У Украины значительные залежи газа на большой глубине – глава НАК Надра Украины
Впрочем, для того, чтобы обеспечить себя в ближайшие годы топливом, Украине нужен рост не на 3, а на 10-15% ежегодно. Добиться его невозможно без инвестиций в разработку новых месторождений.
С 2014 года сферу бурения новых газовых скважин в Украине лихорадило. Скандалы с выдачей лицензий и с активами, которые принадлежали представителям прошлой власти, не позволяли возобновить успешную работу госкомпании НАК Надра Украины.
С 2017 года ситуация изменилась. Минприроды приняло ряд решений направленных на возобновление выдачи лицензий добытчикам. А у активов, принадлежащих окружению Януковича, появились новые собственники, с которыми государство, похоже, готово иметь дело.
О том, что ожидает разведку и добычу газа в Украине НВ Бизнес расспросило у председателя правления НАК Надра Украины Ярослава Климовича.
— Что сегодня в принципе происходит с разведочным бурением в стране?
— Сегодня значительное внимание уделяется разведке месторождений углеводородов. К сожалению, за последние годы резко сократились объемы поисковых работ, параметрического бурения и, как следствие, снизился прирост запасов. Запасы традиционного природного газа в Украине освоены лишь на 25%. Поэтому, прежде всего, стратегическим направлением по наращиванию добычи газа в Украине является привлечение инвестиций крупных иностранных компаний.
Существует государственный и частный сектор, хотя и те, и другие сталкиваются с похожими проблемами: моральный и физический износ основных фондов, огромные инвестиции и человеческий фактор. Поймите, эта отрасль имеет ряд объективных рисков, геология не алгебра, она не может быть точной, и как квантовая механика подразумевает ряд не освоенных человеком тайн. Предприятия и государственного и частного сектора, пробуривая разведочную скважину, рискуют огромными финансовыми вложениями, так стоимость бурения скважины варьируется в пределах 250-350 млн. грн и это в случае благоприятных условий, избегая различных аварий и имея качественный инструмент.
В Украине, как правило, только каждая третья пробуренная скважина дает положительный результат. Поэтому остается существенный риск не получить продукцию с новой скважины. Ни государство, ни частный сектор не могут себе позволить бурение 60 разведывательных скважин в месяц, поэтому каждая новая точка изучается при помощи очень дорогих технологий 3D сейсмики и работы опытнейших геологов.
Но уже сегодня открытие продуктивных горизонтов на уровне 5,5-6 тыс. метров позволяют допускать гипотезу о залежах большого количества недр. Именно эта глубина интересует компании-добытчиков разных форм собственности. В настоящее время специалистами Надра Украины выделено несколько перспективных участков, первоочередных для проведения ГРР как на традиционные залежи углеводородов, так и на нетрадиционные. ГРР компания планирует проводить как собственными силами, так и с привлечением инвестиций. С этой целью на перспективные участки недр разработаны соответствующие бизнес-проекты.

На сегодня есть ряд иностранных и отечественных компаний, которые заинтересованы в инвестировании значительных средств в энергетический сектор экономики Украины. Перспективу инвестиций в добычу газа в Украине изучают международный фонд SigmaBleyzer и американская компания Henry Petroleum. Представители этих компаний продемонстрировали заинтересованность в бизнес-проектах, которые были представлены в НАК Надра Украины.
Также, ведутся переговоры с другими компаниями об инвестициях в нефтегазодобывающую отрасль.
— С учетом того, что вы рассказали, какую именно стратегию по наращиванию добычи газа должна выбрать Украина?
— Украина – богатая страна с превосходной природной базой, и запасов газа в недрах земли достаточно, чтоб обеспечивать не только собственные нужды, но и экспортировать газ. И чтобы действительно стать энергонезависимой, Украина должна нарастить собственную добычу газа. Сейчас наша страна потребляет около 32 миллиардов кубов газа в год, а согласно данным Госстата, добыча собственного газа составляет на сегодня около 20 миллиардов кубов. Украинское правительство согласно Стратегии 2020 планирует увеличить собственную добычу газа на 8 миллиардов кубометров.
