Проблемы университетов сквозь горизонт событий коронавируса — Инна Костыря, проректор КНУКиИ, профессор, доктор политических наук

Проректор КНУКиИ, профессор, доктор политических наук (Фото:Инна Костыря)
Пандемия и карантин заставили университеты экстренно менять весь учебный процесс и максимально переводить его в режим онлайн. Как и кто это делал можно почитать в моей предыдущей колонке.
Сегодня же хочу поделиться проблемами, над которыми ведущие университеты мира начинают задумываться или уже испытывают их на себе. Речь идет о том, как в целом трансформируется учебный процесс после карантина, согласны ли будут студенты платить столько же за обучение, переведенное в онлайн, и удастся ли вузам вернуть жизнь в свои кампусы осенью этого года. Университеты также размышляют над тем, а будет ли вообще возможна вступительная кампания, если мир снова будет ждать новый виток распространения коронавируса и карантина.
Хотя во время карантина университеты практически творили чудеса с переводом учебного процесса в онлайн, сейчас они снова в раздумьях: как он изменится после снятия ограничений. В частности руководители западных университетов уже разрабатывают планы, как будут привлекать студентов в студгородки. Они предполагают, что курсы, которые не требуют тесного сотрудничества студентов и преподавателей, а также преподавание теории имеют право на жизнь в онлайне, и вряд ли это в будущем будет массово возвращаться в офлайн.
Однако практические занятия (особенно в естественнонаучных направлениях), курсы и предметы с научными исследованиями потребуют физического присутствия студентов на занятиях, в частности в университетских лабораториях и научных центрах. И именно практические занятия и семинары, считают западные эксперты, будут первыми инструментами, которые заставят студентов вернуться в стены университетов.
Другая колоссальная проблема, с которой столкнулись университеты в мире, — это значительное падение доходов (не только от платы за обучение, но и проведения научных конференций, конгрессов
Британские университеты уже обратились к своему правительству за финансовой помощью для того, чтобы справиться с трудностями из-за пандемии и карантина, а также для поддержки научных исследований. Зато обещают сократить количество студентов в новой вступительной кампании и снизить свои расходы. Британские университеты оценивают сопутствующие потери из-за невозможности проведения конференций (аренда, проживание и кетеринг) в 790 млн фунтов стерлингов до конца лета. Эксперты также прогнозируют значительное сокращение количества иностранных студентов и исследовательских грантов, что отнимет дополнительно сотни миллионов фунтов стерлингов.


Похожая ситуация наблюдается и в США. Университеты продолжают тратить средства, в том числе для проведения онлайн-обучения, а вот поступлений от привлечения студентов и проведения различных мероприятий практически нет. Поэтому университеты не трудоустраивают новых работников, а нынешних отправляют в вынужденные отпуска, прекращают контракты
К тому же ученые и профессора из США отмечают, что вряд ли осенью университеты смогут продолжить учебный процесс так, как это было до сих пор. Другие считают, что пандемия кардинально меняет образ жизни, и все будет зависеть от того, как она будет развиваться осенью, поэтому университеты должны иметь план на случай новой чрезвычайной ситуации.
Уже сейчас в США университеты пролонгируют сроки на поступление до 1 июня 2020 года. Однако абитуриенты не спешат. И здесь есть несколько причин: им трудно принять решение, в частности и потому, что они физически не могут посетить университет своего выбора и оценить атмосферу и уклад жизни студенческого городка. Многие выпускники американских школ планируют взять год на размышления, другие нацелены пока пройти несколько онлайн-курсов в местных колледжах и уже потом переводиться в свои университеты первого выбора. Кроме того, многие американские вузы не уверены, что осенью смогут открыть свои двери для студентов из-за угрозы очередной волны коронавируса. Поэтому активно думают над тем, как все-таки совместить онлайн и традиционный учебный процесс.
Итак, в ситуации, в которой оказался весь мир, а также из опыта университетов США и Великобритании стоит задуматься о дальнейшем развитии высшего образования и в Украине. Имеют ли украинские вузы и Министерство образования и науки план «Б» на случай новой волны пандемии и жестких карантинных ограничений осенью? Каким образом будет происходить вступительная кампания в этом году? Смогут ли университеты начать новый учебный год в своих аудиториях, а если нет, то каким образом они будут осуществлять обучение? Смогут ли они обеспечить высокий уровень учебного процесса с помощью онлайн-технологий? Каким образом организовать обучение и исследования в тех областях, которые непригодны для онлайн-технологий?
Ответы на все эти проблемные вопросы и украинские вузы, и Министерство образования и науки должны искать уже сегодня.