Можешь, когда хочешь: Нишевый бизнес в streetwear. Для тех, кто ищет баланс между работой, хобби и семьей - фото
Партнерский проект

Можешь, когда хочешь: Нишевый бизнес в streetwear. Для тех, кто ищет баланс между работой, хобби и семьей

12 января, 14:43
Лучший способ начать собственное дело — превратить в него свое увлечение. Но для того чтобы хобби стало движущей силой бизнеса, нужно глубоко в нем разбираться и искренне любить. И тогда с понимания своего продукта, осознания его ключевых маркетинговых преимуществ и знания круга потребителей родится успешный бизнес, работающий по девизу — лучше меньше, но более качественно.

Видео дня

Материал подготовлен при поддержке украинского бренда Gemini Espressо, создающего кофе, помогающий сделать первый шаг к реализации своей мечты. Кофе Gemini — это глоток смелости для тех, кто готов добиваться результата, решительно двигаясь своим путем, толчок для твоих дел и замыслов. Открыть свое собственное дело? Можешь, когда хочешь!

Как стать дистрибьютором и добиться успеха, знает владелец магазина стильной уличной одежды «Kapkan Shop» Николай Барабанщиков.

— Как возникла идея открытия бизнеса?

— Банальная удача — мне просто повезло. Кстати я начал продавать совершенно случайно. Сначала у меня было хобби — собирать и продавать пластинки, а также мерч музыкальных групп. В какой-то момент вещей накопилось столько, что дома они уже не помещались, так что пришлось искать помещение под склад. Найдя его, оказалось, что там есть место и для маленького магазинчика.

Мой знакомый дал совет — попытаться продавать локальные бренды. А среди производителей был мой сосед, которому я предложил этот вариант. 11 лет назад, когда я начинал, еще не было бума на локальные бренды, поэтому развивались мы довольно неспешно — у меня была основная работа, а торговля в магазине была больше похожа на хобби. Да и никаких бизнес-навыков у меня не было. Оказалось, что мы попали в нишу на рынке, которая на тот момент еще не была занята — современная и качественная одежда и аксессуары топовых skate и streetwear марок. Помогло и то, что я общаюсь с ребятами разных субкультур, поэтому знаю многих поклонников актуальной уличной моды. Бизнес пережил разные времена. Но всегда возможность работать на себя заставляла меня бросать все силы на реализацию шанса, чтобы сохранить его. Это был период, когда магазин превращался из хобби в бизнес. И я рад, что сегодня он хорошо работает.

— Почему ваш магазин называется «Капкан», и какова его концепция?

— Сначала магазин назывался по-другому, но через несколько лет мы обновили логотип и серьезно занялись брендингом. «Капкан» — это бутик со специально отобранным товаром и особой аудиторией. Сегодня у нас собрано около 50 брендов с интересной историей и уникальной философией. Это не фаст-фэшн — эти бренды уделяют внимание качеству, поэтому их вещи стоят недешево. Некоторые бренды специально ограничивают объемы заказов для своих дистрибьюторов или имеют небольшие мощности производства — это повышает спрос. Человек хочет быть частью этого комьюнити или просто надеть вещи, для создания которых кто-то приложил много усилий и времени, и они являются проявлением его индивидуальности. Здесь есть своя атмосфера, качество и уникальное клиентское предложение.

Капкан

Фото: Капкан

— Как формируется клиентура магазина? Какова в этом роль легендарной локации — «двора с воронами», где работает «Капкан»?

— Наш типичный покупатель — молодой активный горожанин от школьника и студента до среднего возраста. К нам заходит много подростков, которые являются нашей основной растущей аудиторией. И, конечно, молодежь, которая интересуется определенной субкультурой и хочет с помощью одежды подчеркнуть эту принадлежность. Все они разные, и каждая социальная группа имеет свои культовые бренды. Что касается локации, то когда 8 лет назад мы сюда въехали, здесь была только клетка с воронами и никаких магазинов и кафе. Постепенно мы стали точкой тяготения для тех, кто интересуется музыкой в стиле hardcore и punk-rock, винилом и мерчем, а сейчас к ним добавились и скейтеры. Эта тусовка живет как единый живой организм. В Украине такие коммьюнити пока не распространены так широко, как в Европе или в США. И нам приятно, что наш дворик и магазин стали центром встречи современных молодежных субкультур.