Нарастить добычу газа — очень сложная задача, работа затратная. Я уверен, что если мы осознанно подойдем к той научной и сырьевой базе, которая стала нашим сокровищем, то Украина способна будет не только обеспечивать себя своим газом, но и возобновить практику экспорта. Были бы светлые головы и деньги.
Также необходимы инвестиции, которые на сегодня – большой дефицит.
Ранее мы разработали план по реликвидации уже пробуренных скважин, которые были законсервированы. В результате анализа и изучения материалов мы определили 190 скважин для реликвидации, что увеличит добычу углеводородов за меньшие средства, чем требуется для бурения новых.
— Что скажете о вашей компании. Какие у вас результаты работы?
— Первое полугодие 2017 года для Надра Украины в финансовом плане дало позитивный результат. Мы получили фактическую прибыль в сумме 373 тысячи гривен, что в 4 раза больше запланированного. Это меньше, чем за аналогичный период прошлого года, учитывая затраты на бурение собственных скважин, однако в доход государства перечислено на 50% (или на 11,2 миллиона гривен) больше, чем за аналогичный период прошлого года (I полугодие 2016 года – 22,2 миллиона гривен). Чистый доход составил 22,9 миллиона гривен, это свидетельствует, прежде всего, об активизации деятельности дочерних предприятий.
— Что сегодня представляет собой компания Надра Украины?
— НАК Надра Украины остается одним из крупнейших в Украине предприятий, которое выполняет весь комплекс геологоразведывательных работ на различные виды полезных ископаемых. Созданная государством Национальная акционерная компания Надра Украины активно участвует в инвестиционных нефтегазовых проектах Украины и реализации Общегосударственной программы развития минерально-сырьевой базы Украины на период до 2030 года.
Компания существенно увеличила объем платы обязательных платежей в государственный бюджет и фонды социального страхования. За 2014-2016 годы в бюджет мы заплатили налогов и обязательных платежей на сумму около 150 млн. грн. Ежегодно направляем часть чистой прибыли на выплату дивидендов в государственный бюджет.
Также у нас разработана модель сотрудничества, когда материнская компания направляет собственные средства на поддержку деятельности дочерних предприятий, которые являются самостоятельным юридическими лицами. За 2014-2016 годы в качестве финансовой помощи дочерним предприятиям выделено около 30 млн. грн. Это позволило сохранить дочерние предприятия и стабилизировать их деятельность, сократить задолженность перед работниками за предыдущие годы.
Мы постоянно ищем дополнительные источники поступления средств. Например, после пересмотра условий договоров аренды имущества компании в НАК увеличились доходы от аренды имущества, не задействованного в хозяйственной деятельности, почти в два раза. В последнее время доходы от аренды составляют 30% от общего объема доходов.
Компания в этом году выделила собственные средства на бурение поисковой скважины № 17-Ретичинская, сохраняя при этом курс на безубыточную деятельность. Сегодня поисковая скважина завершена бурением, эксплуатационная колонна спущена на глубину 1346 метров. Для испытания в эксплуатационной колонне выделено 8 перспективных объектов для оценки промышленной производительности. Скважина находится в исследовании. При периодическом стравливании скважины пламя газа достигало 7-10 метров, после стравливания - горит постоянный факел 1,5-3 метра.
Большое внимание уделяем привлечению инвесторов для совместной разработки и геологического изучения недр. Привлекаем инвесторов для участия в конкурсе на геологическое изучение недр, проведение поисковых, геологоразведывательных работ, в том числе опытно-промышленной эксплуатации месторождений полезных ископаемых на участках, специальными разрешениями на пользование недрами которых обладает наша компания.
