Оценили на $10 тыс. Глава автоимпортера назвал дисконт на электромобили

6 июля 2017, 17:25
Цей матеріал також доступний українською
Оценили на $10 тыс. Глава автоимпортера назвал дисконт на электромобили - фото

Александр Вовк объясняет почему электрокар выгоднее традиционного автомобиля

Александр Вовк развеивает мифы относительно срока эксплуатации электромобилей

Продажи электрокаров в Украине увеличиваются второй год подряд. По темпам роста рынка Украина занимаем одну из ведущих позиций в мире.

Основная причина, по которой электрические машины пользуются все большим спросом в нашей стране – это экономичность. Ведь эксплуатация автомобиля на электротяге снижает расходы на заправку минимум в десять раз.

Не маловажную роль также играет и то, что электрокары практически не требуют очень большого сервиса. И хотя основными покупателями остаются частные лица, некоторые западных корпораций, представительства, которых находятся в Украине, уже начали переводить свои парки на электрокары.

А служба такси на электрокарах стала настоящей визитной карточкой столицы, да и всей страны.

Впрочем, вопреки стремительному росту продаж электромобилей, общая емкость рынка еще крайне мала, а ключевую роль в статистике пока что занимают подержаные электрокары из США и Европы.

Что может ускорить электромобилизацию в Украине, когда они могут заменить традиционные автомобили и как решаются вопросы с зарядным станциями, НВ Бизнес спросил у Александра Вовка, генерального директора компании Оксижен Групп.

– В Украине растут продажи электромобилей. Почему электротранспорт набирает такой спрос и такую популярность?

– Почему электромобили не продавались так год-два назад? Потому как люди не доверяли им в полной мере. Сейчас все изменилось. Лучшей рекламой автомобиля является сам электромобиль, который ездит по дороге. Почему мы и открыли службу Окси Такси? Мы хотели продемонстрировать не только водителям, но и пассажирам, что такое электромобиль. На сегодняшний день мы перевезли уже более 200 тыс. пассажиров (с апреля 2016 года). И это не только жители Киева, а это также топ-менеджеры ведущих компаний мира, которые работают в Украине, но сами являются гражданами других стран. И мне очень приятно, когда они говорят, что это их первый опыт поездки на электротакси, так как на их родине такого еще нет. Окси Такси сегодня с парком 60 автомобилей входит в топ-10 служб такси на электромобилях в мире.

– А насколько вообще рентабельно такси на электротранспорте? Насколько это позволяет зарабатывать деньги?

– Никакой хороший масштабный проект при работе один год не может быть рентабельным. Прежде всего мы задали новые стандарты сервиса по такси в Украине: фирменная форма водителей, официальное оформление, уплата НДС, налогов, Wi-Fi, планшет и питьевая вода в каждой машине и другие опции. Конечно, это не малые финансовые затраты. Если говорить о цене, то километр в автомобиле на бензине стоит порядка 2,5 грн, на газу – 1,5 грн, а на электромобиле – пол гривни. При парке 150-200 автомобилей этот проект будет рентабельным, его можно и нужно дальше развивать. И мы будем это делать. Потому что в Киеве 15-20 тыс. машин такси и порядка 200 тыс. заказов в сутки. То есть рынок востребованный и перспективный.

– Насколько сегодня инфраструктура готова принять рост рынка электромобилей? Я слышал жалобы от компаний, которые являются официальными поставщиками автомобилей, что они даже не могут завезти новые модели, потому что недостаточно зарядных станций. Как с этим быть?

– На сегодняшний день в Украине установлено около 10 сертифицированных суперчарджеров, которые в основном размещены в Киеве. 9 из 10 – это станции нашей компании. Также есть суперчарджеры конкурентов, в основном китайского производителя и об их качестве я не берусь судить. Это менее быстрые станции, которые заряжают автомобиль порядка одного часа и устанавливают их между городами. Согласитесь, что водителю, которому нужно подзарядить машину на трассе, потратить на это целый час – не очень удобно. На скоростных зарядных станциях на это уйдет не более 30 минут – как раз время на кофе и туалет.

В целом я бы разделил всех электромобилистов на два типа. Первый тип – это те, которые ездят просто в городе. 95% автомобилистов в мире не проезжают в день более 100 км. Для таких достаточно вечером поставить автомобиль на зарядку в обычную розетку и с утра поехать на работу полностью заряженным. Но проблема, которая есть и которую хотелось бы решить, это более простой доступ к тем местам, где владельцы ставят их на ночь на стоянки, паркинги. С паркингами все более просто, а если говорить о стоянках, то нужна помощь администрации и города, для того чтобы на ночных парковках установить зарядки. Второй тип электромобилистов – это предприниматели, которые используют электрокары для бизнеса и проезжают в день около 200-300 км. Им нужно в течение дня подзаряжаться.

– Что может сделать государство для того, чтобы эта инфраструктура, которая позволяет обслуживать электромобили, развивалась лучше?

– Государство может принять закон о развитии суперчарджеров, о зарядных станциях для электромобилей. Эти законопроекты рассматриваются в рамках комплексного законопроекта. Спасибо министру инфраструктуры Владимиру Омеляну и Комитету Верховной Рады по вопросам налоговой и таможенной политики, который взял на себя такую нелегкую задачу. Я думаю, через месяц-два этот закон уже будет внесен в зал Верховной Рады на голосование.

