Часто требуются большие инвестиции, чтобы стать поставщиком МакДональдс — Юлия Бадритдинова

15 ноября 2019, 09:30

Генеральный директор МакДональдс в Украине Юлия Бадритдинова о тенденциях на ресторанном рынке, новых технологиях и доставке

МакДональдс — это крупнейшая сеть ресторанов, работающая в Украине в одном и том же формате. Последние несколько лет по всему миру сеть внедряет инновации: гости могут самостоятельно заказывать блюда и менять их рецепты, получать заказы за столиком или установить приложение. Компания приобрела стартапы Dynamic Yield Ltd и Apprente, которые помогают работать на McDrive. Что происходит в украинских ресторанах сети? Растет ли количество посетителей, планирует ли компания работать по франчайзингу и какие инновации внедряет — в интервью НВ Бизнес рассказала генеральный директор Макдональдс в Украине Юлия Бадритдинова.

Видео дня

Два года назад в киевских ресторанах зафиксировали рост количества посетителей. Эта тенденция сохраняется и в этом году. Почувствовали ли вы этот тренд?

Количество посетителей увеличивается, продажи растут умеренно. К сожалению, мы не можем делиться цифрами. Однако, если увидеть, сколько людей в наших заведениях сейчас, то даже умеренный рост — это очень много людей.

Индекс потребительских настроений сейчас рекордный за последние годы. Это открывает много возможностей для бизнеса. Разумеется, если у людей лучше настроение, они чаще ходят в рестораны и, в частности, к нам. А это значит, что мы больше производим, больше платим налогов. Всем хорошо.

Знаете, МакДональдс никогда не прекращал вкладывать средства в Украину. Однако сейчас планируем еще больше использовать тот потенциал, который мы видим в стране. Планируем делиться нашими практиками ведения бизнеса, например, через Американскую торговую палату.

На киевском ресторанном рынке постоянно меняются тенденции. Пять лет назад начали появляться бургерные, а сейчас мода на них постепенно стихает. Бургеры — одно из основных блюд в вашем меню. Как приспосабливаетесь к новым тенденциям?

Бургеры в нашей сети — это не блюдо на один день. Это наш бизнес, в котором мы уже более 70 лет. Тренды проходят, и мы их используем, скорее, для сезонных предложений. Например, новые ингредиенты, булочки изготовленные по специальным рецептам. Однако классические блюда в наших заведениях — вне времени. Люди любят нас за этот уникальный вкус.

МакДональдс — это не только еда, это еще и сервис. С каждым годом у нас все меньше времени. И поэтому МакДональдс, как никогда, сейчас в тренде. Мы делаем все, чтобы люди смогли получить все быстрее — запускаем доставку, McDrive. Недавно делали акцию: если за 45 секунд посетителя не обслужили на McDrive, то он получал чизбургер в подарок.

Собственной доставки у МакДональдс нет. Вы сотрудничаете с Glovo с декабря 2018 года. Довольны результатами?

В большинстве стран в МакДональдс нет своей доставки. Исключение — только несколько стран, как правило, в Азии. В Сингапуре, например, несколько курьеров могут доставлять пищу только в одном небоскребе, где много офисов. Наша корпоративная модель заключается в том, что мы занимаемся тем бизнесом, в котором хорошо разбираемся. Бургеры, сервис — это наше. А при доставке используем партнеров, поскольку это совсем другой бизнес.

Сейчас на доставку в Украине приходится небольшая доля продаж, однако она очень быстро растет. В целом корпорация за год увеличила продажи через системы доставки в три-четыре раза. Как правило, заказ на доставку больше, чем в ресторане. Наверное, собирают заявки со всей семьи или офиса, когда заказывают еду. Бывают и другие случаи. Люди могут заказать биг-мак и все. В Украине есть интересная особенность — все заказы распределены равномерно в течение дня, в некоторых странах они скучены вечером, когда люди возвращаются с работы домой.

Проводите переговоры с UberEats, которые тоже вышли в Украину?

Мы открыты к сотрудничеству. Хотим быть везде, где есть наши посетители. Это вопрос времени, коммерческих условий. Во многих странах МакДональдс работает с двумя, с тремя различными службами доставки.

фото НВ
Фото: фото НВ

Об инвестициях

Вы говорили об инвестициях. В какие проекты вкладываете деньги?

У нас есть три направления для инвестиций. Первый — это новые рестораны. Даже в кризисные годы мы открывали по три-четыре ресторана в год. У нас есть намерения увеличивать темпы роста.