Кроме того, мы приводим в порядок те спорные ситуации с нашими аффилированными компаниями, которые возникали в прошлые годы. Вы знаете, что движется проект по Надра Юзовская. Также у нас есть доля уставного капитала в Голден Деррик. Там изменился инвестор, и мы приветствуем их желание вкладываться в украинскую энергетику. И, конечно, НАК Надра Украины станет надежным партнером в этом проекте.
— Расскажите о Ваших взаимоотношениях с Голден Деррик и прокомментируйте получения компанией лицензий?
— Мы, как миноритарный участник, урегулировали часть спорных вопросов, которые у нас были в прошлом с Голден Деррик. На основании мировых соглашений, которые утвердили украинские суды, НАК Надра Украины получает ежемесячно средства, которые направляются на ГРР. То есть, ситуацию по нашим внутренним взаиморасчетам мы урегулировали. Да, у нас остаются спорные вопросы по договорам о совместной деятельности, по которым суды продолжаются. Но если говорить о выдаче разрешений, то конечно, мы заинтересованы в их выдаче, поскольку наша компания остается участником Голден Деррик. А мы убеждены, если сегодня инвестор борется за эти активы, следовательно, он видит перспективы в инвестировании.
Кроме того, выдача этих спецразрешений еще на шаг приближает нас к реализации Стратегии 2020. А учитывая наш опыт, кадровый потенциал, технические возможности, геологический фонд, то надо понимать, что мы можем быть надежным партнером и исполнителем в реализации любых проектов. В Голден Деррик в свое время НАК Надра Украины вложило достаточно ресурсов. Мы надеемся, что пришел новый цивилизованный инвестор. И как участник Голден Деррик, мы заинтересованы в выдаче специальных разрешений.
— Кто является собственником компании Голден Деррик?
— Насколько мне известно, предприниматель Анатол Стати. Мы приветствуем начинания Анатола Стати, который является сегодня акционером Голден Деррик, инвестировать в украинскую энергетику. Мы остаемся участниками общества, и в свое время вложили достаточно ресурсов в этот проект, поэтому, конечно, как любой акционер мы рассчитываем получать прибыль. Освоение месторождений Голден Деррик поможет существенно сократить закупку газа в Евросоюзе и максимально использовать собственные ресурсы. Мы видим, как сейчас заработал Голден Деррик, они нацелены на получение результата. Мы уже сотрудничаем, выполняя определенные договорные работы. Учитывая, что предприятие получило лицензии, то, во-первых, мы можем быть полноценным подрядчиком на выполнение работ, во-вторых, как акционер, мы рассчитываем получить прибыль. Конечно, НАК Надра Украины всячески будет сотрудничать, содействовать и быть надежным партнером молдавскому бизнесмену на паритетных условиях.
— Расскажите о ситуации с проектами СРП по добыче газа на Юзовском месторождении сланцевого газа. Что там сейчас происходит?
— Надра Юзовская и Юзгаз Би.Ви. обратились в Межведомственную комиссию с просьбой продолжить рассмотрение запроса о согласии на уступку Надра Юзовской доли в правах и обязательствах инвестора по Соглашению о разделе углеводородов, которые будут добываться в пределах участка Юзовского, в пользу компании Юзгаз Би.Ви. По результатам заседания Межведомственной Комиссии 17 августа была создана соответствующая рабочая группа.
22 августа состоялась первое заседание рабочей группы в составе представителей Межведомственной комиссии, народных депутатов Украины, Надра Юзовской, компаний Юзгаз Би.Ви. и NAFTA, на котором наконец началось рассмотрение запроса Надра Юзовской и Юзгаз Би.Ви.