— Повлияла ли пандемия на ваш бизнес?

— Конечно. Из-за локдауна люди стали меньше покупать оффлайн, что наиболее негативно сказалось на наших продажах. Магазин пришлось закрыть. Я даже думал, что это конец. Мы не понимали, что происходит и что делать дальше. Безусловно, во время первого локдауна продажи упали, но потом люди успокоились и начали снова заказывать одежду. Итак, адаптацию прошли и продавцы, и покупатели. Из-за нарушения цепочек снабжения некоторые бренды имели задержку в поставках товаров. Также выросли цены на доставку товара. С другой стороны, начало пандемии толкнуло вверх электронную коммерцию. Мы оптимизировали свой онлайн-магазин, и сейчас у нас около 30% приходится на онлайн-продажу, остальное офлайн.

Кстати, в Америке ситуация зеркальная. Думаю, это объясняется тем, что украинцы пока не приобрели привычку заказывать одежду по интернету и проводить онлайн-платежи. Но ситуация меняется — сегодня наши клиенты живут не только в Киеве, но и по всей Украине. Все это помогло нам пережить острейший момент пандемии и первый шок. Конечно, пришлось немного сэкономить, но я не уволил никого из персонала, а с арендодателями мы смогли договориться о снижении реальных ставок.

Капкан

Фото: Капкан

— Как вы находите бренды для «Капкана»?

— Я регулярно бывал до COVID на тематических выставках и шоурумах в Европе, где познакомился с новыми интересными брендами и установил контакты. Ищу возможность общения с ними через друзей и знакомых, потому что чаще всего это небольшие бренды, работающие через агентов. Это очень сплоченное коммьюнити, в котором легко найти контакты тех, кто создает собственные бренды. Или это может произойти случайно. Я 15 лет был веганом, и однажды задумался над тем, где мне взять зимнюю обувь, изготовленную без использования материалов животного происхождения. Так я нашёл Native Shoes и стал их официальным дистрибьютором в Украине. Поэтому поиски интересных и ярких брендов часто превращаются в захватывающий квест.

— Поддерживаете ли вы инициативу «Покупай украинское»?

— Да, потому что мы начинали с локальных украинских брендов, которых уже тогда существовали. К сожалению, некоторые из них давно ничего не выпускают, другие продают товары через свои монобрендовые магазины. Сегодня некоторые локальные бренды делают очень интересную апсайкл-одежду из старых вещей, но это единичные экземпляры. Кроме того, магазин у нас небольшой и многое туда не вывесишь. Так что у нас очень строгий отбор. Но украинское приветствуется — отлично, когда в нашей стране есть таланты, делающие интересные вещи. Поэтому мы всегда стараемся следить за этим и предлагать клиентам достойные новинки с лейблом Made in Ukraine.

Капкан

Фото: Капкан

— С какой сложностью вы сталкиваетесь, работая в украинском ритейле?

— У нас нет проблем с регуляторными органами, потому что мы работаем официально и платим все налоги. Но вопрос вызывает таможенная система в Украине — там все сложно и не прозрачно. В частности, условия растаможивания привезенных вещей, что приводит к их дополнительному удорожанию. Безусловно, любая страна имеет ввозную пошлину, но у нас она может достигать 40% на единицу товара! Думаю, это нужно оптимизировать. Если сделать таможенную и налоговую системы понятными, прозрачными и цифровизированными, малый бизнес в Украине почувствовал себя свободнее и развивался бы активнее. Что касается специфических проблем ритейла, то острейшая из них — трудности с подбором персонала. Особенно в торговле, где нужен не классический продавец-консультант, а человек, находящийся на одной волне с покупателем — хорошо разбирается в актуальных брендах, интересуется их историей и философией.

