домбровский и о «декарбонизации», которая появляется на биоэнергетических производствах. Он признает, что такие технологии — наукоемкие и требуют значительных инвестиций. Тем не менее, уверен топ-менеджер МХП, такие инновации окупаются сторицей.

Вопрос просвещения и культуры касается и управления страной, добавляет он. И Украине, убежден Домбровский, нужно четко очертить траекторию своего движения в энергетической сфере на ближайшие несколько лет.
«Пока мы все живем сегодняшними новостями, ЕС думает как развивать экономику и энергетику до 2050 года. Нам нужен далекий горизонт планирования», — поясняет он. Но такой стратегический подход позволяет не только понять, куда идет страна, но и впоследствии анализировать, чего удалось или не удалось добиться, а также причины, которые к этому привели.
Как и в энергетической сфере, так и в бизнесе в целом, добавляет инноватор, нельзя оставаться в одной парадигме мышления. Мир стремительно развивается, и отставать от трендов часто оказывается губительным — даже если этот эффект будет заметен только впоследствии.
«Технологии меняются буквально каждый квартал, появляются какие-то „изюминки“, новинки, которые улучшают эти разработки. Чем больше в Украине будет компаний с креативной, инновационной энергией, которые будут готовы вкладывать в производство — а значит, и в страну — тем быстрее все мы будем двигаться в прогрессивное будущее. Да, нужно менять подходы, быть готовым „перенастраивать мозг“, но это того стоит. Именно поэтому мы постоянно заставляем себя меняться», — заключает Домбровский.