– Вы занимаетесь и продажами электромобилей, и заправочными суперчарджерами, и службой такси. А что для вас основное в вашем бизнесе? По какому направлению вы будете развиваться больше в ближайшие 5-10 лет?

– Я вижу этот проект в комплексе. Без одного не может быть второго. Например, когда мы более года назад открывались, мы презентовали первый официальный суперчарджер в Украине. Без этого суперчарджера не смогла бы ездить наша служба такси, потому как автомобили заряжаются более трех раз в день. Если говорить о скоростных зарядных станциях – это действительно инфраструктурный проект, который не окупается даже через 3-5 лет.

Никто не может прогнозировать, как будет развиваться рынок, с какими темпами. Конечно, ключевые игроки – это автозаправочные комплексы, которые уже есть сейчас.

Но мы идем своим путем – в нашей компании более 10 инженеров уже на протяжении года работают над созданием своего суперчарджера. Это будет не 50 кВт, а это будет 200 кВт суперчарджер, возможно, с модульной иерархией, для того чтобы расширять мощность в зависимости от роста самих батарей и возможностей приемников для электромобилей. Конечно, мы не будем владеть этой инфраструктурой.

Но сейчас, для того чтобы развивать такси, развивать продажи и иметь возможность пощупать суперчарджеры, мы создали свою инфраструктуру – 9 суперчарджеров в Киеве.

Если говорить об автомобильном рынке, за прошлый год в Украине продалось порядка 65 тыс. новых автомобилей и порядка более 500 тыс. продаж машин с пробегом. Поэтому здесь явный акцент на то, что все же 80% – это перепродажи. Например, тот же Nissan Leaf, который стоит $30 тыс., а побывавший два года в эксплуатации – $15 тыс. Я не вижу смысла переплачивать в два раза за машину, которая поездила 2 года и наездила 30 тыс. км.

На счет работы службы такси – это более быстро окупаемый проект. И этот проект является драйвером. Это действительно является тем промоушеном, той визитной карточкой, которая даст возможность людям показать, что такое электромобили, чем они удобны и выгодны.

– Инфраструктура по утилизации батарей. Говорят, что это большая проблема. С одной стороны, электромобили не засоряют окружающую среду, как двигатели внутреннего сгорания, но нужно где-то потом утилизировать эти батареи, чтобы они не наносили вред окружающей среде. Что с этим в Украине происходит?

– Батарея – это набор ячеек. Если в электромобиле емкость батареи показывает 80%, то это означает, что минимальная емкость одной ячейки не выше 80%, и контролер ограничивает ячейку до такого уровня. Нет необходимости менять всю батарею, достаточно поменять только вышедшую из строя ячейку. Во всем мире принята практика ее не утилизировать, а давать вторую жизнь – помещать в батарейное хранилище.

Наша компания сейчас работает над созданием такого хранилища для накапливания энергии с целью дальнейшего использования. В Украине этот рынок только развивается, а в мире успешно реализовываются проекты с использованием б/у-шных ячеек – например, стадион Амстердам Арена в Голландии вместимостью 55 000 мест. То есть ячейку не нужно выбрасывать. Ее можно поместить в повербанки для домов, использовать в суперчарджерах, которые стоят на дороге, возле дома.

А если все же через 10 лет эта ячейка будет иметь 20% емкость, то ее без проблем можно будет переработать. Переработка составляет свыше 90%. Но это будет лет через 10. Потому что в мире пока нет машины Nissan Leaf, которая ездит более 5-6 лет, потому что Nissan начали выпускаться с 2010-2011 года.

– Насколько будет динамичным отказ от двигателей внутреннего сгорания и переход на электромобили?

– Я надеюсь, что это будет очень динамично, так же, как было развитие смартфонов или цифровых фотоаппаратов. Посмотрим по тенденции концерна Volkswagen. Они до 2025 года заявили 25 моделей электромобилей – впечатляющие прогнозы. Если говорить об Украине, я очень надеюсь, что осенью будет принят закон, который отменит НДС на электромобили. Он поспособствует росту рынка электрокаров. Думаю, количество электромобилей возрастет минимум в три раза в следующем году. Электромобили станут более доступными, а продажи прозрачными. Потому что на сегодняшний день, когда Tesla завозится некоторыми салонами в Украину за $5 тыс., и Nissan за $2-3 тыс., это не является правильным.

– Какие цены мы можем ожидать на электромобили, если этот закон будет принят и налоги будут сняты? За сколько можно будет купить электромобиль?

– Например, 2-3-летний Nissan Leaf можно будет купить за приблизительно $10 тыс. Если получится отменить НДС, то я уверен, что Украина сможет войти в тройку по темпам роста рынка электрокаров в мире. И эта тенденция продлится в ближайшие 2-3 года точно.

Журнал НВ (№ 21)

Парламентские списки

Благодаря двум новым политсилам парламент ждет беспрецедентное в истории Украины обновление

Читать журнал

Выбор редакции

Экономика

18 июня, 09:30

thumb img
Как должна расти Украина, на чем держится российская стабильность и почему выигрывает Китай. Интервью с Сергеем Гуриевым
Финансы

18 июня, 20:00

thumb img
Вывод 155 млрд грн из ПриватБанка — не идея НБУ, а реальные последствия отмены национализации — Рожкова
Компании/Рынки

18 июня, 20:00

thumb img
«Работа над ошибками. Бизнес»: предприниматели расскажут НВ о том, как теряли деньги и учились

Стань автором

Если Вы хотите публиковать свои колонки на НВ Бизнес, пишите по адресу:

kolonka@nv.ua