Второе направление — модернизация ресторанов, которые уже работают. Не просто меняем интерьер, а создаем дополнительные посадочные места, о чем просят наши посетители. Проводим переоборудование кухни. Конечно открываем терминалы, которыми пользуется около 60% посетителей наших ресторанов. И их количество растет. Дело в том, что на терминалах самообслуживания посетители могут убрать определенные ингредиенты или добавить, например, мясо, сыр. В новых ресторанах процессы на кухне устроены иначе, чтобы они могли, не теряя скорость, готовить на заказ.

Главное, что мы меняем — добавляем новые роли в ресторане. Например, в ресторанах появилась должность эксперта по гостеприимству, которая интересна нашим молодым сотрудникам. В чем их особенность? Эксперты выходят в зал и они не на работе, они на миссии — создавать приятные моменты для посетителей. Например, человек что-то ищет, и эксперт должен предложить это принести, например, трубочку. Внимание и эти небольшие моменты очень нужны современным людям. Часть процессов мы автоматизируем с помощью терминалов, а освободившихся людей выводим в зал для общения и помощи посетителям.

Итак третье направление инвестиций — развитие талантов, инвестиции в людей. Это отдельная большая тема, я могу об этом говорить долго!

В некоторых ресторанах вы пытались работать с официантами. Удачным оказался этот опыт?

Да, спрос на обслуживание за столиками есть. Например, приходит человек в 11 часов дня попить кофе, перекусить и пообщаться — удобно делать заказ на терминале, а затем ждать за столиком. Спрос на этот сервис довольно быстро растет.

Об инновациях

Многие инноваций можно увидеть в ресторанах сети за рубежом. Вы берете опыт МакДональдз, существующий во всем мире, или можете что-то делать свое?

Терминалы, обустройство кухни, скорость обслуживания — это глобальные требования. Их должны соблюдать все. Например, из 37 тыс. ресторанов по всему миру, половина — модернизированы. В Украине таких уже 30%.

Главное, что у нас есть — это наши сотрудники. Инвестиции в таланты — это требование жизни. Это же наш дуализм. С одной стороны, мы много автоматизируем, с другой стороны нам нужно персональное общение, посетителям необходимо больше внимания. Поэтому мы развиваем у людей эти навыки. У нас есть внутренние и международные тренинги, которые адаптируются под конкретную страну. Например, у украинцев гостеприимство в крови, поэтому нам это легко удается.

Как вы решаете проблему дефицита персонала?

У нас такой проблемы нет, укомплектованность персонала — 100%. Специфика отрасли заключается в том, что есть большая текучесть кадров. Во-первых, примерно 30% сотрудников — студенты, которые хотят выйти на работу. И мы даем им такую возможность. Они могут приходить как на временную подработку, так и могут оставаться.

Сейчас в Украине, кроме миграции, происходит демографический кризис. В такие моменты работает репутация бренда, который строился все это время. Люди приходят на работу в МакДональдс, потому что они знают, что их здесь будут обучать. Это международная компания с высокими стандартами, где есть возможность найти друзей. У нас есть множество примеров, когда люди начинали работу в МакДональдс и делали хорошую карьеру. К требованиям молодежи приходится приспосабливаться. У нас есть чат-бот для набора персонала, можно зайти на сайт и ознакомиться с будущими обязанностями.

фото НВ
Фото: фото НВ

За последний год-полтора цены в ресторанах выросли в среднем на 25−30%. Эта тенденция не обошла и МакДональдз. Как на это отреагировали потребители?

У нас цены растут на уровень инфляции, не больше. Стоимость продукции растет у поставщиков. Важный фактор — коммунальные услуги, которые сейчас больше дорожают для бизнеса, чем для обычных потребителей. Мы должны защищать свою прибыль, чтобы потом инвестировать и реинвестировать в новые проекты и людей. Поэтому поднимаем цены, однако всегда стараемся оставить доступные продукты.

МакДональдз запустил мобильное приложение. Нас давно спрашивали о программе лояльности, и это — наш ответ. Мы пока не можем предоставить возможность людям заказать через приложение, однако публикуем в нем специальные предложения.

Сейчас наблюдается другая тенденция: те, кто открыли рестораны два года назад, начинают их активно закрывать. Поступают ли вам предложения купить помещение под ресторан?

Я не могу говорить о закрытии других ресторанов, поскольку у меня нет такой информации. Вообще, в стране достаточно площадок, однако у нас очень много требований к ним. Предложений поступает много. Даже если в помещении ранее располагался ресторан, то мы практически все сносим и строим заново. Еще от строительства мы закладываем определенные требования для размещения кухни, зала и прочее.

Последние несколько лет МакДональдз отрывает заведения в торговых центрах. Насколько мне известно, ресторан сети появится в ТРЦ Блокбастер Mall. Планируете открываться во всех новых торговых центрах?

