Проблемы университетов сквозь горизонт событий коронавируса — Инна Костыря, проректор КНУКиИ, профессор, доктор политических наук

30 апреля 2020, 13:00
Позиция
Проректор КНУКиИ, профессор, доктор политических наук (Фото:Инна Костыря)

Проректор КНУКиИ, профессор, доктор политических наук (Фото:Инна Костыря)

Пандемия и карантин заставили университеты экстренно менять весь учебный процесс и максимально переводить его в режим онлайн. Как и кто это делал можно почитать в моей предыдущей колонке.

Сегодня же хочу поделиться проблемами, над которыми ведущие университеты мира начинают задумываться или уже испытывают их на себе. Речь идет о том, как в целом трансформируется учебный процесс после карантина, согласны ли будут студенты платить столько же за обучение, переведенное в онлайн, и удастся ли вузам вернуть жизнь в свои кампусы осенью этого года. Университеты также размышляют над тем, а будет ли вообще возможна вступительная кампания, если мир снова будет ждать новый виток распространения коронавируса и карантина.

Видео дня

Хотя во время карантина университеты практически творили чудеса с переводом учебного процесса в онлайн, сейчас они снова в раздумьях: как он изменится после снятия ограничений. В частности руководители западных университетов уже разрабатывают планы, как будут привлекать студентов в студгородки. Они предполагают, что курсы, которые не требуют тесного сотрудничества студентов и преподавателей, а также преподавание теории имеют право на жизнь в онлайне, и вряд ли это в будущем будет массово возвращаться в офлайн.

Однако практические занятия (особенно в естественнонаучных направлениях), курсы и предметы с научными исследованиями потребуют физического присутствия студентов на занятиях, в частности в университетских лабораториях и научных центрах. И именно практические занятия и семинары, считают западные эксперты, будут первыми инструментами, которые заставят студентов вернуться в стены университетов.

Другая колоссальная проблема, с которой столкнулись университеты в мире, — это значительное падение доходов, в то время как расходы остаются на том же уровне, что и до введения карантина

Другая колоссальная проблема, с которой столкнулись университеты в мире, — это значительное падение доходов (не только от платы за обучение, но и проведения научных конференций, конгрессов и т. д.), в то время как расходы остаются на том же уровне, что и до введения карантина. Возникает вопрос, готовы ли будут студенты платить такие же суммы за обучение, если оно полностью или частично будет проходить онлайн. Ведь обучение в университетах, особенно в знаменитых на весь мир, это не только о курсах и дипломах, но и о нетворкинге, атмосфере студенческого городка, интересной общественной жизни и разнообразных проектах. И проблема эта коснется учебных заведений уже этой осенью. По моему мнению, украинским университетам тоже следует обратить внимание на эту проблему, поскольку значительное количество студентов они привлекают именно на контрактной основе.

Британские университеты уже обратились к своему правительству за финансовой помощью для того, чтобы справиться с трудностями из-за пандемии и карантина, а также для поддержки научных исследований. Зато обещают сократить количество студентов в новой вступительной кампании и снизить свои расходы. Британские университеты оценивают сопутствующие потери из-за невозможности проведения конференций (аренда, проживание и кетеринг) в 790 млн фунтов стерлингов до конца лета. Эксперты также прогнозируют значительное сокращение количества иностранных студентов и исследовательских грантов, что отнимет дополнительно сотни миллионов фунтов стерлингов.

poster
Дайджест главных новостей
Бесплатная email-рассылка только лучших материалов от редакторов NV
Рассылка отправляется с понедельника по пятницу
Инна Костыря
Фото: Инна Костыря

Похожая ситуация наблюдается и в США. Университеты продолжают тратить средства, в том числе для проведения онлайн-обучения, а вот поступлений от привлечения студентов и проведения различных мероприятий практически нет. Поэтому университеты не трудоустраивают новых работников, а нынешних отправляют в вынужденные отпуска, прекращают контракты и т. п. Университеты Америки тоже ищут поддержки у своего правительства, которое хотя и предусмотрело около 14 млрд долларов на поддержку высших учебных заведений, но все же ограничено в ресурсах, так как поступления в бюджет падают из-за остановки экономики.

К тому же ученые и профессора из США отмечают, что вряд ли осенью университеты смогут продолжить учебный процесс так, как это было до сих пор. Другие считают, что пандемия кардинально меняет образ жизни, и все будет зависеть от того, как она будет развиваться осенью, поэтому университеты должны иметь план на случай новой чрезвычайной ситуации.

Уже сейчас в США университеты пролонгируют сроки на поступление до 1 июня 2020 года. Однако абитуриенты не спешат. И здесь есть несколько причин: им трудно принять решение, в частности и потому, что они физически не могут посетить университет своего выбора и оценить атмосферу и уклад жизни студенческого городка. Многие выпускники американских школ планируют взять год на размышления, другие нацелены пока пройти несколько онлайн-курсов в местных колледжах и уже потом переводиться в свои университеты первого выбора. Кроме того, многие американские вузы не уверены, что осенью смогут открыть свои двери для студентов из-за угрозы очередной волны коронавируса. Поэтому активно думают над тем, как все-таки совместить онлайн и традиционный учебный процесс.

В ситуации, в которой оказался весь мир, а также из опыта университетов США и Великобритании стоит задуматься о дальнейшем развитии высшего образования и в Украине

Итак, в ситуации, в которой оказался весь мир, а также из опыта университетов США и Великобритании стоит задуматься о дальнейшем развитии высшего образования и в Украине. Имеют ли украинские вузы и Министерство образования и науки план «Б» на случай новой волны пандемии и жестких карантинных ограничений осенью? Каким образом будет происходить вступительная кампания в этом году? Смогут ли университеты начать новый учебный год в своих аудиториях, а если нет, то каким образом они будут осуществлять обучение? Смогут ли они обеспечить высокий уровень учебного процесса с помощью онлайн-технологий? Каким образом организовать обучение и исследования в тех областях, которые непригодны для онлайн-технологий?

Ответы на все эти проблемные вопросы и украинские вузы, и Министерство образования и науки должны искать уже сегодня.

Показать ещё новости
Радіо NV
X