Монополия в формате госкорпорации всегда заточена на получение максимальной прибыли – гендиректор Борисполя
Генеральный директор международного аэропорта Борисполь рассказал о переговорах с Ryanair, бонусных системах для авиакомпаний и о том как открыть магазин в аэропорту.
На протяжении 2017 года международным аэропортом Борисполь воспользовались свыше 10 млн пассажиров, что стало рекордом для Борисполя. Основной рост достигнут за счет увеличения потока транзитных пассажиров и чартерных рейсов.
Кроме того, в 2017 году авиапредприятие получило еще й рекордный доход в размере около 4,1 млрд грн, что почти на полмиллиарда выше показателя 2016 года.
В аэропорту решили на этом не останавливаться и рассчитывают, что пассажиропоток до 2045 года достигнет 54-56 млн человек в год. Понимая, что достигнуть такого показателя довольно сложно с февраля аэропорт ввел новое положение, которое должно способствовать повышение конкурентоспособности, увеличению пассажиропотока и привлечению новых перевозчиков. Также запланировано реконструкцию и расширение совершенно еще нового терминала D, открытого к Euro2012.
О том как аэропорт будет развиваться до 2045 года и зачем его реконструировать НВ Бизнес рассказал гендиректор аэропорта Борисполь Павел Рябикин.
– С чем связан рост объемов перевозки пассажиров в последнее время?
– С 2014 года диаграмма роста пассажиропотока показывает три категории пассажиров, которые фиксируют разные системы учета. Перевозки пассажиров, летающих point to point, приносят аэропорту стабильный поток пассажиров. Прирост таких пассажиров незначительный. В прошлом году он достиг 5,1 млн. Причиной является низкая платежеспособность населения в целом. При этом, существенно вырос поток трансферных пассажиров - с 2,3 млн почти до 3 млн (на 30%).
Когда аэропорт предлагает хорошую цену билета и удобное время посадки, он получает чистую экспортную услугу
Перевозки пассажиров чартерных линий, которые летают в отпуск выросли на 40%. Приросту способствовала стабильность гривны.
В целом, приросту пассажиропотока в 2017 году способствовали трансфер и чартерный пассажир.
– Что это за направления?
– Внутриевропейский трансфер. То есть рейсы по максимально льготным ценам и в удобное время стыковки.
– Это делает только МАУ?
– Пока только МАУ. Все зависит от расписания, которое позволяет самолетам, собрав пассажиров в разных концах света, в одно время слетаться, обмениваться пассажирами и разлететься по своим направлениям. Когда аэропорт предлагает хорошую цену билета и удобное время посадки, он получает чистую экспортную услугу.
Основной трансферный пассажиропоток – это дальнемагистральные рейсы (Пекин, Бангкок). Очень большой поток дает Израиль. Рейс МАУ на Нью-Йорк тоже пользуется большим спросом у трансферных пассажиров.

– Что сейчас происходит с авиационными сборами? Какой их уровень и будут ли они снижаться?
– Из-за предпринятых в 2017 году изменений по снижению аэропортовых сборов мы вышли на достаточно стабильную ситуацию. Уже подготовлена новая программа по привлечению и увеличению пассажиропотока. Внесены новые корректирующие коэффициенты в скидки, предоставляемые авиакомпаниями. Надеемся, что за счет этого нам удастся удержаться на том же уровне прироста, где-то в пределах 20%.
– Насколько сработало снижение цен, которое имело место в авиационных сборах?
– С начала 2018 года мы пересчитали экономическую модель и предоставили систему скидок, которая интересная для всех перевозчиков, включая лоукост-компании.
– Что это за система? Как она работает?
– Она предусматривает очень льготные ставки пассажирского сбора на весь прирост, который имеет авиакомпания в пассажиропотоке и имеет отдельную шкалу объемных скидок.
Кроме того, теперь система учета помесячная. Таким образом, авиакомпания быстрее получает свои бонусы, привозя к нам пассажиров.
– Что же произошло с Ryanair? Почему они отказались?
– Условия, которые были предложены нами, компания не акцептовала. А условия, предложенные авиакомпанией, были невыгодными для нас.
– А вы можете объяснить механизм срыва этих переговоров? Что происходило на самом деле?
– Мы никогда не объявляли, что будет. Как предприятие мы заинтересованы в выгодных контрактах. Однако, те параметры, которые мы получили от авиакомпании, те параметры, которые мы могли предложить, не совпали. Сейчас находимся в процессе достижения коммерческого компромисса.
– Что с терминалами? Насколько они сейчас загружены и нужно ли их расширять?
– Терминал D рассчитанная 12,5-13 млн пассажиров, но такого потока пассажиров мы еще не достигли. При этом, на час терминал рассчитан на 3 тыс. пассажиров. Даже если компании будут равномерно прилетать на протяжении 24 часов в сутки, то задумываться о его расширении еще несколько лет не нужно.
