Закон еще не вступил в силу, а мы уже видим его влияние - европейский автопроизводитель о законе, снижающем акцизы на б/у авто

11 июля 2016, 10:43
После значительного падения в 2015 году, первое полугодие 2016  вселило надежду официальным дилерам и импортерам новых авто. Так, по итогам 6 месяцев их продажи выросли на 58%, по сравнению с аналогичным периодом прошлого года

Напомним, что в 2015 году продажи новых легковых авто в Украине упали на 52%, по сравнению с годом ранее, до 46,5 тыс. автомобилей. При этом французский Renault стал вторым по числу продаж, уступив первое место японскому бренду Toyota. Renault так и не смог превзойти показатели 2014 года, уменьшив продажи на 20%.

Видео дня

4 июля президент Украины Петр Порошенко подписал закон о снижении акциза на подержанные автомобили, который с нетерпением ждали многие украинцы еще с момента его принятия Верховной Радой 31 мая.

Впрочем, в парламент уже внесен законопроект об изменениях положений, касающихся снижения акциза.

НВ Бизнес решил поговорить с председателем правления компании Renault Украина Яной Миненко и узнать, как скажется закон о снижении акцизов на подержанные авто на продажи новых автомобилей и чего ждать от рынка в будущем.

– Что изменит на рынке, недавно подписанный президентом закон о снижении акциза на подержанные авто. Повлияет ли он на глобальную ситуацию или перемены будут только в узком сегменте?

– Влияние этого закона, мы видим уже сегодня. Рынок в июне ниже ожидаемого уровня. По нашим оценкам, на 30%. Частные клиенты, особенно в приграничных областях Западной Украины решили пока повременить с покупкой автомобиля. И компания Renault тоже не досчиталась некоторых продаж в июне. Поэтому влияние закона, который еще не вступил в действие, для рынка новых автомобилей негативное.

– Если говорить о будущем влиянии на цену. Изменится цена только для подержанных автомобилей или на новые это тоже как-то повлияет?

– Я объясню свою точку зрения к этому закону, потому что считаю, что не вправе судить – правильно это или нет. Компания Renault работает в сегменте новых автомобилей, и я его буду оценивать с этой позиции. Мне кажется, что этот закон несколько несвоевременен, потому что, если мы посмотрим на ситуацию в Украине и в Европе, вот что получается: знаете ли вы, как часто европейцы меняют автомобили? Один раз в 8 лет. Согласно закону, подержанные автомобили, которые можно сюда импортировать, не старше 2010 года и соответствующие нормам евро-5 – это однозначно автомобили моложе 8 лет. Вопрос – что тогда с ним не так, если европеец решил его продать? Можно предположить, что в большей степени это автомобили, которые попали в ДТП, с ними что-то случилось или что-то не так.

Второй нюанс: вы частный клиент и хотите купить автомобиль за границей. Для этого вам нужно получить визу, поехать туда, найти место проживания и рынок, где купить автомобиль, быть экспертом, для того чтобы выбрать то, что вы хотите, и потом вернуться сюда с этим автомобилем. Как много человек этим воспользуются? Наверное, это либо те, кто живут в приграничных областях и часто это делают, либо те, кто регулярно ездит в Европу и у них есть деньги. Но тогда это уже не вопрос о дешевых автомобилях.

И третий момент. Как я уже сказала, в июне мы уже увидели негативное влияние этого закона на рынок. Какой риск видит для себя сегмент новых автомобилей? Это то, что рынок новых автомобилей за последние 2 года упал в 4 раза – с 200 тысяч новых автомобилей в 2013 году до 50 тысяч автомобилей в 2015 году. Если он продолжит падение, то есть как минимум два риска. Первый – государство не досчитается налогов, потому что официальные импортеры и официальные дилеры платят налоги в полном объеме. И второй – некоторые официальные операторы на рынке новых автомобилей обанкротятся и уйдут.

poster
Дайджест главных новостей
Бесплатная email-рассылка только лучших материалов от редакторов NV
Рассылка отправляется с понедельника по пятницу

– А как быть с ценой? Потребителю важна низкая цена на автомобили. В Украине она, как принято считать, выше, чем в Европе. Как быть потребителям?