Каждая страна проходит «бум» построения торговых центров. Наверное, сейчас он наблюдается у нас. Стратегия МакДональдз проста: мы идем туда, где наши посетители. Если будет открываться больше торговых центров, будем открывать больше заведений. Однако мы рассматриваем и отдельные помещения, поскольку McDrive также пользуется популярностью. Есть районы, в которых нет торговых центров, однако там нужен ресторан и доставка.

Starbucks не продает франчайзинг на украинский рынок, хотя желающих очень много. Думаю, желающих купить франшизу Макдональдс тоже много. Думает компания об этой модели в Украине?

Мы работаем франчайзингом во всем мире. В Украине все рестораны принадлежат компании. Пока считаем, что экономически выгодно оперировать самостоятельно. И планов по развитию франчайзинговой сети нет.

О поставщиках

Большее количество ингредиентов компания закупает в Украине, часть — импортирует. Планируете увеличивать количество поставщиков в нашей стране?

Мы постоянно работаем в направлении увеличения количества поставщиков из Украины, которых сейчас около 70%. Это такой процесс, который никогда не останавливается — постоянно ищем лучшие возможности. Однако во время переговоров с поставщиками надо учитывать насколько эти предприятия соответствуют нашим требованиям. И часто необходимы большие инвестиции, чтобы стать поставщиком МакДональдз. Например, нужно добавить точки контроля, для установления которых нужно перестроить цех.

Иногда это нам экономически не выгодно. Например, завод в Польше производит картофель-фри для половины Европы и он очень мощный. Фактически МакДональдз такие мощности заказал. И пока завод справляется с теми мощностями, нам не нужно искать альтернативу. Но поставщиков картофеля по-крестьянски ищем в Украине, так же как и бекона. Кажется, что бекон должен точно производиться в Украине. Однако не все так просто. Например, у кого-то не хватает мощностей, кому-то необходимо инвестировать дополнительно. Инвесторы, которые хотят работать только с МакДональдс, появляются постоянно.

Допустим, инвестор подписал с вами договор, вложил средства в развитие предприятия. Сможет ли он подписать долгосрочный контракт с МакДональдс?

Мы покупаем ингредиенты, мы не покупаем завод. Это коммерческая история: предприниматели развивают производство, мы платим за их продукцию. Конечно, у нас есть тендеры, глобальные контракты. Нет такого, что поставщика выбираем на всю жизнь. Это рынок. Если появится круче поставщик, с лучшей ценой, мы с радостью будем с ним сотрудничать. Потому что наши посетители ждут качества и хорошей цены.

Вы говорили, что покупаете стартапы. Рассматриваете украинские стартапы, или это происходит только на международном уровне?

МакДональдс знает все о бургерах, знает о сервисе, а вот каналы, инструменты общения с посетителями — это то, что пытаемся привлечь. Инвестиции в технологии лучше делать централизованно. И не только потому, что это выгоднее по деньгам. Например, одна из последних наших покупок — стартап Dynamic Yield Ltd, который помогает работать на McDrive. Это искусственный интеллект, который анализирует продажи ресторанов в конкретный период, погоду и рекомендует определенные блюда потребителям. Спрос действительно отличается.

Еще один пример — прием заказа, который является человеческим фактором. Бывает, что-то не так услышим на Драйве. Чтобы этого не происходило и чтобы высвободить людей, сейчас тестируется еще одна технология, которую мы приобрели — стартап Apprente из Кремниевой Долины, помогающий принимать голосовой заказ. Его принимает искусственный интеллект, заказ обрабатывается и человек проезжает дальше, платит и уже когда забирает свой пакет общается с нашими сотрудниками.

Фото НВ
Фото: Фото НВ

Тренды меняются. Над какими программами планируете работать в ближайшие годы?

Мы работаем над целостным опытом и путем наших клиентов. И частью этого опыта становится вопрос сортировки и переработки упаковки, отходов. В Украине этим вопросом занимается пока небольшое количество людей, хотя много инициативных людей и организаций уже работают над этим, и с каждым годом их все больше. Например, моя дочь нарисовала постер о том, какие есть типы мусора, куда и сортировать, куда выбрасывать. Он висит на кухне. Потихоньку начинаем внедрять новые подходы и в наших ресторанах, проводим тестирование различных подходов к сортировке. Многое сдаем на переработку уже достаточно долго.

Так будете в ресторанах устанавливать несколько контейнеров для сбора мусора?

Работаем над этим. Во всем мире проходят тесты, нужно понять, как это сделать. Всем должно быть удобно. Глобально МакДональдз планирует до 2025 года разобраться с этим вопросом.

Присоединяйтесь к нам в соцсетях Facebook, Telegram и Instagram.

Показать ещё новости
Радіо НВ
X