Рассчитываем, что пассажиропоток достигнет 54-56 млн человек в год
Тем не менее, когда базовые перевозчики выстраивают свою позицию по привлечению трансфертного пассажира, создается так называемые пики, когда все воздушные суда слетаются в одно время и в одно время вылетают. Это утренний и вечерний пик базового перевозчика, и дневной, когда прилетают иностранные авиакомпании.
В летний период в утренний пик мы достигли предела пропускной способности. В связи с этим, мы будем думать о расширении нашей пропускной способности.
В терминале D сейчас несколько проектов реализуются. Они позволят эту пропускную способность увеличить на какое-то время. В 2018 году рассчитываем на прирост чартерных пассажиров и пассажиров лоукост-компаний.
Также подготовлено план стратегического развития до 2045 года. Рассчитываем, что пассажиропоток достигнет 54-56 млн человек в год. В данный момент план передан на обсуждение в Кабмин. Презентуем его после утверждения.
– Что способствовало росту Борисполя в последнее время?
– Естественная монополия в формате госкорпорации всегда заточена на получении максимальной прибыли. Все же аэропорт сам по себе пассажира не перевозит. Перевозят авиакомпании. Поэтому мы видим свою задачу в создании максимально благоприятных условий для перевозчиков. Наверное, это и дает свои результаты.
– В чем это проявляется?
– В снижении сборов. Авиакомпании привозят к нам трансферного пассажира, который для нас является прямым дополнительным доходом. В связи с этим, мы ищем способы, чтобы обслуживать не 20 рейсов в час, а 24, 26 рейсов.
В частности, в терминале D делаем дополнительные выходы для посадки пассажиров через автобусы. Обеспечиваем перевозчика оптимальным расписанием, а перевозчик взамен дает дополнительный пассажирооборот. И от этого растут доходы.
– То есть вы стали более дружелюбны по отношению к своим заказчикам?
– Да. Можно ставить приоритетом наполнение бюджета, о котором мы также не забываем, но прежде всего мы понимаем, что бюджет получит в дальнейшем больше от создания хороших условий для увеличения пассажиропотока.
– Каков ваш прогноз на этот год?
– Надеемся, что нам удастся удержаться на уровне 20% прироста пассажиропотока.
– Какие магазины работают в Борисполе? Как они открываются?
– Магазины системы duty free, которые открылись практически через год после открытия терминала. Мы в этом процессе являемся объектом. Поскольку разрабатываем планы, где могут быть площади коммерческого использования.
Потом передаем их в Фонд государственного имущества, который проводит соответствующий конкурс. В последний раз конкурс был проведен в 2014 году. Все площади были сданы в аренду разным компаниям.
Хорошие условия для перевозчика взамен дают дополнительный пассажирооборот
В duty free представлен очень крупный мировой оператор системы duty free – Heinemann, третья в мире компания, которая занимается торговлей в аэропортах. Мы постоянно с ними взаимодействуем, чтобы улучшить и ассортимент, и качество продукции. Но влияние у нас, к сожалению, минимальное, так как арендаторы Фонд госимущества.
– Собираетесь проводить какие-то новые конкурсы?
– Объем коммерческих площадей практически исчерпан. Но летом готовимся ввести в эксплуатацию новую трансферную зону. Возможно, появятся дополнительные площади и будет дополнительный конкурс.
Отмечу, что любое коммерческое использование площадей сокращает площадь, которую использует пассажир в зоне ожидания. Таким образом, важно найти баланс, создав пассажиру комфортные условия для ожидания, получив максимальный коммерческий эффект.
– Как бренд или марка может попасть в Борисполь. Как это вообще технически сделать?
– Нужно обратится к существующему оператору. Несомненно, то, что продается в системе duty free в аэропорту, оно должно предусматривать определенный ассортимент. Оператор определяет по критериям, что лучше продается, а что хуже. Я думаю, в запасе есть еще какие-то бренды, какие-то магазины, просто мы пока не можем их обеспечить дополнительными площадями.
– Касательно планов. Что вы будете расширять, кроме терминала D?
– В этом году планируем открыть дополнительные выходы для посадки на автобусы, расширим багажное отделение. Хотим завершить первую очередь паркинг, находящейся перед терминалом. Таким образом решим проблемы со стоянкой транспорта.
Кроме того, в 2018 году начинаем расширение перрона перед терминалом D для дополнительных мест обслуживания самолетов. И к концу этого года начинаем подготовительные работы по расширению терминала D еще на 400 метров, это дополнительно на 6 аэромостов.
Рассчитываем, что с летнего сезона 2019 года заработает еще терминал F в формате терминала для чартерных перевозчиков и для лоукост-компаний.
– Сколько будет инвестировано в это денег?
– В общей сложности на те строительные проекты, которые сейчас реализуются, потратим 2 млрд грн. Сколько будет стоить расширение терминала D пока говорить рано.