– Почему вы решили, что цена на автомобили в Украине выше, чем в Европе?

–Сравнивают цены на рынках в Польше и в Украине…

– Есть два момента. Первый – вы проверяли цены на эквивалентные модели Renault в Украине и во Франции? Цены в Украине дешевле, чем во Франции на €2-5 тыс. Если мы говорим о Франции либо Евросоюзе, то там нет таможенной пошлины. А в Украине таможенная пошлина есть. Мы обязаны его включать и учитывать при формировании цены на автомобиль. С другой стороны, вы говорите, что цены на автомобили высокие. Почему? Мне кажется, что этот вопрос больше лежит в не плоскости цены на автомобили, а в плоскости экономики Украины. За последние два года цены на автомобили значительно увеличились по причине девальвации гривны. А зарплаты не увеличились на процент девальвации. Поэтому нужно искать решение в стабилизации экономики, улучшении оплаты труда украинцев и, например, поиске решений на уровне государства, как сделать автомобили доступными. Мы ведь имеем вокруг себя страны-соседи, которые уже используют это. Например, государство может компенсировать процент ставки по кредитованию. И это тоже может быть инструментом для того, чтобы автомобили были доступными. Тогда клиенту не нужно платить полную стоимость автомобиля, и при этом он не платит рыночную ставку по кредитованию, которая сейчас очень высока по сравнению с европейскими странами.

Председатель правления компании Renault Украина Яна Миненко утверждает, что закон о снижение ставок акцизного сбора на поддержанные автомобили уже повлиял на рынок
Председатель правления компании Renault Украина Яна Миненко утверждает, что закон о снижение ставок акцизного сбора на поддержанные автомобили уже повлиял на рынок Фото:

– Какие еще есть способы, по вашему мнению? Если мы снизим таможенные пошлины, это снизит цены на автомобили?

– По моему мнению, таможенная пошлина в Украине не является экстра-высокой – это 10%. Что касается снижения таможенной пошлины – конечно, снижение цены произойдет плюс-минус на этот процент. Более того, в рамках соглашения об ассоциации с ЕС уже предусмотрено постепенное снижение пошлины на автомобили.

– Насколько изменилась работа с таможней за последнее время?

– Renault Украина не ощутила на себе каких-то изменений. Но у нас и до этого было все хорошо с таможней и не было каких-либо проблем. Мы являемся прозрачным, официальным поставщиком автомобилей Renault в Украину. Еще в далеком 2008 или 2007 году, сразу после создания коммерческого филиала в стране, было оговорено с таможней привилегированный порядок растаможки наших автомобилей, потому что у нас есть контакт с таможней, и мы делимся всей информацией, которая у нас есть, в том числе и ценами.

– Со смены власти прошло два года. Изменилось ли что-то в условиях ведения бизнеса: стало лучше или хуже?

– Это интересный вопрос. Я его разделю на две части, потому что есть как позитивная сторона в этом, так и негативная. Негативная сторона для автомобильного бизнеса – это, конечно, падение рынка. Нам пришлось в этих условиях выживать, в том числе оптимизировать свои затраты. С другой стороны, есть позитивные тенденции, которые еще слабо трансформируются в действия. Но они есть и это уже хорошо. Это то, что с момента Евромайдана есть желание диалога со стороны властных структур, министерств. Например, те же ассоциации – Европейская бизнес ассоциация, Ассоциация автоимпортеров и автодилеров, Ассоциация французских предпринимателей на регулярной основе организовывают встречи с разнообразными министерствами, сотрудниками этих министерств. И сейчас общение намного проще и намного продуктивнее.

– Вас слышат?

– Да.

– Что поменялось в продажах за прошедшие полгода? Падение продолжается или оно остановилось?

