Я бы не хотел, чтобы НАБУ стало проблемой для бизнеса, – Сытник
Глава Национального антикоррупционного бюро (НАБУ) Артем Сытник рассказывает о том, почему обещания побороть коррупцию в Украине – это мега-популизм.
В начале недели Американская торговая палата в Украине (АТПУ) опубликовала опрос представителей бизнеса – крупных западных и отечественных компаний, работающих в Украине – относительно влияния коррупции.
Оказалось, что подавляющее большинство предпринимателей – 91% опрошенных – сталкивались с коррупцией при ведении бизнеса в 2017 году. Это на 10% больше, чем годом ранее. По этому показателю Украина вернулась в 2014 год.
Наиболее коррумпированными бизнес считает суды, налоговую и таможню, а также местные власти.
Приоритетом на 2018 год для улучшения бизнес-климата в Украине предприниматели называют создание отдельного антикоррупционного суда. По мнению бизнеса, искоренение коррупции является ключом к экономическому росту и привлечению прямых иностранных инвестиций.
С созданием антикоррупционного суда Украину торопит и Международный валютный фонд (МВФ). На последней встрече с президентом Петром Порошенко глава МВФ Кристин Лагард заявила: без создания этой важной институции Киев очередной транш не получит.
НВ Бизнес решил расспросить главу НАБУ Артема Сытника о том, почему бизнесу так необходимо создание антикоррупционного суда и что делать предпринимателю, если он столкнулся с коррупцией.
– МВФ поставил в прямую зависимость принятие закона об Антикоррупционном суде и выделение транша. Почему Антикоррупционный суд так важен?
– Это важно потому, что уже проведены расследования, которые ранее в Украине не проводились, дела переданы в суд, но в судах по ним решения фактически не принимаются. Они просто лежат в судах. Поэтому нужна судебная институция, которая готова довести эти дела до конца. Ведь не арест и задержание больше всего интересуют общество, а именно приговор, справедливое наказание и устранение причин и условий, способствующих коррупции.
Этот вопрос стал более актуальным после декабрьских событий в парламенте (попытки голосования за законопроект о праве Верховной Рады "выражать недоверие" главам антикоррупционных органов - ред.). Уже после этих событий появился конкретный законопроект, который был направлен в парламент.
– Почему для бизнеса важна работа Национального антикоррупционного бюро?
– Чем больше бизнес, тем с большей коррупцией он сталкивается в Украине. Я имею в виду уровень чиновников, которые могут давить на бизнес через определенные коррупционные требования. Мы всегда открыты к диалогу в любом формате для того, чтобы вместе разоблачать тех людей, которые применяют незаконные методы к бизнесу, создают коррупционное влияние на него.

Я не хотел бы, чтобы бизнес думал, что как только он обратится к нам, то у него обязательно будут проблемы
Но есть одна проблема, которая нас возвращает к первому вопросу. Мы можем вместе работать, можем задержать чиновника, арестовать его, сообщить ему о подозрении, отстранить от должности. Но направляем дело в суд - и что бизнес видит? Восстановление в должности, уменьшение суммы залога. Дальше дело не движется, дело лежит в суде. И именно это фактически не дает бизнесу полностью раскрыться, окончательно прийти и вместе с нами работать.
Поэтому чрезвычайно важно и для нас, и для бизнеса, и для общества, чтобы те дела, которые уже расследованы, те дела, которые еще только будут расследоваться, – чтобы они были рассмотрены в судах.
– Если предприниматель сталкивается с коррупцией со стороны чиновника, он должен сделать, чтобы отбить атаку и сохранить свой бизнес?
– Когда бизнес чувствует, что он уже сам не может решить вопрос, тогда он ищет защиты. И тогда к нам поступают соответствующие заявления, мы на них реагируем, открывает дела и расследуем. Единственный способ противодействовать этому – это, конечно, обращение в компетентные органы.
К сожалению, мы очень часто видим, что есть вопросы, которые не совсем нам подследственны, и люди это понимают. Но приходят к нам как к последней надежде. Конечно, мы на все эти заявления не можем отреагировать, поскольку у нас банально не хватает ресурса. Но в рамках наших полномочий мы готовы защитить законные права и интересы любого.
– Предпринимателю нужно решить проблему, а не создать себе дополнительные сложности. Стоит ли ему сотрудничать с НАБУ? Ведь есть справедливые опасения, что, если бизнесмен придет к вам, то из-за этого у него могут возникнуть еще большие проблемы.
– Опасения, конечно, есть. И мы уже поговорили, почему они могут быть. Однако, если все это скрывать, то проблема будет становиться все больше и больше. На нее нужно соответственно реагировать.
Я не хотел бы, чтобы бизнес думал, что как только они обратятся к нам, то у них обязательно будут проблемы.
Во-первых, мы очень большое внимание уделяем защите обличителей. От себя могу сказать, что НАБУ сделает все для того, чтобы не допустить давления на кого-то из-за того, что человек обратился к нам. Ведь единственный способ защитить себя – это заявить о нарушении уполномоченному органу и принять меры в отношении лица, которое совершает незаконные действия.
– Возможно ли вообще побороть коррупцию в Украине?
– Если кто-то скажет, что это возможно, - это будет мега-популизм. Коррупция есть в любой стране. Вопрос стоит в том, что коррупция не должна быть угрозой для государства, для его суверенитета.
В Украине коррупция, к сожалению, имеет угрожающие масштабы. Она не дает развиваться бизнесу, не позволяет приходить инвесторам в Украину. Она постоянно является причиной политического кризиса, является причиной того, что мы полноценно не можем реагировать на вооруженную агрессию. С такой коррупцией нужно бороться и уменьшать ее для того, чтобы она не несла таких угроз.
– Что нужно сделать для того, чтобы эта коррупция могла быть побеждена?
– Возвращаемся к вопросу №1. Почему сейчас такое большое сопротивление? Потому что мы вплотную подошли к вынесению приговоров. Один-два-три приговора в отношении топ-чиновников – и процесс дальше пойдет в геометрической прогрессии.
– Как в Румынии?
– Я не совсем люблю сравнивать наш опыт с опытом другого государства, потому что каждое государство начинало с определенных своих особых условий. В Румынии уже более десятка лет созданы антикоррупционные органы. Но до сих пор происходят беспорядки в обществе. Мы видим, что власть пытается постоянно изменить законодательство, ограничить независимость этих органов. Общество выходит на улицы, защищает это.
Если кто-то скажет, что в Украине возможно побороть коррупцию, - это будет мега-популизм
Мне кажется, что власть в Украине должна четко понимать: если она будет дальше заниматься коррупцией, за это наступит ответственность. В случае, если будут попытки ограничить меры по преодолению коррупции, то власть должна иметь проблемы со стороны общества. Только тогда мы выйдем на какой-то серьезный результат.
На сегодня имеем свежий опрос Американской торговой палаты в Украине топ-менеджеров западных и украинских компаний на предмет коррупции. Там есть отдельный вопрос "Каким должен быть следующий шаг, чтобы изменить ситуацию?" Как видим, больше половины представителей бизнеса приоритетом назвали именно создание независимого антикоррупционного суда, который должен начать выносить те приговоры, о которых мы говорили.