В СМИ было много спекуляций на тему инвесторов этого проекта. На сегодняшний день мы понимаем, кто заинтересован в разработке Юзовской площади. В частности, Юзгаз Би.Ви. раскрыл своих бенефициаров, а представители компании NAFTA заявили, что компания станет участником проекта, как его фактический оператор и акционер Юзгаз Би.Ви с долей 50% после получения согласия правительства на уступку на предложенных условиях. Хочу отметить, что со словацкой NAFTA мы сотрудничаем с 2014 года, а в начале 2015 года между нашими компаниями был подписан меморандум о сотрудничестве. Мы представили им, в частности, перспективные объекты в Карпатском регионе. При этом я лично презентовал Юзовский проект, после выхода Shell, еще до момента объявления конкурса.
На рабочей группе представители компании NAFTA передали свое видение Юзовского проекта и рассказали о намерении провести комплексное геологическое изучение Юзовского участка с целью открытия залежей традиционного и нетрадиционного газа. Кроме того, было подчеркнуто, что NAFTA хочет начать деятельность по добыче газа уже быстрее.
Относительно Надра Олесская, то для надлежащего урегулирования выхода компании Chevron из проекта я обратился к Межведомственной комиссии с просьбой рассмотреть проект дополнительного соглашения к Олесской СРП с целью его обработки и согласования, и в дальнейшем - вынесение проекта на рассмотрение Кабинетом Министров Украины. Межведомственная комиссия приняла решение создать рабочую группу, которая будет дорабатывать проект дополнительного соглашения между государством и инвестором Надра Олесская. Это позволит продолжить работу по поиску инвестора с перспективой объявления конкурса о привлечении нового инвестора.
— Как необходимо изменить систему выдачи лицензий, чтобы пошло больше инвестиций в добычу?
— Я могу сказать только одно — лицензии должны выдавать на открытых аукционах. Почему-то у нас на этом вопросе делается политика. Но сегодня мы не видим очереди из зарубежных и внутренних инвесторов, которые хотят получить специальные разрешения. На сегодняшний день геология – это лотерея. Получение спецразрешений еще не гарантирует того, что ты получишь ресурс, который можешь добывать из недр.
Идеальной системы, к сожалению, нет. В этом вопросе главное, чтобы никто не мешал, чтобы была всесторонняя помощь государства, и были компании, которые действительно заинтересованы инвестировать в украинскую энергетику.
Объективные риски определяют поведение инвесторов. Они умеют считать и начинают вкладывать деньги еще с момента технико-экономического обоснования продуктивности площади. Добавьте к этому объективный риск для страны – политические колебания, отнимите количество подготовленных специалистов и возраст материально-технической базы, в итоге получите инвестора, способного иногда идти на неоправданный риск.
Именно потому наше отношение к инвесторам претерпело много изменений. Мы осознаем, что газодобыча является стратегическим направлением для Украины и готовы сотрудничать с теми, кто, осознавая все сложности, способен вновь поднимать отрасль.
— Так все-таки, почему у нас не растет добыча газа?
— Основная проблема, конечно, стабильность. На сегодняшний день должны быть определены четкие правила этого рынка. Любой инвестор считает свои средства. Поэтому, если мы имеем высокую рентную плату, бюрократию в части выдачи специальных разрешений, если сегодня нормативно-правовые акты, которые регулируют работу недропользователей, были написаны в девяностых годах ХХ ст., то это говорит о том, что сегодня остается много факторов, которые негативно влияют на работу нефтегазодобывающих предприятий. Вместе с тем, у нас есть приказ Министерства экологии и природных ресурсов Украины Об утверждении Правил разработки нефтяных и газовых месторождений. Он создает понятные правила игры в отрасли. А это уже положительная тенденция в сфере правового регулирования рынка.
Ну и конечно, деньги. Оборудование, установленное на скважинах много десятилетий назад, изжило себя. Иностранные качественные долотья для бурения не адаптированы под отечественные насосы, трубы и НКТ надо импортировать, а в целом процесс напоминает перекачку сердцем крови, если останавливается какой-то процесс, это может стать губительным для скважины.
Отрасль переживает сложное время, не лучше, чем машиностроение или любая другая стратегическая отрасль, но мы разрабатываем программы и стремимся к решению тех вопросов, которые нам подвластны.