– Я расскажу в принципе про автомобильный рынок. В Украине огромный потенциал по его росту, если сравнивать ситуацию с европейскими странами. На тысячу украинцев приходится чуть меньше 200 автомобилей. Во Франции это 600 автомобилей на тысячу человек. С точки зрения рыночных показателей потенциал роста огромен.

Я пришла в Renault где-то в 2000 году. Рынок был очень маленьким и потом очень резко рос – по 40% в год. Он достиг своего пика в 2008 году – 662 тыс. автомобилей. Украина была №7 в рейтинге европейских стран. С 2008 года отчет пошел в обратную сторону. Был первый кризис в 2009 году – продажи упали на 75%. Второй кризис – это 2015 год, когда рынок составил 50 тыс. автомобилей. Поэтому, скажем так, в прошлом году было дно. В этом году мы видим рост. За первые 5 месяцев этого года увеличение на 50% к прошлому году. Это уже позитивный тренд. И в июне тоже по сравнению к прошлому году рост продолжился.

– Но темпы роста упали из-за того, что был введен закон.

– Да. Мы рассчитывали на то, что тренд продолжится. Но в июне этого не было.

– По вашему прогнозу, как все будет развиваться дальше?

– Сейчас все зависит от того, как будут развиваться события. Мы надеемся на то, что влияние этого закона на рынок будет краткосрочным. А в перспективе, даже при нынешнем замедлении, он восстановится и продолжит расти. Но с другой стороны, Украине необходима программа по развитию автомобильного сектора, чтобы понять, в каком направлении двигаться. Так, за последние 4 года законодательство менялось 4 раза. Сначала был утилизационный сбор, потом его отменили. Установили сверхпошлины на бензиновые автомобили, потом отменили. Это все было для того, чтобы защищать национальных производителей. Теперь мы видим, что государство развернулось и пошло в другую сторону. Нужно определиться, в каком направлении идти. Либо В направлении развития национального производителя, либо – открытия границ и привлечения сюда импортного товара.

– Как вы считаете, в Украине реально построить собственный автопром?

– Это очень сложный вопрос. С одной стороны, потенциал есть. С другой – в прошлом году продали 50 тыс. авто на рынке. Кто из автопроизводителей придет на такой рынок? Приведу пример. Завод Nissan в Сандерленде производит 500 тыс. автомобилей в год, завод Renault в Румынии – 300 тыс. автомобилей в год. Если сам рынок не соответствует объему, который бы обеспечил окупаемость завода, то инвестиции вряд ли придут.

Но это пока. Если рынок начнет расти – все может измениться. Более того, на сегодняшний день в Украине есть 4 автомобильных завода с мощностью 400 тыс. автомобилей в год. И они загружены на 7%. Наверное, нужно начать с того, чтобы загрузить эти заводы, прежде чем кто-то из инвесторов придет сюда. Второй момент – сам факт нестабильности экономики, который играет негативную роль. Инвесторы должны понять, что для них здесь будут созданы все условия, они могут остаться надолго и окупить свои инвестиции.

– Renault когда-то рассматривало возможность открытия здесь производства?

– Да, рассматривало. Но я не знаю, почему этого не произошло. На моей памяти порядка 2-3 визитов в Украину с целью изучения возможностей инвестиций в сборочное предприятие. Но почему-то не договорились. Румыния – это давняя история. Помимо нее, есть еще Россия и Турция, в которых тоже есть заводы Renault. Там договорились, у нас не договорились. Почему – не знаю.

В России есть очень сильная протекционистская программа. И заградительные импортные пошлины, которые стимулируют. Конечно, и размер рынка имеет значение. Но я бы хотела сказать, что Украине нужно исходить из той позиции, в которой она находится. Уже принимая во внимание те заводы, которые есть. Возможно, направление инвестиций – это далеко не сборочные предприятия, а что-то другое. Это может быть производство комплектующих либо развитие новых направлений, как электромобили.

Показать ещё новости
Радіо NV
X