Человек, которому будут доверять клиенты. Но хочется, чтобы и покупатели отвечали нам тем же. Например, мы были вынуждены отказаться от отправки заказов наложенным платежом, потому что случаются непорядочные клиенты. Для нас очень некомфортна схема, когда человек сделал онлайн-заказ, товар был отправлен вовремя, но лежит на почте, потому что его не забрали. Мы заплатили за отправку и ждем оплаты, а человек не выходит на связь. А пока товар путешествует туда и обратно, его нет в торговом зале, он недоступен другим клиентам. Это вопрос взаимного уважения.

Капкан

Фото: Капкан

— Почему вы не упомянули хроническую проблему малого бизнеса — трудности с привлечением инвестиций?

— На старте у меня не было такой проблемы, потому что весь товар я брал под реализацию с отсрочкой платежа. Но это не застраховало нас от того, что магазин менял свой адрес четыре раза за два года. Среди причин был и ассортимент наших товаров (баллончики краски для граффити), и их количество (магазин был полупуст). Но, наконец, мы справились. Никакого черного бизнеса — просто правильно расставили приоритеты. Было тяжело, но у меня не было соблазна брать кредит у банка, потому что у меня не было ни одного имущества для внесения залога. Пришлось привлекать заемные средства у знакомых. Сейчас это довольно просто — вспомните, кто из ваших друзей работает программистом и он поделится с вами биткоинами.

Я шучу, но это действительно вариант для молодого стартапера, начинающего работать в бизнесе. А если необходимо будет масштабироваться, существуют инвестиционные телеграм-каналы и другие инструменты для поиска частных инвесторов. У меня был такой опыт несколько лет тому назад. Мне срочно понадобилось финансирование бизнеса, и я нашел в интернете человека, готового предоставить мне средства в кредит. Когда я пришел на встречу, он сообщил свои условия — любая сумма под 120% годовых. Сначала я смутился, а потом очень долго смеялся и удивлялся тому, что кто-то в здравом уме может взять у него такой заем. Думаю, сейчас все стало более цивилизованно.

Николай Барабанщиков (Фото: Капкан)

Николай Барабанщиков / Фото: Капкан

— Какой совет вы бы дали молодому предпринимателю, который хотел бы стать вашим конкурентом и открыть свой магазин?

Нишевый бизнес — это как машина с ручной коробкой передач, максимум полуавтомат. То есть нужно постоянно держать руку на пульсе бизнеса, потому что цена ошибки здесь очень велика.

 — Обязательно сделайте это — каждый конкурент придает мне энтузиазм и не дает расслабиться. Если хочется попробовать свои силы в бизнесе, нужно рискнуть. Готов повторить классическую фразу из любого бизнес-интервью: «лучше попробовать и пожалеть, чем всю жизнь сожалеть о том, что так и не попробовал». Но нужно хотя бы минимально продумать свою бизнес-модель. Теория — это хорошо, но всегда полезно получить и практический опыт, который всегда является лучшим помощником. Оптимальный вариант — заниматься тем, в чем ты понимаешь и чем ты увлечен. Для торговли особенно важно, чтобы владелец бизнеса был внутри контекста или хотя бы имел такого партнера. И еще один совет тем, кому интересен этот бизнес — не пытайтесь делегировать полномочия на 100%.

— Как вы видите себя и свой бизнес в будущем?

— «Капкан» будет активно развивать свои потенциалы в направлении электронной торговли, для чего мы уже заканчиваем кардинальное обновление своей интернет-платформы на трех языках для максимального охвата аудитории. А я буду продолжать заниматься своим делом. Мне 36 лет и мне нравится, как я живу — моя семья, ребенок, общение с друзьями, путешествия. Нишевый бизнес позволяет поддерживать баланс работы, хобби и семьи. Совершенствование профессиональных навыков и поиск новых знаний тоже важная часть моей работы. Но мне интересны темы здорового образа жизни, рационального питания, детского образования и множество других сфер жизни, в которых я хочу разбираться. Желание развиваться — мой главный мотиватор, заставляющий двигаться вперед. Уверен, что опыт открытия собственного бизнеса — полезный навык, который мне еще не раз понадобится.

Беседу вела Наталья Кирьянова

Делитесь материалом




Радіо НВ
X